ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


 

 

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (греч. enkyklios - круг, "завершенный цикл" дисциплин; paedia - воспитание, образование, культура) - понятие европейской интеллектуальной (философской и педагогической) традиции. Словосочетание "enkyklios paedia" появляется в 1 в. до н.э. у Дионисия Галикарнасского, но сама данная идея традиционно относима к творчеству Гиппия Элейского (вторая половина 5 в. до н.э.), преподававшего, согласно Платону, "энциклопедические знания". Во французском языке (как идея), "Э." впервые упоминается Ф.Рабле, упоминавшем о "кладезях и безднах Э.". Первоначально (в Древней Греции) речь шла о некоем минимуме знаний, который были обязаны освоить свободные юноши для полноценного включения в общественную и экономическую жизнь полиса. Значимость этой идеи состояла в том, что постулировалась возможность и позитивность существования определенного информационного ценза - количественного параметра процесса социализации личности. В средневековой традиции допускалась достижимость аккумуляции всех актуальных для верующего человека знаний в конечном объеме (В.Бовэ). Первая (печатная) философская Э. - "Философская жемчужина" Грегора Рейша, исповедника императора Максимилиана I (около 1496) - включала 12 частей: натурфилософия, логика, психология, этика и 8 других, не собственно философских. (При этом предполагалась обращенность "энциклопедических" знаний к широкой публике, а не только к специалистам.) Сугубо философская первая Э. - Джованни Баттиста Бернардо "Семинарий или Лексикон в трех томах с индексами по философии Платона, перипатетиков, стоиков" (Венеция, 1582-1585). В 17 в.: "Философский реперторий" Н.Бурхарди, "Философский лексикон" Р.Гокленгиуса, после которых многие термины стали общеупотребительными в профессиональной среде. Сам термин "Э.", введенный в оборот во второй половине 16 в., обозначал трактат, содержащий целостную совокупность данных общеобразовательного либо специального характера. В историко-философской традиции наиболее известны: 1) Э. Д'Аламбера, Дидро, Руссо, Вольтера, Гольбаха и др. (1751-1780) - по Д'Аламберу, Э. - излагает "порядок и последовательность человеческих знаний"; 2) "Энциклопедия философских наук" Гегеля (1817). (По замечанию Аверинцева, "будучи в значительной степени платоническим по типу своего вдохновения, Ренессанс, в общем, избегал формализованного порядка. Темы "Опытов" Монтеня по своей широте могут показаться своего рода разрозненной энциклопедией; нельзя, однако, зная Монтеня, вообразить, чтобы он пожелал увидеть разрозненное собранным. Так вот, если проводить классификацию по вышеназванному признаку, энциклопедисты, видевшие в том же Монтене своего предшественника, довольно неожиданно оказываются вовсе не в его обществе, но в обществе ненавистных им создателей средневековых схоластических сводов, какими были, например, Винцент из Бове, автор "Великого зерцала", или Фома Аквинский с обеими своими "Суммами".) В современной трактовке Э. являет собой компендиум устоявшихся и апробированных, легитимированных научным сообществом знаний в определенной области. Быстрый рост популярности в последней трети 20 в. научных дисциплин "маргинального", "пограничного" характера, экспоненциальный рост специальных знаний, развитие компьютерных банков данных снижают значимость самой идеи Э. для ученых-профессионалов, сохраняя при этом ее статус как "моментальной", "сиюминутной" характеристики меры и степени конвенциализма, присущего той или иной области знания. В постмодернизме выступает символическим обозначением текста, организованного как лабиринт или ризома - в отличие от структурно-одномерного "словаря" (Эко). А.А. Грицанов ЭОН (греч. aion - век) - понятие древнегреческой и современной философии. В античности обозначало "век", "путь жизни", время в ипостаси течения жизни человека и живых существ. В традициях раннего христианства "Э." приобретает новое значение - "мир", но мир в его временном историческом развертывании - в соответствии с парадигмой, постулирующей вынесение смысла истории за пределы наличного исторического времени. В дальнейшем понятие Э. употреблялось в схожих контекстах рядом мыслителей 20 в. (например, Андреевым). У Борхеса же в описании "Вавилонской лотереи" ("... если лотерея является интенсификацией случая, периодическим введением хаоса в космос, то есть в миропорядок, не лучше ли, чтобы случай участвовал во всех этапах розыгрыша, а не только в одном? Разве не смехотворно, что случай присуждает кому-то смерть, а обстоятельства этой смерти - секретность или гласность, срок ожидания в один год или в один час - неподвластны случаю?... В действительности число жеребьевок бесконечно. Ни одно решение не является окончательным, все они разветвляются, порождая другие. Невежды предположат, что бесконечные жеребьевки требуют бесконечного времени; на самом деле достаточно того, чтобы время поддавалось бесконечному делению, как учит знаменитая задача о состязании с черепахой") очевидна проблема: какому же именно времени не нужна бесконечность, а достаточно лишь быть "бесконечно делимым". Согласно Делезу, по существу неограниченные прошлое и будущее, собирающие на поверхности бестелесные события-эффекты, суть Э. - в отличие от всегда ограниченного настоящего, измеряющего действие тел как причин и состояние их глубинных смесей (Хронос). По мнению Делеза, "величие мысли стоиков" и состоит в их идее о том, что такие прочтения времени (как совокупности "изменчивых настоящих" и как "бесконечного подразделения на прошлое и будущее") одновременно необходимы и взаимоисключаемы. С точки зрения Делеза, " ...в одном случае настоящее - это всё; прошлое и будущее указывают только на относительную разницу между двумя настоящими: одно имеет малую протяженность, другое же сжато и наложено на большую протяженность. В другом случае настоящее - это ничто, чистый математический момент, бытие разума, выражающее прошлое и будущее, на которые оно разделено... Именно этот момент без "толщины" и протяжения разделяет каждое настоящее на прошлое и будущее... Э. - это прошлое-будущее, которое в бесконечном делении абстрактного момента безостановочно разлагается в обоих смыслах-направлениях сразу и всегда уклоняется от настоящего... Есть два времени: одно составлено только из сплетающихся настоящих, а другое постоянно разлагается на растянутые прошлое и будущее... одно имеет всегда определенный вид - оно либо активно, либо пассивно; другое - вечно Инфинитив, вечно нейтрально. Одно - циклично; оно измеряет движение тел и зависит от материи, которая ограничивает и заполняет его. Другое - чистая прямая линия на поверхности, бестелесная, безграничная, пустая форма времени, независимая от всякой материи... Э. - это место бестелесных событий и атрибутов, отличающихся от качеств... Каждое событие в Э. меньше наимельчайшего отрезка в Хроносе; но при этом же оно больше самого большого делителя Хроноса, а именно полного цикла. Бесконечно разделяясь в обоих смыслах-направлениях сразу, каждое событие пробегает весь Э. и становится соразмерным его длине в обоих смыслах-направлениях... Э. - прямая линия, прочерченная случайной точкой.., чистая пустая форма времени, освободившаяся от телесного содержания настоящего... Каждое событие адекватно всему Э. Каждое событие коммуницирует со всеми другими, и все вместе они формируют одно Событие - событие Э., где они обладают вечной истиной. В этом тайна события: оно существует на линии Э., но не заполняет ее... Вся линия Э. пробегается "Вдруг", непрестанно скользящим вдоль этой линии и всегда проскакивающим мимо своего места... /Ср. "Вдруг" у Платона - это "ato-роп", т.е. то, что лишено места - А.Г./... Только Хронос заполняется положениями вещей и движениями тел, которым он дает меру. Но будучи пустой и развернутой формой времени, Э. делит до бесконечности то, что преследует его, никогда не находя в нем пристанища - События всех событий... Язык непрестанно рождается в том направлении Э., которое устремлено в будущее, и где он закладывается и как бы предвосхищается". В целом разведение терминов "хронос" (обозначающий абстрактное, объективное время в контексте количественных интервалов его) и "Э." имело и имеет важное значение для философской традиции Западной Европы. (См. Событие, Плоскость.) А.А. Грицанов

Философский словарь

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (от греческого enkyklios paideia - обучение по всему кругу знаний), научное или научно-популярное справочное издание, содержащее систематизированную информацыю по различным областям знаний и практической деятельности. Различают энцыклопедии универсальные и отраслевые, нацыональные и региональные, многотомные и однотомные. Статьи в энцыклопедии располагаются в алфавитном или систематическом порядке. Труды энцыклопедического характера известны с глубокой древности (Древний Египет, Древняя Грецыя, Древний Рим). Возникновение собственно энцыклопедии относится к новому времени. Изданием, имевшим выдающееся научное и культурно-историческое значение, стала "Энцыклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел" Д. Дидро и Ж.Л. Д'Аламбера (1751 - 80), которая предназначалась широкому кругу читателей. Крупнейшие энцыклопедии: отечественные - Энцыклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, Энцыклопедический словарь Гранат, Большая советская энцыклопедия; зарубежные - Американская энцыклопедия ("Американа", США), Британская энцыклопедия ("Британика", Великобритания и США), "Большой Ларусс" (Францыя), "Большой Брокгауз" и Энцыклопедический словарь Мейера (Германия), Универсальная иллюстрированная европейско-американская энцыклопедия ("Эспаса", Испания) и др.

Современный энциклопедический словарь

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, -и, ж. 1. Научное справочное издание по фсем или отдельным отраслям знания в форме словаря. Большая э. Техническая э. Военная э. Литературная э. 2. Приведённое в систему обозрение различных отраслей какой-н. науки (устар. книжн.). Э. наук. Э. прюл * Ходя-чая энциклопедия (шутл.) — о человеке, к-рый обладает обширными званиями, у к-рого можно получить сведения по любому вопросу. II прил. ашхпыимщфЪсокий, -ая, -ое. Э. словарь.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, энциклопедии, ж. (от греч. en - в, kyklos - Круг и paideia - просвещение) (книжн.). 1. Приведенное ф систему сжатое обозрение всех отраслей человеческого знания. Энциклопедия наук. || Круг дисциплин, ф совокупности составляющих отдельную отрасль знания. Физиологическая энциклопедия. || Введение ф курс нек-рых наук. Энциклопедия права. 2. Научьное справочьное пособие, содержащее такое обозрение наук (преимущ. ф форме словаря). Большая Советская Энциклопедия. 3. (Э прописное) только ед., собир. Совокупность энциклопедистов (см. энциклопедист во 2 знач.). Барон д'Ольбах, Марле, Гальяни, Дидерот, Энциклопедии скептический причет. Пушкин. Ходячая энциклопедия (шутл.) - человек, у к-рого всегда можно навести справку по самым различьным предметам.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ТПРУ
ТРЕТЬЕГОДИЧНЫЙ
ПЛАВКА
КОПЧЁНКА
КУРТИЗАНКА
ЛОВКАЧКА
ПЕРС СЕН
РЕЛЬЕФНЫЙ
ПУЛ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ХИМИЧКА
КРОВОПИЕЦ
СТИЛЬ ЛИДЕРСТВА
БУТУЗИТЬ
ДОТИРАТЬСЯ
НАРВАТЬ
СИВУХА
ХИТРИНКА
КУХАРНИЧАТЬ


ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ назад содержание далее ЭНЦЫ
Хостинг от uCoz