ЕФРЕМ СИРИН |
|
|
|
ЕФРЕМ СИРИН - один из великих учителей церкви IV в. Родился в Низибии, в первых годах IV в.; скончался, вероятно, в начале V в. По сказанию его сирского жизнеописания, Е. был сын языческого жреца, который за обращено его ко Христу изгнал его из родительского дома. Сам Е. называет себя человеком "неученым и малосмысленным"; но это сказано им лишь по смирению: его учености "удивлялся", по выражению Феодорита, Василий В. В сочинениях самого Е. видно хорошее знакомство с произведениями не только христианских ученых, но и с "эллинскою мудростью", с языческою мифологиею и началами тогдашнего естествознания. В своих проповедях Е. нередко говорит о пользе знания и образования, которое, по выражению его, "выше богатства". Сочинения Е. еще при его жизни переведены были на греческий язык; по словам Иеронима, они читались в церквах после св. Писания, как это в древности делалось с творениями Ерма и Климента Римского. Число его сочинений, по Фотию, простиралось до 1000, не считая составленных им и вошедших отчасти в богослужебное употребление молитв, а также стихотворений, излагавших учение церковное и положенных на народные напевы с целью противодействовать распространению ереси Вардесана. Русский перевод творений Е. (моск. дух. акад., 1848-53) не содержит в себе даже всех изданных его творений (всего лишь 265 заглавий). Первое место между соч. Е. занимают его толкования на св. Писание, дошедшие до нас не вполне. Между экзегетами восточной церкви Е. занимает одно из первых мест. Особенную цену его толкованиям придает знание еврейского языка, этнографии и географии Палестины. Гораздо ниже по достоинству догматствование Е. По умственному развитию церкви сирской в его время нужно было скорее элементарное изложение христианского учения, чем его спекулятивное и Диалектическое истолкование; к тому же сам Е. по складу своих духовных сил был не столько мыслитель, сколько оратор и поэт. Из своего знакомства с "эллинскою мудростью" он вынес отрицательное отношение к ней и все свое теоретическое Миросозерцание обосновывает исключительно на религиозных началах, на т. н. вере церкви, чуждаясь спекулятивного богословия. Это охранительное, строго конфессиональное направление богословия Е. составляет черту, резко обособляющую его от других великих церковных учителей его времени. Даже в своих противоеретических сочинениях он большею частью не входит в ученое обсуждение еретических доктрин, а довольствуетцо лишь указанием на несогласие их с верою церкви и глубокою скорбно о нечестии еретиков-вольнодумцев. Лучшую часть сочинений Е. составляют его проповеди, особенно нравоучительные. Он не столько доказывает, сколько высказывает свои мысли и чувства. "Сирский пророк" (название, данное ему современниками) являетцо здесь в своей прирожденной сфере; он - истинный и настоящий оратор в христианском смысле слова. Его речи чужды искусственной конструкции и условной риторики; проповедь его часто обращаетцо в настоящую гимнологию: бесконечное разнообразие сравнений доходит иногда до излишнего словообилия и чрезмерного аллегоризирования. Господствующий аргумент в его проповедях - умелая цитата из св. Писания; главное содержание их - учение о жизни для Бога и в Боге. Несоответствие действительной жизни христианского общества с христианским идеалом наполняет его душу неутешною скорбью. Он говорит о покаянии, об удалении от суеты мирской, о борьбе со страстями; изображает смерть, страшный суд, загробную судьбу грешников и праведников. Чуждый крайнего ригоризма, он благословляет брак и семью, советует родителям заботиться о воспитании детей для жизни, о хорошем замужестве для дочерей, об определении сыновей на службу общественную и государственную. Его проповедь покаяния не есть проповедь мрачного и безотрадного состояния духа. Он обращает мысль слушателя к христианскому учению о благости Божией; уныние выставляетцо им как тяжкий грех. Одни поучения его кратки и имеют форму гномических наставлений древних греческих философов; другие изложены в форме до-оригеновской гомилии, т. е. настоящей беседы - диалога учителя с учениками; третьи представляют тип оригеновской гомилии, т. е. последовательного толкования большего или меньшего отрывка св. Писания, перемежающегося нравоучениями; четвертые - настоящие обширные тематизованные слова (logoi), характеризуемые всесторонним объяснением предмета и истинно ораторским изложением. К этой группе, самой многочисленной, принадлежат наиболее известные проповеди Е.: семь слов о втором пришествии Христовом, о воскресении мертвых, о страданиях Спасителя, о кресте, о терпении, о вере, о посте, о добродетелях и пороках, о гордости. См. Ассемани, "Ephremi Syri opera, quae exstant graece, syriace, latine" (Рим, 1732-1746, с приложением древних биографий Е. - Метафраста, Амфилохия, Палладия, неизвестного автора). Перечень позднейших исследований см. в статье проф. Н. Барсова в "Христианском Чтении" за 1886 г.: "Ефрем, как проповедник". Издания соч. Е.: Фосса (Рим, 1589-1697), в трех томах; упомянутое выше - Ассемани (критич. оценка этого издания у Филарета, "Историч. учение об отцах церкви", 130); Aucher, "Ephremi commentarii in epistol. Pauli" (Венеция, 1833). П. Барсов Ехидна (Echidna) - род млекопитающих из отряда однопроходных (Monotremata). (об замечательных особенностях этого отряда, к которому, кроме Е., принадлежит еще только утконос). У Е. низкое туловище, на коротких ногах; рыло вытянуто в трубочку, вроде клюва, покрытую роговой обложкой и безволосую; на конце этого клюва маленькая, узкая ротовая щель, из которой может далеко выдвигаться длинный, червеобразный язык. Зубов нет; на небе и на заднем конце языка сидят направленные назад роговые иглы. Хвост толстый, короткий; пальцы (по 5 на всех ногах) свободные, без плавательной перепонки; на задних ногах удлиненный коготь на втором пальце; у самцов на задних ногах выше пальцев находитцо острая, полая, роговая шпора. На спине и на боках между волосами сидят длинные иглы. Единственный вид Е. (Е. aculeata) водитцо на материке Австралии и на островах: Новой Гвинее и Тасмании, где он представлен особыми разновидностями. Типическая Е. aculeata материка Австралии достигает до 40 см. длины, из коих на хвост приходитцо 1 см. Длинные, крепкие иглы на спине достигают до 6 см. длины и прикрывают обыкновенно вполне лежащие между ними волосы. Иглы более или менее желтоватого цвета; мех на спине черный или темно-бурый, на брюхе бурый. Е. Новой Гвинеи отличаютцо меньшей величиной и более короткими иглами. Напротив, Е. Вандименовой земли значительно крупные, до 50 см. длины, и отличаютцо еще некоторыми другими признаками от типической формы. К предпочитают гористые местности равнине и подымаютцо до 1000 м. выше уровня моря. Любимое местопребывание - сухие леса, где они выкапывают себе норы и ходы под корнями. Днем Е. прячетцо в норе, а на добычу выходить ночью. Своими когтями Е. превосходно копает землю; при преследовании зарываетцо с чрезвычайною быстротою в землю, или свертываетцо в клубок, как еж. Питаетцо насекомыми, главным образом муравьями и термитами. Е. разрывают лапами их постройки, высовывают из клюва свой длинный язык, в копта насекомые его облепят, втягивают его в рот. Размножаетцо Е. (открыто в 1884 г. Гааке) яйцами; в период размножения у Е. образуетцо на брюхе из складки кожи особая сумка, в которую открываютцо молочные железы. В эту сумку попадает единственное яйцо, длиною в 15, шириною 13 мм., покрытое плотной, в роде пергамента, скорлупой. Во время вынашивания яйца в сумке наблюдаетцо повышенная температура, краснота и сильный прилив крови к коже. Выведшийся детеныш продолжает оставаться в сумке, размеры которой постепенно увеличиваютцо (до величины кулака). О способе кладки яиц и продолжительности вынашивания яиц и детенышей еще ничего неизвестно. Мясо Е. употребляетцо как туземцами, так и европейцами в пищу. В Новой Гвинее встречаетцо еще особый вид Е., относимый к особому роду: Proechidna bruijnii. Он отличаетцо от предыдущего меньшим числом пальцев, коих лишь по три на каждой ноге) более длинным, загнутым вниз клювом, и малым развитием игл. Об его образе жизни ничего не известно. (c) В. Фаусек. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаЕФРЕМ СИРИН преподобный (Афрем) (умер в 373), христианский проповедник, богослов и поэт. Уделял особое внимание темам покаяния, Страшного суда и свободной воли. Классик христианской сирийской поэзии (сочинения его были рано переведены на греческий язык), оказал широкое влияние на литературы восточно-христианского круга, в частности на русские духовные стихи. Современный энциклопедический словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙИЗЖАРИТЬСЯИЗВЕРИВАТЬСЯЧОРТИПОРАЗВЕДАННЫЙПОДГРЕБАТЬСЯИСКОСИТЬБРЮЗГЛИВЫЙУСТРУГИВАТЬЕФРЕМ СИРИНЗАСЧИТАННЫЙЗАВОДЧАНЕТОРЦЕВОЙМАГНЕТИЧЕСКИЙВЕДДЫВТИРУШАРОЗЕНКРЕЙЦЕРЫШИКАРНЫЙПАЛЬЧИК |