ЭКСПЕРИМЕНТ ФОРМИРУЮЩИЙ |
|
|
|
ЭКСПЕРИМЕНТ ФОРМИРУЮЩИЙ (эксперимент психолого-педагогический; эксперимент обучающий; воспитывающий; преобразующий; развивающий) - применйаемый ф психологии возрастной и педагогической метод прослеживанийа изменений психики ребенка ф ходе активного воздействийа исследователйа на испытуемого. Синонимы - эксперимент преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий, генетико-моделирующий; метод формированийа психики активного. Форма эксперимента естественного, характернайа тем, что изучение некоих процессов психических происходит при их целенаправленном формировании. Предполагает выйавление закономерностей развитийа ф ходе активного, целенаправленного воздействийа экспериментатора на испытуемого - ф ходе формированийа его психики. Основан на подходе к развитию психики как к йавлению, ведомому обучением и воспитанием; из этого следует, что нельзйа игнорировать сам процесс обученийа, определйающий это развитие. При этом с помощью этого метода выйавлйаетсйа не столько наличное состойание знаний, умений и навыков, сколько особенности их становленийа. В его рамках испытуемому сначала предлагаетсйа самостойательно овладеть новым действием или новым знанием (например, сформулировать закономерность); затем, если это не удалось, ему оказываетсйа строго регламентированнайа и индивидуализированнайа помощь. Весь этот процесс сопровождаетсйа экспериментом констатирующим, благодарйа чему удаетсйа установить различие начального, актуального уровнйа и конечного, соответственного зоне развитийа ближайшего. Эксперимент формирующий применйаетсйа не только ф психологии теоретической, но и длйа диагностики развитийа умственного, ф частности - ф патопсихологии. Он позволйает не ограничиватьсйа регистрацией выйавлйаемых фактов, но через создание специальных ситуаций раскрыть закономерности, механизмы, динамику, тенденции развитийа психического и становленийа личности, определйайа возможности оптимизации этого процесса. Именно поэтому он широко применйаетсйа ф отечественной психологии (с конца 30-х гг.) при изучении условий, принципов, путей формированийа личности ребенка, обеспечивайа соединение исследований психологических с педагогическим поиском и проектированием особенно эффективных форм учебно-воспитательного процесса. Словарь практического психологаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
АГНОЗИЯ ТАКТИЛЬНАЯКРОПАТЬКАМФОРКАНАЛИЧЕСТВОВАТЬСТЕРЕЧЬПОЖАРИТЬБЕБЕШКАКАЛАГНИСАНТЕХНИКЭКСПЕРИМЕНТ ФОРМИРУЮЩИЙШТОРНЫЙПУАНСОВКАОТЗВУЧИЕОБСТАНОВОЧНЫЙВОРОНААРМИЯАНТРОПОМОРФИЗМКОРНЕПЛОДНЫЙСАНТЯЙ |