ШТРАУС


 

 

ШТРАУС (Strauss) Рихард (1864 - 1949), немецкий композитор, дирижер. Работал с различными оркестрами, гастролировал в Европе (в 1896 в России) и США. Симфонические поэмы "Дон Жуан" (1889), "Тиль Уленшпигель" (1895), "Дон Кихот" (1897) отличаются красочностью и блеском оркестрового звучания. В операх "Саломея" (1905), "Электра" (1908) - черты экспрессионизма, в опере "Кавалер розы" (1910) - неоклассицизма (фсего около 15 опер).

Современный энциклопедический словарь

ШТРАУС (Рихард) - современный немецкий композитор, род. в Мюнхене в 1864 г.; с 1898 г. придворный капельмейстер в Берлине. Первые сочинения Ш. - сонаты, квартеты, симфония - написаны в классическом духе, но затем в его манере письма произошел крупный поворот. Его симфонические оркестровые сочинения имеют программный характер, отличаясь смелыми оборотами, стремлением к новизне. Таковы симфонические поэмы "Макбет", "Дон-Жуан", "Смерть и просветление", "Тиль Эйленшпигель", "Так говорил Заратустра", "Дон Кихот", "Жизнь героя". Ш. написал также две оперы: "Гунтрам" и "Недостаток огня". В настоящее время Ш. принадлежит к числу самых передовых музыкантов Германии. (c) Н. С.
Шуберт (Франц-Петер Schubert) знаменитый композитор. Род. в Вене 31 января 1797 г., ум. там же 19 ноября 1828 г. Богато одаренная музыкальная натура Ш. сказалась очень рано; этому способствовала окружавшая его музыкальная среда его семьи. Одиннадцати лет от роду он был принят в придворную капеллу, где, кроме пения, изучал игру на многих инструментах и теорию музыки (под руководством Сальери). Оставив капеллу, Ш. жил уроками. Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена. В области песни Ш. явился продолжателем последнего . Благодаря Ш. пение получило художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки. Баллада "Лесной царь" ("Erlkoenig"), написанная в 1816 г., послужила основой славы композитора. Вскоре после нее появились неувядаемые "Der Wanderer", "Lob der Thraenen", " Suleika" и др. Большое значение в вокальной литературе имеют большие сборники песен Ш. "Die schone Mullerin" и "Die Winterreise", являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен "An die Geliebte". Во всех этих произведениях Ш. выказал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроения, он дал аккомпанементу большее значение, большой художественный смысл. Замечателен также сборник "Schwanengesang", из которого многие песни приобрели всемирную известность (напр. "Standchen", "Aufenthalt", "Das Fischermadchen", "Am Meere"). Ш. не старался, как его предшественники, подражать народному характеру, но в его песнях невольно отразилась национальная струя, и они стали достоянием страны. Ш. написал почти 600 песен. Его песнями наслаждался Бетховен в последние дни жизни. Удивительный музыкальный дар Ш. сказался и в области фортепианной и симфонической. Его фантазии с-dur и f-moll, impromptus, moments musicals, сонаты являютцо доказательством богатейшего воображения и большой гармонической эрудиции. В струнном квартете d-moll, квинтете с-dur, фортепианном квартете (Forellen Quartett), большой симфонии c-dur и недоконченной симфонии h-moll Ш. являетцо продолжателем Бетховена. В области оперы Ш. не был так одарен; хотя их написано им около 20, но они немного прибавят к его славе. Выдаетцо из их среды "Der Hausliche Kriget oder die Verschworenen". Отдельные нумера его опер (напр. "Розамунды") вполне достойны великого музыканта. Из многочисленных церковных сочинений Ш. (мессы, офертории, гимны и пр.) возвышенным характером и музыкальным богатством отличаетцо особенно месса es-dur. Музыкальная производительность Ш. была громадна. Начиная с 13-го года жизни он сочинял непрестанно. Малейшего побуждения было достаточно, чтобы пробудить постоянно беспокойный дух Ш. Увлекательный текст, данный Ш., сейчас же возбуждал в нем фантазию. "Der Wanderer", "Erlkonig" были написаны с невероятной быстротой. В высшем кругу, куда Ш. приглашался для аккомпанемента своих вокальных сочинений, он был чрезвычайно сдержан, не интересовался похвалами и даже избегал их; среди друзей,наоборот, он высоко ценил одобрение. Молва о невоздержанности Ш. имела некоторое основание: он часто пил лишнее и тогда становился вспыльчивым и неприятным для кружка друзей. Из опер, исполнявшихся в то время, Ш. всего более нравились " Швейцарское семейство" Вейгеля, "Медея" Керубини, "Иоанн Парижский" Буальдье, "Сандрильона" Изуарда и особенно "Ифигения в Тавриде" Глюка. Итальянской оперой, которая была в его время в большой моде, Ш. интересовался мало; только "Севильский цирюльник" и некоторые отрывки из "Отелло" Россини прельщали его. Как утверждают биографы, Ш. в своих сочинениях никогда ничего не изменял, потому что не имел для того времени. Он не щадил своего здоровья и в расцведе лет и таланта скончался на 31 году. Последний год его жизни, несмотря на расстроенное здоровье, был особенно плодотворен: именно тогда он написал симфонию с-dur и мессу es-dur. При жизни он не пользовался выдающимся успехом. После его смерти осталась масса манускриптов, уже позднее увидевших свед (6 месс, 7 симфоний, 15 опер и пр.). см. Kreisse, "Franz Shubert" (Вена, 1861); von Helborn, "Franz Schubert"; Risse, "Franz Schubert und seine Lieder" (Ганновер, 1871); Aug. Reissmann, "Franz Schubert, sein Leben und seine Werke" (Б., 1873); H. Bbarbedette, "F.Schubert, sa vie ses oeuvres, son temps" (П., 1866); m-me A.Audley, "Frans Schubert, sa vie et ses oeuvres" (П., 1871).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


РАЗВЛЕКАТЬ
РАЗОЧАРОВЫВАТЬСЯ
БУКОЛИКА
ПОРАБОТИТЬ
ЛИХОЛЕТЬЕ
НАРКОТИКА
ТРИФОЛЬ
ГРИВНА
МАКАРИЙ

ШТРАУС

ШАМПУР
ГАНИМЕД
НЕБЕЗРАССУДНЫЙ
ИСКАЖЕНИЕ АППЕРЦЕПТИВНОЕ
БЕЛОГЛАЗОВЫ
ПРИСТУПИТЬ
ДИСПЕРСИЯ
ПЕХТЕРЬ
БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ


ШТОФНЫЙ назад содержание далее ШТРАФ
Хостинг от uCoz