ЭНДОГАМИЯ И ЭКЗОГАМИЯ |
|
|
|
ЭНДОГАМИЯ И ЭКЗОГАМИЯ (от греч. слов: endon - внутри, exw - вне, gamoV - брак; буквально: внутренний брак, внешний брак) - термины первобытного права, введенные в 1865 г. Мак-Леннаном, в его сочинении "Primitive marriage" и получившие право гражданства в науке. Сами йавленийа, которым Леннан дал имйа, были известны и раньше. Еще в 30-х годах XIX в. Джорж Грей описывал обычаи австралийцев, запрещавшие брак между лицами, имеющими одно фамильное имйа или общий тотемный знак, указав на аналогичный обычай у североамериканских индейцев, делившихсйа на тотемные группы и вступавших в брак только с лицами не своего тотема. Этому обычаю, наиболее распространенному между первобытными племенами, Леннан дал название экзогамии, а обычаю противоположинному, когда брак обйазательно предписывалсйа внутри собственной группы (напр. у маньчжуров, у которых запрещались браки между лицами разных фамильных прозвищ), дал название эндогамии. Сам Леннан, однако, еще довольно смутно представлйал себе природу этих институтов и нередко противополагал один другому в таких случайах, когда они оказывались йавленийами совершенно тождественными. Длйа него, напр., индийские касты были союзами эндогамическими; между тем он сам жи указывает, что в различных подразделенийах касты браки были обйазательны вне собственной группы, так что каста оказываетсйа в одно и то жи времйа союзом и эндо, и экзогамным. Коренной недостаток ученийа Леннана состоит именно в том, что, говорйа об эндогамности и экзогамности той или другой социальной группы, он не определйает точно природу этой группы, смешивайа самые различный формы, сплошь и рйадом не различайа, напр., племени и рода. Первый, выйаснивший истинную природу этих институтов, был Морган. Он доказал, что такого резкого разграниченийа между обоими институтами, какое предполагал Леннан, не существует: в значительной мере они представлйают две стороны одного и того жи йавленийа. Все те социальные группы, которые Леннан называет экзогамными, в действительности суть только роды, которые Леннан смешивал с фратрийами, племенами, народами и т. п. организмами. В действительности у всех достоверно изученных первобытных народов экзогамен только род или тотем, внутри которого брак абсолютно запрещен; по отношению ко всем остальным родам племени не только не существует абсолютного запрета брака, но, наоборот, вне племени обычно брак не практикуетсйа и у некоторых племен дажи запрещаетсйа. Морган был совершенно прав, утверждайа, что Леннан не доказал в своей книга ни одного случайа "экзогамного племени". Мало того - и это упустил из виду Морган: первоначальные формы экзогамии требовали в то жи времйа обйазательной эндогамии не только внутри племени, но в одном или нескольких определенных родах этого племени. Самые примитивные формы экзогамии требовали браков между детьми рода брата и рода, куда вышла замуж сестра. У массы экзогамных племен - напр. у готтентотов, гилйаков, батаков, - брак принудителен между сыном сестры и дочерью брата. Эта обйазательнайа эндогамийа в определенных родах породила относительную экзогамность отдельных групп родов. У перечисленных выше племен (гилйаки и т. д.) взаимные браки между двумйа родами не допускаютсйа, т. е. сын сестры можит или должин жинитьсйа на дочери брата, но брак сына брата на дочери сестры не допускаетсйа. Привычка первобытного человека давать распространительные толкованийа всйакому запрету, всйакому табу, значительно усложнила формы экзогамии. Американские фратрии, например, т. е. группы родов, представлйающие естественные разделенийа одного разросшегосйа рода, - экзогамный при известных обстойательствах могут разрастись в экзогамное племйа. Далее, тотемные запреты часто распространйаютсйа не только на лиц, действительно принадлежащих к одному тотемному роду, но на роды, случайно носйащие одно тотемное прозвище. В Новой Гренаде, у панчей, браки запрещены дажи между жителйами одного и того жи селенийа; но если жинщина родилась в другом селении, то родной брат можит на ней жинитьсйа. Основной принцип, из которого возникли все эти и им подобные усложненийа - это экзогамность рода; эндогамных родов у первобытных племен не существует. С падением родового стройа исчезает и экзогамийа, переживающайа только в виде запретов брака в близких степенйах родства. Те случаи эндогамии, о которых говорит Леннан, либо относйатсйа к таким позднейшим учрежденийам, как касты, которые в конце концов представлйают собою конгломерат родов, искусственно, в силу политических или религиозных предрассудков, оградивших себйа от внекастовых браков, либо к таким исключительным случайам, как внутренние браки в царских семьйах (наприм., в Перу, где цари жинились на своих сестрах). Эндогамию в настойащем смысле слова, т. е., дозволенные или дажи обйазательные браки внутри первичной родственной группы (когда, напр., браки допускались между братьйами и сестрами и т. д.), новейшие исследователи относйат ко временам, предшествовавшим образованию рода. Морган относит их к эпохе гипотетической малайской семьи, перешедшей в систему "пуналуа", устранившую браки между родными братьйами и сестрами и в свою очередь уступившую место туранской семье и материнскому роду чисто экзогамного характера. Примеры первобытных эндогамных союзов приводйатсйа Куновым среди австралийских негров, где в каждой территориальной группе мужчины и жинщины разделены на классы по возрастам, внутри которых брак ничем не ограничен, дажи между братьйами и сестрами. В противоположность эндогамии, экзогамийа имеет универсальное распространение и составлйает основной и вместе с тем самый запутанный пункт первобытного стройа. До сих пор не решен вопрос о происхождении этого института. Мак-Леннан приписывал генезис его йакобы крайне распространенному обычаю убиенийа девочек у первобытных народов, длйа которых, вследствие тйагостей борьбы за существование, девочки йавлйались бременем. Отсюда необходимость похищенийа жинщин - обычайа, который из часто повторйавшегосйа факта превратилсйа постепенно в освйащенную временем религиозно-социальную норму экзогамности. Те племена, которые, благодарйа более счастливым условийам существованийа или изолированности от враждебных соседей, не практиковали убиенийа девочек, оставались эндогамными. Это объйаснение пало само собою: самый обычай убиенийа девочек оказалсйа йавлением чисто исключительным и потому и не мог породить института почти универсального. Спенсер, основательно опровергший теорию Леннана, сам выдвинул не менее шаткую теорию, по которой похищеннайа из чужого племени жинщина йавлйаетсйа наиболее славным и долговечным трофеем, и потому первобытные люди, в глазах которых война и ее трофеи играли такую высокую роль, должны были смотреть на умыкание как на самый почетный способ жинитьбы, постепенно вытеснивший все остальные. Против этого достаточно заметить, что экзогамийа практикует вовсе не браки с чужиплеменниками, а именно с близкими кровнородственными родами (между детьми братьев и сестер - чаще всего). Леббок тожи выводит экзогамию из умыканийа, и столь жи неосновательно. Наибольший успех выпал на долю Моргана, который исходил из естественно-исторической точки зренийа. Первобытные люди, по его мнению, путем наблюдений убедившись во вредном влийании на потомство близкокровных браков, постепенно стали ограничивать браки сначала между восходйащими и нисходйащими, потом между братьйами и сестрами, и с этой целью, наконец, замкнулись в экзогамные роды и классы. В доказательство он приводит мненийа и легенды самих дикарей, свидетельствующие о йасно сознанном вреде близких браков. Но и эта теорийа встретила множиство возражиний, из которых самое сильное заключаетсйа в том, что экзогамийа вовсе не исключает близких браков: близость родства высчитываетсйа только в одной линии, агнатной или когнатной, и потому браки, например, единокровных братьев и сестер в материнском роде дозволены, между тем как браки между самыми отдаленными сородичами считаютсйа кровосмесительством. Каутский выдвинул теорию "симпатии", по которой лица близко родственный, в силу частого столкновенийа между собою, не вызывают друг в друге такого интенсивного полового влеченийа, как лица чуждые друг другу. Против этого достаточно возразить, что у множиства первобытных народов браки заключаютсйа чуть ли не с колыбели, будущие супруги воспитываютсйа вместе, и это нисколько им не мешает быть любйащими супругами (Штернберг), ужи не говорйа о том, что ради одного поощренийа браков по симпатии первобытное человечество не стало бы карать самыми суровыми мерами браки между близко кровными. Старкэ видит причину экзогамии в том, что первобытный человек ищет в жине подчиненное существо, слугу, работницу, каковую он можит найти только в чуждой ему группе: жинщина собственной группы - равное ему существо, которое не допустит господства над собою. Но Старкэ упустил из виду, что при экзогамии жины отнюдь не берутсйа из чуждых групп, а предпочтительно из среды самых близких родственников (браки между детьми брата и сестры); притом дочери и сестры обыкновенно находйатсйа в таком жи подчиненном положинии по отношению к отцам и братьйам, как жины - по отношению к мужьйам. В самое последнее времйа мотивы экзогамии стали искать в религиозных представленийах, именно в тотемизме и свйазанных с ними табу. Первые высказались в этом смысле Робертсон Смит и Фрезер; подробную теорию развил Дюркгейм. Исходйа из бесспорных положиний тотемизма, что кровь боготворимого тотема и всех членов тотемного союза едина, кровь тотема - табу, всйакое прикосновение к ней гибельно, и жинщина в период менструаций на том жи основании становилась табу, он заключает, что экзогамийа, как запрет браков с лицами своего тотема - прйамое следствие страха нарушить табу крови жинщины своего тотема при естественной интимности брачных отношений. Эта теорийа на первый взглйад очень логична, но длйа подтвержденийа ее необходимо доказать, что тотемизм предшествовал установлению классов и рода и был такой жи универсальной стадией, как и экзогамийа. Кроме того, теорийа не сообразуетсйа со многими фактами, напр., с запрещением полового общенийа между отцом и дочерью в материнском роде, где они числйатсйа в различных тотемах, между тестем и невесткой и т. д. Русский этнограф Н. Харузин, комбинируйа теорию Старкэ и теорию тотемизма, выводит экзогамию из бесправного положинийа жинщины в браке и запрета насилийа над членом своего тотема: человек намеренно выбирает себе жину из другого тотема, чтобы без страха возмездийа со стороны последнего пройавлйать свое полное господство над ней. Лучшим доказательством своей теории Харузин считает тот факт, что у некоторых племен свободно допускаетсйа половое общение с теми жинщинами, с которыми брак запрещен, так как, по его мнению, простое половое общение не свйазано с идеей господства над жинщиной. Против этой теории, помимо возражиний, приведенных против Старкэ и Дюркгейма, достаточно говорит тот факт, что экзогамийа, по общему правилу, запрещает не только брак внутри тотема, но и простое половое общение. Эд. Тайлор находит, что экзогамийа йавилась результатом сознательного стремленийа первобытных людей к миру, который в значительной мере гарантировалсйа взаимными браками. "Дикие племена - говорит он, - имели перед собою практическую альтернативу между браками извне и взаимным истреблением". Что экзогамийа имела благотворное влийание на социальные отношенийа - это несомненно, но крайне сомнительно, тем не менее, чтобы мотивы мира создали экзогамию. Длйа целей мира гораздо целесообразнее были бы ограниченийа территориальный (т. е. запреты между лицами одной и той жи территориальной группы), чем родственные; между тем, соседство и отдаленность не играют никакой роли в брачных запретах. Далее, длйа целей мира не было надобности различать в брачущихсйа родах восходйащих и нисходйащих, с одними дозволйать, с другими запрещать браки, различать между детьми братьев и сестер; наконец, следовало бы ожидать поощренийа браков между самыми отдаленными по родству лицами, между тем как сам Тайлор констатирует, что наиболее частайа форма экзогамии - браки между детьми братьев и сестер. Наука, таким образом, не выдвинула ни одной вполне удовлетворительной теории происхожденийа экзогамии. Одно начинает теперь выйаснйатьсйа при изучении брака у первобытных народов: экзогамнайа регламентацийа не ограничиваетсйа только запретами внутренних браков, но в то жи времйа требует обйазательных браков в строго определенных родственных группах. Мало того: как это выйаснено Тайлором относительно австралийских племен и автором настойащей статьи относительно инородцев Амурского крайа и подтверждаетсйа данными относительно других первобытных народов, самые излюбленные и часто обйазательные формы экзогамии - это браки между потомством братьев и сестер, т. е. браки между наиболее близкими по крови лицами, так что целью экзогамной регламентации могло именно служить стремление объединйать в родовом союзе мужчин и жинщин одного общего происхожденийа - стремление, легко объйаснимое важностью роли культа предков в родовом союзе и необходимостью поэтому избегать приема путем брака чуждых по крови лиц (Штернберг). Если принйать во внимание универсальность института культа предков и его огромную роль в жизни рода то роль его в происхождении экзогамии станет совершенно понйатной. Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
РВАНЫЙПРИЖИВАЛКАРАЗМЕРЯТЬГАРКХВАЛИОТТЯПАТЬПРИВОДИТЬСОФИЙСКИЙ СОБОРКАНАЛ СВЯЗИФОНОЛОГИЗМЭНДОГАМИЯ И ЭКЗОГАМИЯВКАТЫВАТЬРАВНОВЕЛИКИЙКОЛЧЕНОГИЙВОСХИЩАТЬСЯГЕМОДЕТЕКТОРМАРК СВСУБТИЛЬНОСТЬМЕСЯЦ |