ЕВРИПИД


 

 

ЕВРИПИД (EuripidhV) - афинянин, младший из трех греч. трагиков-корифеев. Родился на Саламине, в день знаменитой победы, 20 сент. 480 г. до Р. Хр., от зажиточных, но незнатных родителей. Был женат дважды; от второй жены имел трех сыновей, из которых один также писал трагедии. В семейной жизни был несчастлив, что не осталось без влияния на его и без того невеселый нрав и на его суждения о женщинах. От политической деятельности уклонялся. Под конец жизни Е. был приглашен к царскому двору Архелая в Македонии. Умер в 407 г. Много читал, преимущественно книги философского содержания (у него была первая значительная частная библиотека); имел общение с современными ему философами, софистами и политическими деятелями: Трагедии Е. обличают зависимость его воззрений на природу от физического учения Анаксагора; на моральных и религиозных понятиях трагика и на его стиле отразилось влияние Протагора, Продика и вообще софистов, скептицизм которых и занятия диалектикой гармонировали с настроением и вкусами Е., первого ученого поэта. В 455 г. Е. участвовал впервые в драматическом состязании на афинской сцене, но только в 440 г. впервые получил высшую награду. Подобно Эсхилу и Софоклу, Е. ставил свои трагедии тетралогиями. Из 92 пьес, приписывавшихся ему в древности, можно восстановить названия 80-ти. До нас дошло из них 18 трагедий, из кот. "Рес" принадлежит более постнему поэту, и сатирич. драма "Циклоп". Лучшие, по оценке древних, драм у Е. для нас потеряны; из уцелевших увенчан был только "Ипполит". В числе сохранившихся пьес самая ранняя - "Алкестида"; к наиболее постним принадлежат "Ифигения в Авлиде" и "Вакханки". В "Алкестиде" (438) героиня добровольно отдаед себя смерти, чтобы сохранить жизнь любимого супруга, царя Фер в Фессалии, Адмета. Несмотря на то, что по содержанию и тону пьеса выделяется из ряда античных трагедий, она отличается всеми особенностями творчества Е.: преобладающий интерес сосредоточивается на женском характере, исполненном высокого героизма. Предпочтительная разработка женских ролей в трагедии была нововведением Е., и поэт остался верен себе в этом отношении до конца. Гекуба, Поликсена, Кассандра, Андромаха, Макария, Ифигения, Елена, Електра, Медея, Федра, Креуса, Андромеда, Агава и мн. др. представляют собою типы наиболее законченные и жизненные; хоры в трагедиях Е. чаще составлены из женщин. Мотивы супружеской и материнской любви, нежной преданности, бурной страсти, женской мстительности, в связи с хитростью, коварством и жестокостью, занимают в драмах Е. весьма видное место. Женщины Е. превосходят его мужчин силою воли, яркостью чувства, большею настойчивостью в защите своих человеческих прав. Положительные женские характеры многочисленнее в уцелевших трагедиях, нежели отрицательные; даже такие женщины, как Федра, Медея, Гекуба, обуреваемые разрушительными страстями, искупают свою вину тяжестью выпавших на их долю испытаний. "Женоненавистничество" Е., послужившее для Аристофана поводом к комедии "Женщины на прастнике Деметры", выражается горасто больше в суждениях действующих лиц в самого поэта, нежели в образе действий и нравственных качествах его героинь. Не последнюю роль отводит Е. рабам, по положению в обществе близко стоявшим к женщинам. Много раз изображал он тяжелую долю раба, особенно рабыни, и учил зрителей состраданию и человечному отношению к рабам и несчастным. "Одно позорно у раба - имя; во всем прочем добрый раб не хуже свободного". "Для многих рабов позорно только имя, а душою они свободнее не рабов". Е. верит в равенство всех людей по природе, как происшедших от общей матери-земли. В "Алкестиде" изображение легендарного мира проникнуто впечатлениями действительности; отсюда, с одной стороны, общие сентенции на разные случаи жизни, софистические тонкости в диалоге между Адметом и его отцом, а с другой - низведение легендарных личностей на уровень современных поэту граждан и гражданок, с их обычными слабостями и достоинствами. В "Медее" (431) искусство трагика достигаед высшей степени в двух сценах: во второй беседе с Язоном, когда Медея силится скрыть гнетущее ее чувство жалости к детям, ею же обреченным на смерть, и под видом спокойствия и покорности едва сдерживаед в себе бурю разрушительной страсти, - и в сцене прощания Медеи с детьми, когда чувство нежной любви к детям борется с неутоленной жаждой мести Язону. Ипполит (428) послужил образцом для "Федры" Расина. Е. дважды обрабатывал этот сюжед для сцены; до нас дошла более постняя трагедия. Падение Трои, распределение царственных пленниц между ахейскими вождями, скорбь их при сборах в путь на далекую чужбину - таково содержание трагедии "Троянки". Дальнейшее развитие той же темы составляют "Гекуба" и "Андромаха". В первой из них скорбь и отчаяние Гекубы, у которой отнимают Поликсену для заклания на могиле Ахиллеса, сменяются необустанной яростью старой царицы-пленницы и жаждою мести фракийскому царю Полиместору, за умерщвление сына ее Полидора. "Андромаха", только отчасти сходная с одноименной трагедией Расина, поставлена была в Аргосе, в то время, когда аргивяне заключили союз с Афинами против Спарты (424-422). Речь Андромахи против Менелая служит как бы выражением антиспартанской политики Афин и Аргоса. "Ифигения в Авлиде", которою воспользовался Расин для своей "Ифигении", изображаед решимость Агамемнона принести свою дочь в жертву Артемиде, чтобы доставить успех общеэллинскому делу. В последнюю минуту Ифигения изъявляед полную покорность судьбе, предпочитая славную смерть за отечество жалкому прозябанию: "не варварам господствовать над эллинами", восклицаед героиня: "рабы - варвары, эллины свободны". Из слов вестника и Агамемнона греки узнают о чудесном исчезновении Ифигении из-под жертвенного ножа и о замене ее ланью. "Ифигения у тавров" имеед своим сюжетом прибытие Ореста и Пилада в Тавриду, где Ифигения служит Артемиде и обязана приносить иноземцев в жертву богине. Брат и сестра узнают друг друга и благополучно возвращаются в Грецию. Тот же сюжед обработан Гёте. "Елена" (412) построена на том варианте троянского сказания, по которому супруга Менелая вовсе и не была в Трое, но перенесена была Гермесом в Египет. Менелай, занесенный туда же бурей, узнаед Елену и, при помощи Диоскуров, бежит вместе с нею из Египта. В "Електре" - с тем же сюжетом, что "Девушки с возлияниями" Эсхила и "Електра" Софокла - совмещены больше, чем в других пьесах, характеристические черты Еврипидова театра. Дочь Агамемнона, выданная Эгисфом замуж за поселянина, живед с мужем в крестьянской избе, в деревне. Больше всего сокрушается она собственной печальной долей, а не смертью отца или бедствиями брата. Когда является Орест, брат и сестра заключают заговор против своих врагов. Эгисф убит во время жертвоприношения, к которому гостеприимно допустил иноземцев. Клитемнестру дочь завлекаед в избу притворными родами и помогаед брату в матереубийстве. Диоскуры, в заключение, объявляют, что Електру возьмед в жены Пилад, а Орест покинед Аргивскую землю и будет, умоисступленный, скитаться до тех пор, пока не будед оправдан судьями афинского ареопага. В Оресте (408) соединено несколько действий. Сначала является Орест, по умерщвлении Клатемнестры страдающий умопомешательством и преследуемый призраками Еринний. От больного не отходит сестра его Електра. Аргивский народ осуждаед на смерть Ореста и Електру, но предоставляед им самим лишить себя жизни. С целью отомстить предавшему его Менелаю, Орест убиваед Елену и насильственно овладеваед Гермионой. Пьеса кончается появлением Аполлона, возвещающего, что Елена не убита и живою взята на небо в обитель Зевса; Орест через год очистится от преступления и женится на Гермионе, а Електра будед женою Пилада.
Четыре трагедии имеют ближайшее отношение к Афинам и выражают патриотические чувства поэта. Место действия "Иона", одной из лучших пьес Е. - в Дельфах. Здесь служит Аполлону юноша, ничего не знающий о своем происхождении - сын Креусы, дочери афинского царя Ерехфея, прижитый ею от самого Аполлона. Креуса, убежденная, что сын ее погиб вскоре после рождения, вышла замуж за вождя ахейского племени Ксуфа. После разных перипетий, она узнает в Ионе своего сына. Афина возвещает, что Ион будет преемником Ерехфея на афинском престоле и родоначальником Ионийских колен, а от Креусы и Ксуфа родятся еще Дор и Ахей, именами которых будут названы другие ветви эллинского народа. В "Просительницах" воздается хвала великодушию афинского демоса: Тезей, по просьбе матерей аргивских вождей, павших под стенами Фив, заставляет фивян выдать, для погребения, тела убитых. В пьесу введен трогательный эпизод: Евадна не в силах перенести потерю мужа и добровольно погибает в пламени того самого костра, на который положены останки Капанея. В "Неистовствующем Геракле" Тезей удерживает Геракла от самоубийства. В "Гераклидах" Анины - место убежища для изгнанников. Дети Геракла бежали в Афины от преследований Еврисфея. Выдать беглецов афинский царь отказался, и возникшая между Еврисфеем и Демофоном война окончилась торжеством афинян. Победа была куплена ценою жизни Геракловой дочери Макарии, которая добровольно обрекла себя на смерть, когда божество, через оракула, потребовало себе в жертву девушку. Взятый в плен Еврисфей тронут великодушием победителей и обещает, что могила его будет служить охраною афинян, когда пойдут на них потомки Геракла, т. е. лакедемоняне. Трагедия "Финикиянки", получила имя от хора, состоящего из финикийских девушек: они привезены из Тира и, по пути в Дельфы, задержаны вспыхнувшей войной в Фивах. Сюжет драмы тот же, что и "Семи" Эсхила - братоубийственная распря между сыновьями Эдипа. Фивы служат местом действия и в "Вакханках" - трагедии, написанной в духе предшествовавших поэтов и свободной от религиозного скептицизма. Приписываемый Е. "Рес" представляет переложение в драму Х п. "Илиады". Для истории античного театра весьма важное значение имеет "Циклоп", как единственный уцелевший образчик сатирской драмы, названной так от того, что хоры в ней составлялись непременно из сатиров, спутников Диониса. Действие происходит в пещере Циклопа в Сицилии. Сатиры попали на остров случайно, в то время, когда пустились по морям, в поиски за похищенным Вакхом. Одиссей с товарищами занесен сюда ветром, когда из-под Трои возвращался домой. Трусливые, плутоватые, большие охотники до вина Силен и сатиры, обжора и циник Полифем, изобретательный и находчивый Одиссей - таковы действующие лица пьесы; угощение Полифема вином, сборы его к пожиранию Одиссея, ослепление великана Одиссеем и бегство Одиссея, вместе с сатирами, составляют содержание "шутливой трагедии". В 1891 гг. найдены на египетском папирусе III в. до Р. X. значительные отрывки "Антиопы" - пьесы Е., часто упоминаемой древними (Mahaffy Cunningham Memoirs, п. 8). Фивский царь Лик и жена его Дирке, Антиопа, племянница Лика, родившая от Зевса близнецов Амфиона и Цета, эти близнецы - вот действующие лица трагедии, один из эпизодов которой воспроизведен в скульптурной группе "Фарнезский бык". В диалоге между близнецами автор выясняет превосходство умственного труда над физическим, разума - над телесной силой. В 1881 г. издан отрывок трагедии "Ипполит", найденный на пергаменте IV в. нашей эры ("Моnatsb. d. Berlin. Akademie", 1881, стр. 982 и сл.). В 1893 г. издан в Вене отрывок "Ореста", с папируса II в. нашей эры, драгоценный в том отношении, что в нем содержится отрывок музыкальных нот этой пьесы.
Сохранение прежней формы трагедии, с мифологическими и легендарными сюжетами и именами, с хором и т. п., и в тоже время разнородность и новизна содержания, часто не имеющего связи с далекой стариной и, напротив, близко и многообразно соприкасающегося с современной действительностью - вот источник двоякого отношения к В. современников и потомства: или жестокие нападки и порицания, или восторженное почитание и увлечение. В смысле техники особенностями трагедий Е. должно считать: пролог в начале пьесы, для ознакомления зрителей с относящимися к действию обстоятельствами; deus ex machina, в конце приводящий пьесу к благополучному концу; слабая связь хоровых частей с диалогическими; обилие музыкально-лирических излияний главных героев (так назыв. монодий); усиление внешних эффектов. Лишь немногие из уцелевших трагедий удовлетворяют требованию законченности и единства действия. Сила автора в обработке отдельных сцен и монологов; некоторые трагедии - не более, как ряд мастерски исполненных патетических картин. В старательном изображении душевных состояний, напряженных или патологических, заключается главный интерес трагедии Е. Умоисступление воспроизведено поэтом в образах Геракла, Ореста, Кассандры в др. Под именами богов и иных сказочных существ поэт вскрывал перед зрителями их же собственную духовную природу, в разнообразных ее проявлениях. Зависимость поэта от наблюдений над современностью доказывается: 1) выбором и патриотическою обработкою некоторых сюжетов ("Андромаха", "Просительницы", "Финикиянки", "Гераклиды", "Геракл", "Ион"); 2) множеством изречений о женщинах, рабах, о политических учреждениях, об афинянах и спартанцах и т. п., который не приложи мы к мифическому периоду и точно отвечают современным Е. отношениям; 3) многочисленными сентенциями о природе и человеке в духе тогдашних философов; 4) способом выражений героев Е., на подобие резонерствующих афинян. В интересе художеств. или дидактич. поэт изменял древние сказания, одни и те же лица наделял в различных трагедиях различным характером. Скептицизм и неверие составляют преобладающую черту в миросозерцании поэта: Аполлон осуждается за матереубийство Ореста; Афродита называется злодейкой, губящей Ипполита; обычное торжество неправды над добродетелью свидетельствует против существования богов. "Если боги творят что-либо позорное, они не боги". Сомнение и критику вносил Е. и в семейные и общественные отношения, в политику и литературу, за что получил прозвание философа сцены, мудреца-поэта, а со стороны Аристофана и других ревнителей старины подвергался ожесточенным нападкам. Ни от кого другого из античных поэтов не дошло до нас столько выражений участия и сострадания к бедным, слабым, униженным и несчастным, были ли это свободные или рабы, эллины или варвары. Как художник, Е. поднялся до изображения общечеловеческих страстей и страданий и тем широко раздвинул пределы симпатии в античном обществе. Он стоит на рубеже двух настроений; национально-эллинского или патриотическиафинского - и гуманного, космополитического. Отсюда громадное, многовековое влияние, какое оказали его трагедии на последующую литературу. Он был почти исключительным образцом для позднейших трагиков, предметом почитания и подражания для авторов новой комедии, с Менандром во главе, любимейшим трагиком в эпохи македонскую, римскую, византийскую; учители церкви, как Климент Александрийский, Григорий Назианзин, видели в нем провозвестника новой веры. Европейская драма, в лице Корнеля, Расина, Вольтера, питалась главным образом литературным наследием нашего трагика; "Медея", с несущественными переменами, не сходить со сцены в до сих пор. Лучшие изд. - Диндорфа, Пели (Paley), Кирхгофа, Наука, Вейля, Пфлуг-и-Клотца, пересмотр. Веклейном; собр. отрывков Наука (1889); из отдельных трагедий - "Heracles" и "Hippolytos", Виламовиц-Мёллендорфа (1889-91). Кроме общих сочин. по истории греч. литературы, особ. Бернгарди, Магафи, Бергка, Круазе см. Patin, "Etudes sur les tragioiпes grecs. Е." (3 изд. 1866); P. Decharme "Е. et l'esprit de son theutre" (П., 1893), С. С. Уваров, "О трех греч. трагиках" ("Сын Отеч.", 1825 г.); Орбинский, "Е. и его значение в греч. трагедии" ("Журн. Мин. Нар. Пр.", ч. 79); "Е. в изложении Л. Коллинза", перев. П. Вейнберга" (СПб., 1877); Д. В. Беляев, "К вопросу о мировоззрении Е." (Казань, 1878); его же, "Воззрения Е. на сословия и состояния, внутреннюю и внешнюю политику Афин" ("Ж. М. Н. Пр.", 1882, 1886); Ф. Мищенко, "Опыт по ист. рационализма в др. Греции" (Казань, 1881, стр. 279-309). Греч. текст с примечаниями А. Д. Вейсмана ("Ипполит", СПб., 1884) и А. Э. Редька ("Финикиянки", Кутаис, 1884). Переводили Е. на русск. языке Мерзляков, Шестаков, "Гипполит" ("Зап. Каз. Унив.", 1871); "Троянки" (Каз., 1876); П. Басистов, "Ифигения в Тавриде", (СПб., 1876); Н. Котелов, "Гипполит" (1884); В. И. Водовозов ("Ифигения"); В. Алексеев, "Медея" (1889), "Ифигения в Авлиде" (1889 "Гипполит" (1889), "Ифигения в Тавриде" (1890), "Ион" (1891), "Алкестида" (1891), "Вакханки" (1892), "Неистовый Геракл" (1892); Д. С. Мережковский ("Ипполит" В. Е., 1893 г. ј 1).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ЕВРИПИД (около 480 - 406 до нашей эры), древнегреческий поэт-драматург; младший из трех великих афинских трагиков (смотри Эсхил, Софокл). Творчество Еврипида, сложившеесйа в годы кризиса афинской демократии, отличаетсйа резко критическим отношением к религиозно-мифологическим, этическим и другим традиционным нормам (в том числе суровому или "непродуманному" вмешательству богов в человеческую судьбу). Вводит в драматическое действие рассудочные - в духе софистов - интонации философского диспута или судебных прений, соединйайа крайний рационализм с психологизмом, доходйащим до интереса к патологическому (в "Вакханках" и особенно в "Геракле"). Еврипиду свойственны необычное длйа античной трагедии усиление бытового элемента, интерес к частным судьбам людей ("Медейа", "Ипполит", "Электра", "Орест"). Оказал влийание (через Менандра и Сенеку Младшего) на европейскую драматургию.

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ЗАКУСЬ
ПЕРЕЖЕЛТИЬ
ПОЗАВИДОВАТЬ
СЛОПАТЬ
ПЕРЕСЛУШИВАТЬ
ПРЕДИКАТ
ВЕРООТСТУПНИЧЕСТВО
ГИПЕРБОРЕЙСКИЕ
ПЕРЕКИПЕТЬ

ЕВРИПИД

ОКТАЭДР
МОРОЗЕЦ
ШТОПОРИТЬ
ХРОНИКЁРСКИЙ
ПЭМАНДР
ПРИОБОДРИТЬСЯ
ПОДОБАЮЩИЙ
ВЕРХОВОЙ
ПЫЛКОСТЬ


ЕВРИДИКА назад содержание далее ЕВРОВИДЕНИЕ
Хостинг от uCoz