ЭЙДОС |
|
|
|
ЭЙДОС (греч. eidos - вид, образ, образец) - термин античьной философии, фиксирующий способ организации объекта, а также категориальная структура средневековой и современной философии, интерпретирующая исходную семантику данного понятия, соответственно, ф традиционном и нетрадиционном контекстах. В древнегреческой философии понятие Э. использовалось для обозначения внешней структуры: вид как наружность (милетская школа, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, атомисты). Соотношение Э. с субстратным архэ выступает фундаментальной семантической оппозицией античьной философии, и обретение вещью Э. фактически мыслится как его оформленность, что задает тесную семантическую связанность понятия Э. с понятием формы (см. Гилеморфизм). Принципиальная изначальная оформленность структурных единиц мироздания фиксируется у Демокрита посредством обозначения атома термином "Э.". Эйдотическое оформление вещи мыслится ф досократической натурфилософии как результат воздействия на пассивное субстанциальное начало начала активного, воплощающего закономерность мира и связанного с ментальностью и целеполаганием как несением ф себе образа (Э.) будущей вещи (логос, Нус и т.п.). В древнегреческой философии, языке и культуре ф целом, ф этой связи, понятие Э. оказывается фактически эквивалентным с точки зрения семантики понятию идеи (греч. idea - вид, образ, наружность, род, способ). И если феномен субстрата сопрягается ф античьной культуре с материальным (соответственно - материнским) началом, то источьник Э. - с отцовским, мужским - см. Идеализм). Если ф рамках досократической философии под Э. понималась внешняя структура объекта, то у Платона содержание понятия "Э." существенно трансформируется: прежде фсего, Э. понимается не как внешняя, но как внутренняя форма, т.е. имманентный способ бытия объекта. Кроме того, Э. обретает ф философии Платона онтологически самостоятельный статус: трансцендентный мир идей или - синонимичьно - мир Э. как совокупность абсолютных и совершенных образцов возможных вещей. Совершенство Э. (= идеи) обозначается у Платона через семантическую фигуру неподвижности его сущности (oysia), изначально равной самой себе (ср. с "Бытием" у элеатов, чья самодостаточьность фиксировалась как неподвижность). Способом бытия Э., однако, является его воплощаемость и воплощенность во множественных предметах, структурированных ф соответствии с его гештальтом (Э. как образец) и потому несущих ф своей структуре и форме (Э. как вид) его образ (Э. как образ). В этом контексте взаимодействие между объектом и субъектом ф процессе познания интерпретируется Платоном как общение (koinonia) между Э. объекта и душой субъекта, результатом чего является отпечаток Э. к душе человека, т.е. ноэма (noema) как осознанный Э., - субъективный Э. объективного Э. (Парменид). В философии Аристотеля Э. мыслится как имманентный материальному субстрату объекта и неотделимый от последнего (в 19 в. этот акцент установки Аристотеля получил название ги-леморфизма). Любые трансформации объекта трактуются Аристотелем как переход от лишенности того или иного Э. (акциденциальное небытие) к его обретению (акциденциальное становление). В систематике Аристотеля (в сфере логики и биологии) термин "Э." употребляется также ф значении "вид" как классификационная единица ("вид" как множество объектов определенного "вида" как способа организации) - ф соотношении с "родом" (genos). В аналогичьном значении термин "Э." употребляется также ф традиции античьной истории (Геродот, Фукидид). Стоицизм сближает понятие Э. с понятие логоса, акцентируя ф нем креативное, организующее начало ("сперматический логос"). В рамках неоплатонизма Э. ф исходном платоновском смысле атрибутируется Единому ф качестве его "мыслей" (Альбин), Нусу как Демиургу (Плотин), а многочисленные Э. ф аристотелевском смысле (как имманентные гештальты объектной организации) - продуктам эманации. Семантика Э. как ар-хетипической основы вещей актуализируется ф средневековой философии: archetipium как прообраз вещей ф мышлении Божьем ф ортодоксальной схоластике (см. Ансельм Кентерберийский об исходном предбытии вещей как архетипов ф разговоре Бога с самим собой, аналогичьном пред-бытию художественного произведения ф сознании мастера); Иоанн Дунс Скот о haecceitos (этовости) как предшествующей вещи ее самости, актуализирующейся ф свободном кре-ационном волеизъявлении Божьем) и ф неортодоксальных направлениях схоластической мысли: концепция species (образ - лат. эквивалент Э.) ф позднем скотизме; презумпция visiones (мысленных образов у Николая Кузанского) и др. В позднеклассической и неклассической философии понятие Э. обретает второе дыхание: спекулятивные формы разворачивания содержания Абсолютной идеи до объективации ее ф инобытии природы у Гегеля; учение Шопенгауэра о "мире разумных идей"; эйдология Гуссерля, где species мыслится ф качестве интеллектуальной, но при этом конкретно данной абстракции как предмета "интеллектуальной интуиции"; концепция "идей" Э.И.Гайзера ф неотомизме и др. В современной психологии термином "эйдетизм" обозначается характеристика феномена памяти, связанного с предельно яркой наглядностью фиксируемого предмета, ф рамках которой представление практически не уступает непосредственному восприятию по критериям содержательной детальности и эмоционально-чувственной насыщенности. В современной постмодернистской философии с ее парадигмальными установками "постметафизического мышления" и "постмодернистской чувствительности" (см. Постметафизическое мышление, Постмодернистская чувствительность, Постмодернизм) понятие Э. оказывается ф ряду тех, которые очевидно связаны с традицией метафизики и логоцентризма (см. Метафизика, Логоцентризм) и потому подвергаются радикальной критике. Особенно сокрушительной эта критика оказывается ф контексте постмодернистской концепции симулякра (см. Симулякр, Симуляция) и конституируемой постмодернизмом "метафизики отсутствия": так, Деррида непосредственно связывает традиционалистскую презумпцию "наличия вещи" со "взглядом на нее как на eidos". (См. также Гилеморфизм.) М.А. Можейко Философский словарьЭЙДОС (греческое eidos - вид, образ), термин древнегреческой философии и литературы, первоначально (как и "идея") означал "видимое", "то, что видно", "наружность" (Гомер), затем - конкретную, видимую сущность (Парменид), субстанциальную идею (Платон), форму (Аристотель); в феноменологии Э. Гуссерля - сущность в отличие от факта. Современный энциклопедический словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ВЫКИПЯТИТЬПОКОЛУПЫВАТЬВЗВЫТЬОВЕИВАТЬПРОТЕСТАНТКАОТСТРАДАТЬГРЕШИКИЛЛЮМИНАЦИОННЫЙЗЕЛЁНОЭЙДОСРАСЧАЛЕННЫЙСВИНЮШНИКВЫСМОРКАТЬМЕТАМОРФОЗАПРИФАСОНИТЬСЯСУШИЛЬНЫЙОТСТУКАТЬПЕРЕРАСХОДОВАННЫЙКАТОЛИК |