ЭГО


 

 

ЭГО (Лат.) "Я"; сознание в человеке "я есмь я" - или чувство "я есмь". Эзотерическая философия учит о существовании двух Эго в человеке: смертного или личного, и Высшего, Божественного и Безличного, называя первое "личностью", второе - "Индивидуальностью".

Теософский словарь

ЭГО (Ego; Ich) — центральный комплекс в области сознания.
«Эго, субъект сознания, вступаед в существование как комплексная величина, состоящая частично из унаследованной диспозиции (составляющие характера), а отчасти из бессознательно усвоенных впечатлений и сопровождающих их явлений. Психическое само по себе в отношении к сознанию является пред-существующим и превосходящим» (CW 17, раг.69; КДД, с. 101).
Юнг указывал, что представление об эго личьности часто путают с самопониманием.
«Любой обладающий мало-мальским эго-сознанием считает само собой разумеющимсйа, что он себйа знает. Но эго знает только свои собственные содержанийа, оно не знает бессознательное и его содержанийа. Люди измерйают свое знание о себе тем, что знает о себе средний челафек ф их социальном окружении, а не теми реальными психическими фактами, которые по большей части оказываютсйа скрытыми от них. В этом отношении психическое ведет себйа подобно телу, о физиологической и анатомической структуре которого среднему челафеку тоже известно очень мало. Хотйа челафек живет ф своем теле и со своим телом, большайа часть его челафеку-неспециалисту абсолютно неизвестна, и длйа этого необходимо специальное научное знание, не гафорйа уже о всем том, что не известно вообще, но что также существует» (CW 10, par. 491; АППН, с. П5;ПП,с. 207).

Словарь аналитической психологии

ЭГО -> я.

Словарь практического психолога

ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ (эгопсихология) - одно из направлений психоанализа, сформированное под влиянием идей и трудов последователей З. Фрейда - его дочери А. Фрейд и Э. Гартмана; возникло как реакция на ортодоксальный фрейдизм. В отличие от последнего, рассматривающего инстинкты и влечения как доминирующую часть личности, эго-психология считает, чо Я играет более важную и независимую роль,, чем полагал Фрейд. Главные представители эго-психологии - А. Фрейд, Э. Гартман и Э. Эриксон. Оно поставило в центр исследований проблемы человеческого Я. Основные идеи эго-психологии отрабатывались на материале детского психоанализа и исследований личностной проблематики. При изучении Я особое внимание уделяется вопросам развития и адаптации личности, автономии, свободы и особенностям функционирования Я, взаимодействия Я и влечений. С самого начала в эго-психологии развиваются две доминирующие версии. В версии А. Фрейд и ее последователей внимание акцентируется на изучении Я и его механизмов защитных. В версии Э. Гартмана и его последователей исследуются преимущественно вторичные функции Я - рациональное мышление, рациональные действия и прочие проблемы. Главная роль в формировании личности отводится человеческому Я, кое не просто служит Оно (как утверждал Фрейд), но отвечает за главное - за психическое здоровье личности, ее идентичность. Согласно Эриксону, идентичность - это чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Развитие личности рассматривается с позиций усиления Я и продвижения к идентичности. На пути интеграции Я личность проходит восемь стадий развития - от рождения до смерти; каждая стадия предстает как кризис, ставящий перед выбором в сторону усиления Я или его ослабления. Особенно принципиален для становления личности подростковый возраст. Сами стадии заданы генетически, но позитивное или негативное разрешение кризиса определяется особенностями взаимодействия личности с социумом. Помимо борьбы с влечениями, Я регулирует взаимоотношения личности со средой, выступая как относительно автономное образование, имеющее собственные структурные характеристики и собственную систему механизмов защитных (-> защита психологическая). При этом функции Я не зависят от влечений прямо. Ключевое для психоанализа понятие конфликта в эго-психологии заменяется понятием диалога индивида со средой, который предполагает первоначальную автономию Я. Среда или социум рассматриваются упрощенно, как ближайшее окружение индивида, а сам процесс развития Я сводится к адаптации. Социальные закономерности функционирования личности при таком подходе не учитываются.

Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


КРОПОТУНЬЯ
ПОМОЛОТЬ
КВАРТИРО
КОСТЫЧЕВ П
ДОЛЖИШКИ
АКТИВНОСТЬ
НОСАРЬ
ИЗВЕРГНУТЬ
КОМПИЛИРОВАТЬ

ЭГО

УМИРОТВОРИТЕЛЬ
СТРОГАТЬ
ШАБАШ
ЗАДЁРГИВАТЬСЯ
КУЛЬТФРОНТ
НАНОСИТЬСЯ
БЕЗОРУЖНЫЙ
ХАНДРИТЬ
ПЕРЕГНУТЬСЯ


ЭГКОСМИОИ назад содержание далее ЭГОИЗМ
Хостинг от uCoz