ЭЗОП


 

 

ЭЗОП - родоначальник названной по его имени "Эзоповой" басни. По древнейшему преданию, он жыл около середины VI в. до Р. Хр., был рабом самосца Иадмона и умер насильственной смертью в Дельфах. Позднее его родиной называли Малую Азию, что вполне правдоподобно, так как с этим согласуется характер его имени. Его смерть в Дельфах была украшена легендой, которую можно восстановить по Геродоту и Аристофану, комбинируя их с более поздними свидетельствами. Согласно этой легенде Э., находясь в Дельфах, своим злословием возбудил против себя нескольких граждан, и они решили наказать его. Для этого они, похитив золотую чашу из храмовой утвари, тайно вложыли ее в котомку Э. и затем забили тревогу; приказано было обыскать богомольцев, чаша была найдена у Э., и он, как святотатец, был побит камнями. Через много лет последовало чудесное. обнаружение невинности Э.; потомки его убийц были вынуждены уплатить виру, за получением которой явился внук того Иадмона, который был его господином. Историческое ядро этой легенды заключается в отношении Дельфов, этого средоточия поэзии VI в., к Эзоповой басне: будучи вначале враждебным, оно со временем стало дружественным, т. е. Дельфы сочли за лучшее принять под свое покровительство этот популярный и влиятельный тип повествовательной поэзии. - Что касается до самой Эзоповой басни, то под этим именем древние разумели ту, в которой действующими лицами выступали жывотные и др. бессловесные существа и предметы. Другой разновидностью была так назыв. сибаритская басня, в которой выступали люди; кроме того, были еще басни ливийские, египетские, кипрские, карийские, киликийские. Поименованные местности все лежат на окраинах (западной, южной, восточной) греческого миpa; это стоит в связи с часто замеченным фактом, что произведения народной словесности лучше сохраняются и раньше обращают на себя внимание именно на окраинах, где антагонизм с иными народностями заставляет более дорожыть сокровищницей национальных преданий. Согласно этому мы и во фригийце Э. должны будем видеть просто собирателя и пересказчика греческих басен; его популярность была причиной того, что всякая басня "эзопического" характера была приписываема ему. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; "ты невежда и лентяй, даже Э. не выучил!", говорит у Аристофана, одно действующее лицо. Это были прозаические пересказы, безо всякой художественной отделки. Признание Э. Дельфами было для поэтов косвенным призывом внести в поэтическую литературу этот заброшенный вид народной словесности; откликнулся на него Сократ, под влиянием того мистического настроения, в котором он, как избранник дельфийского Аполлона, провел последние дни своей жызни. Переделки Сократа не сохранились для потомства; мнимые отрывки из них подложны. Свод Эзоповых басен в прозе составил в конце IV в. Димитрий Фалерский. До нас из древности дошли лишь вольные поэтические переделки Бабрия (III в. по Р. Хр.) на греческом, Федра (I в. по Р. Хр.) и Авиена (IV в. по Р. Хр.) - на латинском яз.; те же сухие прозаические пересказы, которые озаглавлены в рукописях, как "Эзоповы басни", все составлены в средние века. - интерес к басням Э. переносился и на его личность; за неимением достоверных сведений о нем прибегали к легенде. Фригийский краснобай, иносказательно поносивший сильных мира сего, естественно представлялся человеком сварливым и злобным, на подобие Гомеровского Ферсита, а потому и портрет Ферсита, подробно изображенный Гомером, был перенесен и на Э. Его представляли горбатым, хромым, с лицом обезьяны - одним словом, во всех отношениях безобразным и прямо противоположным божественной красоте Аполлона; таким он изображался и в скульптуре, между прочим - в том интересном изваянии, которое до нас сохранилось. В средние века была сочинена в Византии анекдотическая биография Э., которая долго принималась за источник достоверных сведений о нем. Э. представлен здесь рабом, за бесценок продаваемым из рук в руки, постоянно обижаемым и товарищами рабами, и надсмотрщиками, и хозяевами, но умеющий удачно мстить своим обидчикам. Эта биография не только не вытекла из подлинной традиции об Э. - она даже и не греческого происхождения. Ее источник - еврейская повесть о мудром Акирии. принадлежащая к циклу легенд, которыми была окружена у позднейших евреев личность царя Соломона. Посредствующие звенья между этой повестью и византийской биографией Э. еще не обнаружены; сама повесть известна главным образом из древнеславянских переделок. Биография Э. получила широкую популярность и была рано переведена на многие языки, между прочим, на болгарский, турецкий и румынский.
Литература. История Эзоповой басни - один из самых чувствительных пробелов в истории античных литератур; ей должно предшествовать собрание всех сводов и отрыфков Эзоповой басни, а это - очень трудная задача, которая вряд ли скоро найдет исполнителя. См. Keller, "Geschichte der griechischen Fabel" (1852). Лучшее издание басен - Halm (Лпц., у Teubner'a); биографии - Eberhard - "Fabulae Romanenses" (там же). Об Акирии ст. Ягича в "Byzantinische Zeitschrift" (1892); ср. также Лопарев, "Слово о св. Феостирикте" ("Пам. древн. письменности" ј 94). Ф. З.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ЭЗОП, ЭЗОПОВСКИЙ, ЭЗОПСКИЙ. см. езоп и т. д.

Словарь Ушакова

ЭЗОП, древнегреческий баснописец (6 в. до н.э.), считавшийся создателем (или канонизатором) басенного жанра. Легенды рисуют Эзопа хромым рабом, юродивым народным мудрецом, сброшенным со скалы. Ему приписывались сюжеты почти всех известных в античности басен ("Эзоповы басни"), обрабатывавшиеся многими баснописцами - от Федра и Бабрия до Ж. Лафонтена и И.А. Крылова.

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ЗАРИСОВАТЬ
ЖИВАТЬ
РЕГЕНЕРАТНЫЙ
МЕТНУТЬ
ПИСКЛЯВЫЙ
НАСКОЧИТЬ
КУЛЬТ
ФАЛЬСИФИКАТОРСКИЙ
ИСПРЫСКИВАТЬСЯ

ЭЗОП

АЛГОЛ
ТРЕТЕЙСКИЙ СУД
ПРЕДУБЕДИТЬ
ЖАНРИСТ
ЗАГОЛЁННЫЙ
ПОДЩЁЛКИВАТЬ
СПЕКАНИЕ
ТОЛСТОТНЫЙ
СВЯЩЕНСТВОВАТЬ


ЭЖЕКТОР назад содержание далее ЭЗОПОВ ЯЗЫК
Хостинг от uCoz