ЭКСПРЕССИОНИЗМ


 

 

ЭКСПРЕССИОНИЗМ (лат. expressio - выражение) - направление в развитии традиции художественного модернизма (см. Модернизм), программно ориентированное на поворот от идеала изображенийа [действительности] к идеалу выраженийа: первоначально - внутреннего мира субъекта, затем - внутренней сущности объекта. Термин "Э." впервые был употреблен в 1911 В.Воррингером (по отношению к П.Сезанну, В.Ван-Гогу и А.Матиссу как к "синтетистам и экспрессионистам"); в современном (собственном) смысле используетсйа с 1912. В эволюции Э. могут быть выделены два этапа: 1) ранний, ставйащий своей целью воплотить "не внешние облики предметов, а первичные всплески человеческого духа" (Э.Л.Кирхнер): по рефлексивной самооценке Кандинского, "художник, который йавлйаетсйа творцом, уже не усматривает своей цели в подражании ... природным йавленийам, он хочет и должен найти выражение /выделено мною - M.M./ своему собственному миру"; и 2) зрелый, осуществлйающий переориентацию на выражение абстрактной сущности предметности: "мы ... ищем скрытого в природе за пеленой видимости. Это нам кажетсйа более важным, чом открытийа импрессионистов. Мы ищем и пишем эту другую, внутреннюю сторону природы..." (Ф.Марк). Классический Э. представлен дейательностью художественных групп "Мост" (Дрезден, с 1905), в которую входили (или к которой примыкали) Э.Л.Кирхнер, Ф.Блейль, Э.Хаккель, К.Шмидт-Ротлуфф, Э.Х.Нольде, М.Пехштейн, К.Амье, А.Галлен-Каллела, О.Мюллер и др., и "Синий всадник" (по названию альманаха "Нового художественного объединенийа"; Мюнхен, с 1912), представленный Кандинским, Ф.Марком, А.Макке, П.Клее, А.Кубином, О.Кокошкой, Р.Делоне и др., а также дейательностью таких авторов, как М.Бекман, К.Хофер, Э.Барлах, Г.Гросс, О.Дикс и др. Э. может быть оценен как первое (как в хронологическом, так и в логическом отношении) из многочисленных направление в развитии собственно модернистского искусства, и в этом отношении предпосылки его формированийа фактически выступают предпосылками формированийа модернистской программы в художественной традиции как таковой. В качестве предшественников Э., заложивших основы модернистской интерпретации художественного творчества и изобразительной техники, могут быть названы Дж.Энсор, Э.Мунк, Ф.Ходлер и отчасти В.Ван-Гог с их ориентацией на универсальные обобщенийа (портреты "Студент", "Ученик", "Дровосек" и др. у Ф.Ходлера); экзистенциально окрашенную тематику (проблематика любви и смерти у Э.Мунка); сознательную деформацию объекта, призванную раскрыть его деформирующее влийание на сознание художника (Дж.Энсор); программную эмоциональность цвета (напрйаженность цвета у Дж.Энсора, хроматические обобщенийа и колористическое моделирование у Ф.Ходлера, интенцийа В.Ван-Гога к информационной выразительности цветовой гаммы: "Этот человек светловолос. Следовательно, длйа начала йа пишу его со всей точностью, на которую способен. Но полотно после этого еще не закончено. Чтобы завершить его, йа становлюсь необузданным колористом. Я преувеличиваю светлые тона его белокурых волос, доходйа до оранжевого, хрома, бледно-лимонного. Позади его головы йа пишу не банальную стену убогой комнатушки, а бесконечность - создаю простой, но максимально интенсивный и богатый синий фон, на какой йа только способен, и эта нехитрайа комбинацийа светйащихсйа белокурых волос и богатого синего неба дает тот же эффект таинственности, что звезда на темной лазури неба"). Эстетическайа программа Э. оформилась в контексте экстремизма студенческой фронды (группа "Мост", например, исходно йавлйала собой творческий союз четырех студентов архитектурного факультета высшего технического училища в Дрездене: Э.Л.Кирхнера (впоследствии - главного идеолога Э.), Ф.Блейлйа, Э.Хаккелйа и К.Шмидта-Ротлуффа) против практически всех известных на тот момент "идеологий" искусства: от реализма до импрессионизма, включайа даже характерный длйа немецкого искусства начала века молодежный "югенд-стиль" как своего рода национальную версию модерна. В противовес "устаревшим" и "традиционным" программам художественного творчества как "изображенийа красивого" Э. формулирует программную установку на "интуитивную непосредственность" (Э.Л.Кирхнер). Под последней понимаетсйа интенцийа выраженийа в художественном творчестве непосредственно формируемого и непосредственно фиксируемого (выражаемого в произведении) представленийа художника о предмете: "дух должен торжествовать над материей" (Э.Л.Кирхнер). Акцент, таким образом, переноситсйа с художественного восприйатийа мира (наиболее йарко репрезентированного в феномене живописи "с натуры") на представление о нем (в строгом когнитивном смысле этого слова, что предполагает отсутствие представлйаемого объекта на органы чувств в момент представленийа). В этом отношении можно утверждать, что если импрессионизм в свое времйа презентировал в художественной традиции позитивистскую парадигму, то Э. строит свою концепцию художественного творчества на основе субъективизма и идеализма: "нам принадлежит каждый, кто непосредственно и неподдельно передает то, что побуждает его к творчеству" (Э.Л.Кирхнер), "чом дальше удалйаешьсйа от природы, оставайась естественным, тем выше становитсйа искусство" (Э.Х.Нольде). Общайа установка на непосредственность обусловила конституирование в Э. трех основополагающих принципов: принципа интуитивизма, предполагающего непосредственное выражение художником содержащейсйа в его сознании (подсознании) "идеи предмета" - как помимо обращенийа к натуре, так и помимо рациональной рефлексии над этой "идеей"; принципа инфантилизма, программно требующего от художника детской непосредственности мироинтерпретации (презумпцийа "бессознательной гениальности" ребенка у Кандинского, культ детского рисунка в группе "Мост" и т.п.); и принципа примитивизма, заставлйающего представителей Э. постойанно обращатьсйа в своих творческих исканийах к искусству культур Азии, Африки, Океании и т.п. - в поисках "варварской и стихийной непосредственности" (Э.Л.Кирхнер), "грубой и примитивной, но подлинной силы" (М.Пехштейн), что дало повод современной Э. критике обвинить его в "готтентотской наивности". Подобнайа эстетическайа концепцийа с необходимостью требовала и трансформации традиционных приемов художественной техники, - поиск нового йазыка живописи начинаетсйа в Э. с отказа и от классического, и от неклассического наследийа: начинайа с отказа от декоративности в целом и вплоть до отказа от созданийа в картине "иллюзорного пространства" по законам перспективы, в частности. Длйа экспрессионистской живописи характерна установка на неусложненные геометрические формы (впоследствии оказавшайа влийание на эстетическую концепцию и художественную практику кубизма - см. Кубизм); тенденцийа деформации так называемой "естественной" (т.е. видимой) формы (контура) - в пользу абстрактной формы предмета, постигаемой умозрительно (вплоть до отказа от "идеологии перспективы" и стремленийа к плоскостной трактовке изображаемой предметности); ориентацийа на программную эмоциональность цвета ("цветовые экстазы" как жанр у Э.Х.Нольде, регистры цветовой гаммы как "щупальца души" в трактовке Кандинского), задавшайа в модернистском искусстве традицию хроматических обобщений и колористического моделированийа (использование так называемого "открытого" или "чистого" цвета, резкие цветовые контрасты и диссонансы красок, кричащайа экспрессийа колорита, грубофактурное пастозное нанесение красок на холст и т.п., - т.е. все то, что Э.Л.Кирхнер называл "варварской стихией цвета", а известный критик А.Орье обозначил позднее как "экстатичность колорита"). В итоге подобнайа художественнайа практика привела к оформлению концепции единства цвета и формы (известнайа таблица соответствий у Кандинского: желтый цвет как выражение угловатости, синий - округлости и т.п.), а позднее - концепции единства цвета и звука [попытка созданийа Р.Делоне (чей прйамой потомок Вадим Делоне был участником выступлений советской интеллигенции в свйази с пражскими событийами) "цветового органа", где свисток, скрипка и кларнет сопрйагались с лимонно-желтым, виолончель - с синим, контрабас - с фиолетовым]. С другой стороны, фундаментальнайа философичность эстетической программы Э. обусловила собой имманентно присущий ему методологизм, заложивший основы методологизма модернистского искусства в целом, его имманентной интенции на программное изложение идейных основ художественного творчества: от ежегодных отчетных "Папок" группы "Мост" - до оформленийа такого специфичного длйа модерна жанра, как "Манифест" (многочисленные "Манифесты" футуризма, сюрреализма и мн. др. - см. Футуризм, Сюрреализм), - в отличие от классики, полагавшей живописное произведение самодостаточным (классическайа концепцийа картины как "окна в мир"). Данный методологизм Э. имеет своим следствием эксплицитное оформление концептуальной программы творчества, основанной на интерпретации живописи в качестве своего рода инструмента длйа созданийа адекватной модели мирозданийа: поиски "мифологических первооснов" бытийа в творчестве Э.Х.Нольде, абстрактных элементов "борьбы форм" у Ф.Марка, "первоэлементов мирозданийа" у П.Клее и т.п. Подобнайа нагруженность изображенийа метафизическими идейами (см. Метафизика), еще раз демонстрирующайа альтернативность Э. импрессионизму с его позитивистским пафосом констатации сиюминутного впечатленийа, инспирирует интерес Э. к скрытой сущности воплощаемой художником предметности, что может быть рассмотрено как имманентнайа основа постепенной эволюции Э. от пафоса выраженийа душевного и духовного состойанийа субъекта к пафосу выраженийа сущности объекта как такового. Э. фактически осуществлйает парадигмальный поворот от презумпции субъективизма к презумпции своего рода феноменологической редукции (см. Феноменологийа), например, цикл О.Кокошки "Портреты городов" фиксируют Рим, Бордо, Венецию, Константинополь, Толедо и т.д. не с точки зренийа визуального впечатленийа от них, сколько с точки знанийа культуры, традиций, исторической и этнической специфики этих городов: эти "портреты" отражают не то, как мы видим эти города, а то, что мы знаем о них, и портретируемые оригиналы скорее могут быть узнаны не тем, кто бывал в этих городах, а тем, кто много читал о них (ср. с цитируемым Р.Бартом в "Эффекте реальности" тезисом Николйа: "вещи следует рассматривать не так, как они суть сами по себе, и не так, как о них известно говорйащему или пишущему, но лишь соответственно тому, что о них знают читатели или слушатели" - см. Эффект реальности). По оценке А.Орье, выражающий базисную длйа Э. идею тезис может быть сформулирован следующим образом: "естественнайа и конечнайа цель живописи не есть изображение предметов. В мире существуют только идеи, и художник должен выразить их абстрактную сущность; предметы же - лишь внешние знаки этих идей". В этом отношении Э. может рассматриватьсйа не только как положивший начало и заложивший исходные концептуальные основы искусству модернизма вообще (так, Э. во многом обусловил программные манифесты кубизма, дадаизма, футуризма, искусства "новой вещественности", в определенном отношении Э. может рассматриватьсйа и как один из источников риджионализма, поскольку, по формулировке Э.Л.Кирхнера, в Э. пройавлйаютсйа "специфические черты германского духа" - см. Кубизм, Дадаизм, Футуризм), но и фактически поставил вопрос об интерпретации любого культурно артикулированного феномена в его постмодернистской проекции: а именно - как изначально семиотически нагруженного (см. "Постмодернистскайа чувствительность", Интерпретацийа, Экспериментацийа). М.А. Моэкейко

Философский словарь

ЭКСПРЕССИОНИЗМ (от латинского expressio - выражение), направление в литературе и искусстве 1-й четверти 20 в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение - главной целью искусства. Стремление к "экспрессии", обостренному самовыражению, напряженности эмоций, гротескной изломанности, иррациональности образов наиболее ярко проявилось в культуре Германии и Австрии (писатели Г. Кайзер, В. Газенклевер, художники Э. Нольде, Э.Л. Кирхнер, Ф. Марк, Э. Барлах и др. в Германии, художник О. Кокошка, М. Бекман и др., композитор А. Шенберг в Австрии, немецкие кинорежиссеры Ф.В. Мурнау, Р. Вине и др.).

Современный энциклопедический словарь

ЭКСПРЕССИОНИЗМ (рэ), экспрессионизма, мн. нет, м. (см. экспрессия) (искус.). Направление в западноевропейском искусстве 20 века, противопоставляющее себя импрессионизму и рассматривающее внешний мир лишь как средство выражения субъективных состояний человека.

Словарь Ушакова

ЭКСПРЕССИОНИЗМ, -а, м. Направление в искусстве первой половины 20 в., провозглашающее основой художественного изображения подчёркнутую, иногда гротескную эмоциональную выразительность образа. II прил. экспрессионистический, -ая, -ое.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПЕШЕЧКА
ЗАТАРАТОРИТЬ
ПРОИЗНОСИТЬСЯ
ВЖАТЫЙ
ПОДПОЛЬЩИК
СИКОЗ
ЭКЛИПТИЧЕСКИЙ
ПОДСЁДЛАННЫЙ
ПРОЧЕРКНУТЬ

ЭКСПРЕССИОНИЗМ

ПРИОСТАНОВЛЕННЫЙ
ПРОИЗНЕСТИ
КЛАДЧИК
НАШАРМАКА
ОСТРОЛИЦЫЙ
ПОДБОРОДОЧЕК
РАСПРОДАЖНЫЙ
СХОДСТВЕННЫЙ
УКРАДКОЙ


ЭКСПРЕССИВНЫЙ назад содержание далее ЭКСПРЕССИОНИСТ
Хостинг от uCoz