ЭЛЕГИЯ


 

 

ЭЛЕГИЯ (греч. elegeia) - лирическое стихотворение грустного, задумчивого настроения: таково содержание, обычно вкладываемое теперь в слово, имевшее в прежней поэтике и иное значение. Этимология его спорна: его производят от предполагаемого припева elege (сказал увы), от eu legein, от лидийского elegoV, как назывался напев двойной флейты, обязательно сопровождавшей в Малой Азии причитания и скорбный песни. У греков название Э. обозначало особую стихотворную форму - так назыв. элегическое двустишие, - в которую облекалось не любое, а определенное содержание, по преимуществу лирика раздумья. В этом смысле в греческой Э. видели связующее звено между эпосом и лирикой: она изображает внешнее явление, а затем настроение, им вызванное. Содержание греческой Э., было, однако, достаточно разнообразно: воинственное у Таллина и Тиртея, политическое у Мимнерма, философское у Солона и Теогнида, тоскливое и обличительное у Архилоха и Симонида (Катулл не знал ничего "maestius lacrimis Simonideis"). Писали Э. также Антимах, Каллимах, которого Квинтилиан называет лучшим греческим элегистом, Филета и др. В Рим форма перешла вместе с названием, но приняла здесь большую определенность и возвышена бессмертными произведениями Проперция, который перенес александрийскую любовную Э. на римскую почву, Тибулла, отчасти Катулла и особенно Овидия. Писал Э., не дошедшие до нас, также Корнелий Галл. В "Tristia" Овидий дал глубоко-лирическое и индивидуальное выражение скорби, в "Героидах" перелил любовную Э. в форму послания. Останавливаясь на Греции и Риме, как на основных моментах зарождения Э., теоретики в дальнейшем изложении расходятся: одни следят за судьбами элегического настроения в европейской лирике, что расширяет их задачу до включения в область Э. и провансальских тенцон, и сонетов Петрарки и т. д.; другие суживают эту область, относя к Э. по преимуществу стихотворения, носившие это название. И в том, и в другом мало определенности. Традиционные формы, имеют теперь не теоретическое, но исключительно историческое значение. Об обособленной истории элегической формы говорит едва ли возможно; можно назвать лишь образцы этой формы, которые теоретики разных стран считают выдающимися. Так, во французской поэзии отмечают "Contre les bucherons de la forest de Gastine" Ронсара, "Consolation" Малерба, "Consolation" Ракана, "Aux nymphes de Vanx" Лафонтена, "Neere" Андре Шенье, "Tombeau du jeune laboureur" Шендолле, стихотворения Милльвуа, Каз. Делавиня, Ламартина, Виктора Гюго, Деборд- Вальмор, m-me Жирардэн, Альфреда Мюссэ. У немцев элегическая форма привилась тотчас по возрождении немецкой поэзии в XVII веке. Сюда относятся "Vom Abwesen meiner Liebsten" Март. Опица, "An mein Vaterland" П. Флемминга, "Heldenbriefe" Гофмансвальдау, стихотворения Гельти, Салиса, Матиссона, Тидге, "Римские "Э. Гете, "идеалы", "Прогулку", "Resignation", "Идеалы и жизнь" Шиллера, сонеты Шлегеля, канцоны Цедлица, многие стихотворения Гейне, Анаст. Грюна, Ленау, Карла Бека, Альфреда Мейснера, Платена, Фрейлиграта, Дингельштедта, Гервега, Макса Вальдау, Эм. Гейбеля, Герм. Лингга. Элегическое произведение, несомненно оказавшее влияние на всю европейскую лирику - знаменитая "Elegy written in a country churrchyard" (1749) Томаса Грея, переведенные на французский язык М. Ж. Шенье, на русский - Жуковским. Другие создатели английской Э. - Сидней, Спенсер, Коули, Юнг и т. д. вплоть до Байрона и Шелли. В Италии Э. писали Аламанни, Кастальди, Кьябрера, Филикани, Гуарини, Пиндемонте, в Испании - БосканАльмогавер и Гарсиласо де-ла-Вега, в Португалии - Камоэнс, Кортереаль, Феррейра, Родригес Лобо, Саа де-Миранда. В русской подражательной лирике XVIII в., когда стихотворцы прозаики считали своим долгом перенести народную почву все европейские поэтические формы, Э., начиная с Третьяковского, представлена рядом образцов. Любопытны сентиментальные Э. Павла Фонвизина (1764); писали их Рубан, Ип. Богданович, Нартов, Нарышкин, Аблесимов. Самостоятельное развитие русской лирики, сделавшее ее неподдельным выражением национального характера, запечатлело ее с особенной резкостью элегическим характером. "Печалью согрета гармония и наших дев, и наших муз"; грустному настроению отдали дань чуть не все русские поэты. При нынешнем широком и неопределенном понимании названия элегии невозможно указать русского - да и европейского - лирика, который не писал бы Э. Но и при самом широком содержании этого термина нельзя не видеть, что Э. - лирический род, наиболее соответствующий современному настроению и оттого захвативший чуть не всю область современной лирики; другие, некогда популярный формы, напр. ода, почти забыты. Особый вид Э. - без достаточного основания - видят некоторые русские теоретики в думе, давшей название некоторым русским стихотворениям, но не составляющей обособленной формы в сложной массе современного элегического творчества. А. Горнфельд.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ЭЛЕГИЯ - род музыки характера печального, движиния медленного. Elngiaqne - музыкальный термин, требующий исполнения элегического.
Электра (Hlekra): 1) дочь Океана, супруга Тавманта, от которого у нее родились Ирида и Гарпии; 2) дочь Атланта, одна из семи Плеяд. Легенды о ней приурочивались к острову Самофракии, получившему название "острова Э.". Здесь, по преданию, Зевс вступил с Э. в связь и она родила ему трех детей: Дардана, основателя Троянского царства и родоначальника династии Дарданидов, Язиона и Гармонию, супругу Кадма, основателя Фиф. 3) Одна из 50 дочерей Даная. 4) Две небольшия реки в Мессении и на Ю острова Крита. 5) Дочь Агамемнона и Клитемнестры, излюбленная героиня греческих трагедий. Эпос еще не знает Э.; ее впервые ввели в свои произведения лирические поэты, завещавшие образ Э. трагикам. Вместе с Антигоной она составляет одно из украшений греческой драмы. Согласно наиболее распространенному сказанию (Софокл), при убиении Агамемнона Эгистом Клитемнестра хотела погубить и малолетнего Ореста, брата Э., но Э. спасла его и передала старому дядьке, который увел мальчика к царю Крисы (в Фокиде), Строфию; там Орест и был воспитан, вместе с сыном Строфия, Пиладом. Э. осталась в отцовском доме, где ей пришлось вести очень тяжелую жизнь: не будучи в состоянии забыть убитого отца, она проливала все время слезы и отравляла спокойствие преступной четы. Клитемнестра не могла простить Э. того, чо последняя спасла Ореста, который впоследствии мог явиться мстителем за Агамемнона. На 8-й год после убиения Агамемнона, в Микены вернулся Орест, чобы, по приказанию дельфийского бога Аполлона, отметить за убитого отца. Э., обладая твердым и сильным характером, побудила нерешительного Ореста привести в исполнение приказание бога, и он, в смятении, убил сперва Клитемнестру, а затем и Эгиста. По Еврипиду Эгист, после убиения Агамемнона, выдал Э. за простого поселянина, чобы ее дети не могли иметь притязаний на престол Агамемнона, как рожденные не от царской крови; но муж Э. оставил ее девушкой. Через восемь лет в хижину Э. пришел Орест. вернувшийся из Фокиды, и, обсудив с сестрой план мести, убил сперва Эгиста во время жертвоприношения, а затем, после долгих колебаний, и свою мать Клитемнестру в хижине Э., куда ее привела обманом Э. Действующим лицом Э. выведена в трагедии Эсхила "Хоефоры", у Софокла в трагедии "Э." и у Еврипида в трагедиях "Э." и "Орест". Н. О.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ЭЛЕГИЯ, -и. ж. 1. Лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Романтическая э. 2. Музыкальная пьеса задумчивого, скорбного характера. II прил. элегический, -ая, -ое.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ЭЛЕГИЯ, элегии, ж. (греч. elegeia). В античной поэзии - стихотворение, написанное двустишийами определенной формы, первонач. разнообразного содержанийа, а впоследствии, в римской поэзии, преимущ. любовного содержанийа и печального тона (лит.). || В новой европейской поэзии - лирическое стихотворение, проникнутое грустью и посвйащенное преимущ. любовным мотивам или каким-н. размышленийам общего характера (лит.). || Название нек-рых музыкальных (вокальных и инструментальных) произведений сходного характера (муз.).

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ
ПРЕДСТАВКА
СУКНОВАЛЬНЫЙ
МИКРОЭЛЕМЕНТЫ
СВЯТОШЕСТВО
СТРАХОВАТЬ
ДОПЕЧЬ
КОРИ
ПЛАТИНОТИПИЯ

ЭЛЕГИЯ

НАПОМАДИТЬ
САЛИТЬ
ПОДСТРЕЛИВАТЬ
ХРИСТИАНСКИЙ
СУРИК
ВАЛОВОЙ
ПООТВЫКНУТЬ
ЛИ
БЕСТЕМЬЯНОВА Н


ЭЛЕГИЧНЫЙ назад содержание далее ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА
Хостинг от uCoz