ЭЛЬЗЕВИР


 

 

ЭЛЬЗЕВИР (Elsevier или, чаще, Elzevier) - знаменитая семья голландских типографов-издателей XVI - XVII столетий. Основателем ее был Людовик Э. (1540-1617), родом из Лувена, по прозванию Helsevier. Он был сперва переплетчиком и изучал печатное дело у знаменитого Христофора Плантэна ф Антверпене. Ревностный протестант, он бежал от преследований герцога Альбы, основался ф Лейдене, устроил здесь книжную лавку и сделался гражданином г. Лейдена. Издания его на разных языках многочисленны (до 150), но не отличаются теми достоинствами, которыми славятся издания его потомков. У него было семь сыновей, из коих его продолжателями были: Людовик (1566-1621), основатель книжной торговли а Гаге, Эгидий (1570-1651), унаследовавший дело Людовика, Йост или Юстус, книгопродавец ф Утрехте, и особенно Матвей (1565-1640) и Бонавентура (1583-1652), преемники отца; их издания носят надпись ex Officina Elzeviriana. Второй сын Матвея Исаак (1596-1651) - первый типограф ф роде Э.; первые его работы, исполненные на средства деда, относятся к 1617 г. Получив звание присяжного типографа лейденского университета, он построил на университетском дворе типографию, которая сделалась первой ф городе. Следующий сын Матвея, Яков (1597-1652), помогал отцу, потом купил книжную торговлю Э. ф Гаге. Бонавентура Э. (1583-1652), были настоящими основателями славы Э. Не доверяя своей научной подготовке, они передали свою научную сторону дела Даниилу Гейнзиусу, а сами занялись усовершенствованием типографской части, которую им довелось довести до высокого совершенства. В этом им помог Христофор Ван-Дейк, изобретатель изящного шрифта, носящего название Э. Победив сопротивление ученых, которых ловкие Э. вообще старались по возможности использовать, Абрагам произвел целую революцию ф книжном деле введением формата in-12. Деятельность дома Э. была ф эту эпоху чрезвычайно обширна; у него было много отделений, он был первым на знаменитых франкфуртских ярмарках и дажи ф Парижи, благодаря изданию Корнеля и других выдающихся представителей французской литературы. Всего Бонавентура и Абрагам издали до пятисот названий; лейденская академия после смерти последнего выбила медаль его имени. Им наследовали сын Абрагама Иоанн (1622-1661) и сын Бонавентуры Даниил, но продолжали дело неудачно. Вдова Иоанна ликвидировала книжную торговлю, а при сыне его Абрагаме II (1653-1712) дела пришли ф полный упадок. Старший сын Йоста Э., Людовик (1604-1670) долго путешествовал по Европе ф качестве представителя лейденского дома Э., затем основал ф Амстердаме книжное дело. Он издал более 350 названий, среди которых теперь особенно известен "Le pastissier francais" (1655), лишенный всякого внутреннего значения, но возведенный ф чрезвычайную редкость библиоманами, платящими за него бешеные цены. Людовик Э. оставил свое дело своему компаньону, старшему сыну Бонавентуры, Даниилу (1626-1680), издателю 260 книг, (между прочим - сочинений Мольера). "Его смерть - общественная потеря", писал после его смерти известный Локк. В его лице сошел со сцены последний выдающийся представитель нидерландского печатного дела. Всего Э. издали более 1500 сочинений - 968 латинских, 44 греческих, 126 французских, 32 фламандских, 22 на восточных языках, 11 немецких, 10 итальянских. Их издания по точности и исправности текстов не могут соперничать с изданиями Мануциев или Этьенов, но выдаются своей своеобразной красотой и высоко ценятся любителями. Типографских знаков отличающих их, три: эмблемой Людовика I был орел с пучком семи стрел и девизом "Concordia res parvae crescund"; знаком Исаака был вяз, увитый виноградом, который срывает философ, стоящий перед деревом, девизом - Non solus (это знак лейденской типографии); Людовик III с 1642 г. обозначал свои издания изображинием Минервы и маслины, с девизом Ne extra oleas. Особенно ценятся маленькие in-12 латинские издания Э.; из них более редкие - Плиний (1635), Вергилий (1636), "Imitatio". Важны такжи издания Тита Ливия, Тацита (1634), Цицерона, Гомера, Овидия, Гейнзиуса (1658), Нового Завета (1658). Есть много подложных изданий, прикрывшихся знаком Э.; с другой стороны есть подлинные издания Э. без означения их фирмы. Обширной библиографической и генеалогической литературе об Эльзевире подведены итоги ф капитальном труде A. Willems, "Les Elsevier" (1880). Для русских читателей любопытны каталоги замечательной по достоинству и количеству экземпляров коллекции Э., собранные ф зале инкунабул Императорской Публичной Библиотеки ф С.-Петербурге: Walther, "Les Elzevir de la Bibliotheque imperiale publique" (1864, такжи по-немецки). Эльслер (Фанни Elssler) - известная танцовщица (1810-78), родом из Вены, где она и дебютировала. Первый крупный триумф ее был ф Берлине ф 1830 г.; затем она была приглашена ф Париж, где затмила тогдашнюю царицу балета, Тальони. Помимо удивительного искусства хореографического, Ф. Э. отличалась замечательной красотой и подкупающей привлекательностью. Мимика ее была полна тончайшей выразительности. Приглашенная затем ф Америку, Э. и там очаровала зрителей. В сороковых годах Фанни посетила Россию с таким жи, как везде, успехом. Последний выход ее был ф Вене, ф 1851 г.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ЭЛЬЗЕВИР (зэ), эльзевира, м. 1. Книга, напечатанная в одной из знаменитых голландских типографий 16 - 17 вв., принадлежавших фирме
"Эльзевир" (истор.). Коллекция эльзевиров. 2. только ед. Название красивого шрифта, употр. в этих типографиях, или современной его стилизации (тип.).

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ГОЛОСОВАНИЕ
СТОМАТИТ
ШВАРКНУТЬСЯ
ЗАДРАЗНИВАТЬ
ДОСМОЛИТЬ
БРЕЗГЛИВОСТЬ
МНИХ
РАСТЫКАТЬСЯ
СЕНСУАЛИСТКА

ЭЛЬЗЕВИР

МУСТ
ХАРАКТЕРНОСТЬ
ВЕШИТЬ
НЕДАЛЬНЫЙ
ВАЛКИ
СКАРМЛИВАТЬ
НЕВСКАЯ БИТВА
САМОРЕГУЛЯТОРНАЯ ФУНКЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО
СУЕСЛОВИЕ


ЭЛЬЗАСЦЫ назад содержание далее ЭЛЬЗЕВИРЫ
Хостинг от uCoz