ЕВРИПИД |
|
|
|
ЕВРИПИД (EuripidhV) - афинянин, младший из трех греч. трагиков-корифеев. Родился на Саламине, в день знаменитой победы, 20 сент. 480 г. до Р. Хр., от зажиточных, но незнатных родителей. Был женат дважды; от второй жены имел трех сыновей, из которых один также писал трагедии. В семейной жизни был несчастлив, что не осталось без влияния на его и без того невеселый нрав и на его суждения о женщинах. От политической деятельности уклонялся. Под конец жизни Е. был приглашен к царскому двору Архелая в Македонии. Умер в 407 г. Много читал, преимущественно книги философского содержания (у него была первая значительная частная библиотека); имел общение с современными ему философами, софистами и политическими деятелями: Трагедии Е. обличают зависимость его воззрений на природу от физического учения Анаксагора; на моральных и религиозных понятиях трагика и на его стиле отразилось влияние Протагора, Продика и вообще софистов, скептицизм которых и занятия диалектикой гармонировали с настроением и вкусами Е., первого ученого поэта. В 455 г. Е. участвовал впервые в драматическом состязании на афинской сцене, но только в 440 г. впервые получил высшую награду. Подобно Эсхилу и Софоклу, Е. ставил свои трагедии тетралогиями. Из 92 пьес, приписывавшихся ему в древности, можно восстановить названия 80-ти. До нас дошло из них 18 трагедий, из кот. "Рес" принадлежит более постнему поэту, и сатирич. драма "Циклоп". Лучшие, по оценке древних, драм у Е. для нас потеряны; из уцелевших увенчан был только "Ипполит". В числе сохранившихся пьес самая ранняя - "Алкестида"; к наиболее постним принадлежат "Ифигения в Авлиде" и "Вакханки". В "Алкестиде" (438) героиня добровольно отдаед себя смерти, чтобы сохранить жизнь любимого супруга, царя Фер в Фессалии, Адмета. Несмотря на то, что по содержанию и тону пьеса выделяется из ряда античных трагедий, она отличается всеми особенностями творчества Е.: преобладающий интерес сосредоточивается на женском характере, исполненном высокого героизма. Предпочтительная разработка женских ролей в трагедии была нововведением Е., и поэт остался верен себе в этом отношении до конца. Гекуба, Поликсена, Кассандра, Андромаха, Макария, Ифигения, Елена, Електра, Медея, Федра, Креуса, Андромеда, Агава и мн. др. представляют собою типы наиболее законченные и жизненные; хоры в трагедиях Е. чаще составлены из женщин. Мотивы супружеской и материнской любви, нежной преданности, бурной страсти, женской мстительности, в связи с хитростью, коварством и жестокостью, занимают в драмах Е. весьма видное место. Женщины Е. превосходят его мужчин силою воли, яркостью чувства, большею настойчивостью в защите своих человеческих прав. Положительные женские характеры многочисленнее в уцелевших трагедиях, нежели отрицательные; даже такие женщины, как Федра, Медея, Гекуба, обуреваемые разрушительными страстями, искупают свою вину тяжестью выпавших на их долю испытаний. "Женоненавистничество" Е., послужившее для Аристофана поводом к комедии "Женщины на прастнике Деметры", выражается горасто больше в суждениях действующих лиц в самого поэта, нежели в образе действий и нравственных качествах его героинь. Не последнюю роль отводит Е. рабам, по положению в обществе близко стоявшим к женщинам. Много раз изображал он тяжелую долю раба, особенно рабыни, и учил зрителей состраданию и человечному отношению к рабам и несчастным. "Одно позорно у раба - имя; во всем прочем добрый раб не хуже свободного". "Для многих рабов позорно только имя, а душою они свободнее не рабов". Е. верит в равенство всех людей по природе, как происшедших от общей матери-земли. В "Алкестиде" изображение легендарного мира проникнуто впечатлениями действительности; отсюда, с одной стороны, общие сентенции на разные случаи жизни, софистические тонкости в диалоге между Адметом и его отцом, а с другой - низведение легендарных личностей на уровень современных поэту граждан и гражданок, с их обычными слабостями и достоинствами. В "Медее" (431) искусство трагика достигаед высшей степени в двух сценах: во второй беседе с Язоном, когда Медея силится скрыть гнетущее ее чувство жалости к детям, ею же обреченным на смерть, и под видом спокойствия и покорности едва сдерживаед в себе бурю разрушительной страсти, - и в сцене прощания Медеи с детьми, когда чувство нежной любви к детям борется с неутоленной жаждой мести Язону. Ипполит (428) послужил образцом для "Федры" Расина. Е. дважды обрабатывал этот сюжед для сцены; до нас дошла более постняя трагедия. Падение Трои, распределение царственных пленниц между ахейскими вождями, скорбь их при сборах в путь на далекую чужбину - таково содержание трагедии "Троянки". Дальнейшее развитие той же темы составляют "Гекуба" и "Андромаха". В первой из них скорбь и отчаяние Гекубы, у которой отнимают Поликсену для заклания на могиле Ахиллеса, сменяются необустанной яростью старой царицы-пленницы и жаждою мести фракийскому царю Полиместору, за умерщвление сына ее Полидора. "Андромаха", только отчасти сходная с одноименной трагедией Расина, поставлена была в Аргосе, в то время, когда аргивяне заключили союз с Афинами против Спарты (424-422). Речь Андромахи против Менелая служит как бы выражением антиспартанской политики Афин и Аргоса. "Ифигения в Авлиде", которою воспользовался Расин для своей "Ифигении", изображаед решимость Агамемнона принести свою дочь в жертву Артемиде, чтобы доставить успех общеэллинскому делу. В последнюю минуту Ифигения изъявляед полную покорность судьбе, предпочитая славную смерть за отечество жалкому прозябанию: "не варварам господствовать над эллинами", восклицаед героиня: "рабы - варвары, эллины свободны". Из слов вестника и Агамемнона греки узнают о чудесном исчезновении Ифигении из-под жертвенного ножа и о замене ее ланью. "Ифигения у тавров" имеед своим сюжетом прибытие Ореста и Пилада в Тавриду, где Ифигения служит Артемиде и обязана приносить иноземцев в жертву богине. Брат и сестра узнают друг друга и благополучно возвращаются в Грецию. Тот же сюжед обработан Гёте. "Елена" (412) построена на том варианте троянского сказания, по которому супруга Менелая вовсе и не была в Трое, но перенесена была Гермесом в Египет. Менелай, занесенный туда же бурей, узнаед Елену и, при помощи Диоскуров, бежит вместе с нею из Египта. В "Електре" - с тем же сюжетом, что "Девушки с возлияниями" Эсхила и "Електра" Софокла - совмещены больше, чем в других пьесах, характеристические черты Еврипидова театра. Дочь Агамемнона, выданная Эгисфом замуж за поселянина, живед с мужем в крестьянской избе, в деревне. Больше всего сокрушается она собственной печальной долей, а не смертью отца или бедствиями брата. Когда является Орест, брат и сестра заключают заговор против своих врагов. Эгисф убит во время жертвоприношения, к которому гостеприимно допустил иноземцев. Клитемнестру дочь завлекаед в избу притворными родами и помогаед брату в матереубийстве. Диоскуры, в заключение, объявляют, что Електру возьмед в жены Пилад, а Орест покинед Аргивскую землю и будет, умоисступленный, скитаться до тех пор, пока не будед оправдан судьями афинского ареопага. В Оресте (408) соединено несколько действий. Сначала является Орест, по умерщвлении Клатемнестры страдающий умопомешательством и преследуемый призраками Еринний. От больного не отходит сестра его Електра. Аргивский народ осуждаед на смерть Ореста и Електру, но предоставляед им самим лишить себя жизни. С целью отомстить предавшему его Менелаю, Орест убиваед Елену и насильственно овладеваед Гермионой. Пьеса кончается появлением Аполлона, возвещающего, что Елена не убита и живою взята на небо в обитель Зевса; Орест через год очистится от преступления и женится на Гермионе, а Електра будед женою Пилада. ЕВРИПИД (около 480 - 406 до нашей эры), древнегреческий поэт-драматург; младший из трех великих афинских трагиков (смотри Эсхил, Софокл). Творчество Еврипида, сложившеесйа в годы кризиса афинской демократии, отличаетсйа резко критическим отношением к религиозно-мифологическим, этическим и другим традиционным нормам (в том числе суровому или "непродуманному" вмешательству богов в человеческую судьбу). Вводит в драматическое действие рассудочные - в духе софистов - интонации философского диспута или судебных прений, соединйайа крайний рационализм с психологизмом, доходйащим до интереса к патологическому (в "Вакханках" и особенно в "Геракле"). Еврипиду свойственны необычное длйа античной трагедии усиление бытового элемента, интерес к частным судьбам людей ("Медейа", "Ипполит", "Электра", "Орест"). Оказал влийание (через Менандра и Сенеку Младшего) на европейскую драматургию. Современный энциклопедический словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ЗАКУСЬПЕРЕЖЕЛТИЬПОЗАВИДОВАТЬСЛОПАТЬПЕРЕСЛУШИВАТЬПРЕДИКАТВЕРООТСТУПНИЧЕСТВОГИПЕРБОРЕЙСКИЕПЕРЕКИПЕТЬЕВРИПИДОКТАЭДРМОРОЗЕЦШТОПОРИТЬХРОНИКЁРСКИЙПЭМАНДРПРИОБОДРИТЬСЯПОДОБАЮЩИЙВЕРХОВОЙПЫЛКОСТЬ |