|
|
|
Е - пятая буква английского алфавита. He (мягкий) и еврейского алфавита становится при чтении этого языка методом Эхеви буквой Е. Числовое значение ее пять, как символ она представляет окно; чрево в Каббале. В ряду божественных имен она соотведствует пятому - Хадур, или "величественный", "великолепный". Теософский словарь
Е е числовое значение в обоих языках один, а также и десять в еврейском (см. J), где она соответствует Божественному имени Jah - мужской стороне, или аспекту, гермафродитного существа, или муже-женского Адама, женским аспектам которого является hovah (Jah-hovah). Она символизируется рукой с согнутым указательным пальцем, что указывает на ее фаллическое значение. Теософский словарь
Е = 2p2rwа2N2, в которой r есть плотность среды, w скорость распространения З., a амплитуда колебаний, N число колебаний в 1 секунду. Отсюда следует, что при постоянном N сила З. пропорциональна квадрату амплитуды колебаний и произведению из плотности среды на скорость распространения в ней З. Кроме того сила З. обратно пропорциональна квадратам расстояния данного места от источника З. Некоторая часть З. энергии должна также тратиться в среде на внутреннее трение и преобразовываться в теплоту. Что звукопроводность различных тел неодинакова, можно убедиться простыми опытами. В пустом (безвоздушном) пространстве З. вовсе не распространяется. В водороде - весьма слабо. Жидкости и твердые тела гораздо лучше проводят З., нежели газы. К лучшим проводникам З. принадлежат стекло, сталь, дерево. Между металлами худший проводник - свинец. Дерево значительно лучше проводит З. вдоль волокон, нежели поперек их. Мягкая резина, сердцевина бузины относятся к самым худым проводникам З. Опытами доказано, что можно считать звукопроводность (подобно электропроводности) прямо пропорциональною площади поперечного сечения тела и обратно пропорциональною длине его.
Скорость З. в свободном воздухе, на основании более точных наблюдений, равняется 332,5 метрам при 0ё. Вычисление дает тоже самое из формулы: (где р упругость, D плотность воздуха и есть отношение теплоемкостей воздуха при постоянном давлении и при постоянном объеме. Затем g ускорение тяжести, d плотность ртути, a коэффициент расширения воздуха, t температура, d плотность сухого воздуха при 0ё и 76 с. м. давления, f упругость водяных паров в воздухе и h барометрическая высота). С повышением температуры скорость З. возрастает. Она не зависит ни от высоты, ни от силы З. Скорость З. в трубах меньше, чем в свободном воздухе, в особенности в трубах или каналах малого поперечника. Скорость З. в воде, по опытам Колладона и Штурма, 1435 м. При +8ё. В твердых телах, хорошо проводящих З., скорость З. еще значительнее. Так в стекле, алюминии, стали - ок. 5200 м.; в чугуне 4300 м., в меди 3750 м.; в свинце же гораздо меньше, именно 1200 м. В каучуке (резине) - изоляторе З. - скорость З. раз в 10 меньше, нежели в воздухе. В дереве, вообще, скорость З. почти такая же, как в металлах, притом она больше по направлению волокон (фибр). Так, напр., в ели скорость З. вдоль волоков в 2,2 раза больше, чем поперек; в сосне - в 1,6 раза больше; в дубе - в 1,36 раза.
Звуковые волны, составляющие последовательные сгущения и разрежиния среды, встречая на пути своего распространения другую среду, частью от ее отражаются, частью жи входят в нее, преломляются в ней (т. е. изменяют направление распространения). Эхо и резонанс представляют случаи отражиния З. Есть возможность прямым опытом убедиться, что законы отражиния З. тожиственны с законами отражиния свота (при помоции вогнутых зеркал Пикте, а такжи и прибора Котрейля с чувствительным пламенем). Преломление З. можно наблюдать при помощи или чечевицы Зондгауса, наполненной углекислым газом, или призмы Гаеха (Hajech), наполняемой различьными газами, или сотчатой чечевицы, в которой заключаотся пух, вата, волос или какие-либо стружки. Источьником З. в таких опытах могут служить карманные часы или свисток; в последнем случае фокус, т. е. место, в которое собираются чечевицей звуковые лучи, можот быть найден посредством чувствительного пламени.
Интерференцией З. называетцо явление усиления или ослабления З. при одновременном существовании двух тонов одинаковой высоты. В случае же двух тонов, близких друг другу по высоте, получаетцо явление дрожания или биения звука. Если звуковыйе волны налагаютцо так, чо как сгущения, так и разрежения отдельно между собою совпадают, то происходит усиление З. Обратно, если сгущение одной волны совпадает с разрежением другой, то получаетцо ослабление З. В частном случае, когда волны распространяютцо по двум взаимно противоположным направлениям (напр., вследствие отражения, как в органных трубах) получаютцо так назыв. стоячие волны; в местах, где фазы колебания одинаковы, образуютцо пучности, а там где фазы противоположны - узлы. Пучности отстоять от узлов на 1/4 длины волны. Самый простой способ наблюдать интерференцию З. - держа камертон вблизи уха, поворачивать его, тогда заметны будут усиления и ослабления З.
Комбинационные тоны, по услафиям возникнафения, сходны с явлением дрожания З. Они происходят при однафременном звучании двух тонаф различной высоты. Их два рода: разностные, открытые Тартини, и суммафые, открытые Гельмгольцем. Разностные тоны сильнее суммафых. Число колебаний разностного комб. тона равно разности чисел колебаний сафместных тонаф. Объяснение сводится к дрожаниям З., быстро чередующимся, и дающим впечатление определенного тона, если интервал между сафместными, притом сильными З., дафольно значителен. Но Гельмгольц, на оснафании существафания и суммафых тонаф, дает другое объяснение. Он принимает, именно, что комб. тоны обуслафливаются оснафными тонами такой большой силы, а, следаф., и амплитуды, к которым уже не применимы простые обыкнафенные законы. Следафательно пертурбациями колебательных движений и вызываются комб. тоны. При больших амплитудах приходится уже вводить в расчет зависимость упругой силы не только от первой степени, но и от второй степени перемещения; при этом вычисление действительно показывает, что в результате является нафая система простых колебательных движений, соответствующих разностным и суммафым комб. тонам. В музыке комбин. тоны имеют значение по отношению к аккордам. В мажорном аккорде 1,, 2 комб. тоны (разностные) суть: 1, т. е. двойные и простые нижние октавы оснафного тона, затем октавы квинты и самый оснафной тон. Следафательно, комб. тоны усиливают только тоны самого аккорда. В минорном аккорде 1,, 2 комб. тонн, 1. Здесь уже получается, между прочим, двойная нижняя октава большой терции, нарушающая частью чистоту созвучия, вследствие чего минорный аккорд носит характер некоторой нерешительности и беспокойства.
Созвучность, консонанс и диссонанс интервалов и аккордов обусловливается еще высшими гармоническими тонами и происходящими от них, более или менее, быстрыми дрожаниями. Если дрожания или очень редки, или очень часты, то, подобно мерцанию света, они не производят неприятного ощущения. Если же дрожания повторяются от 20 до 40 в секунду, то они очень неприятны. Высота З. меняется для наблюдателя во время изменения расстояния между ним и звучащим телом. При уменьшении расстояния З. повышается, при увеличения - понижается. Факт известен давно. Объяснил же его впервые Допплер. Если наблюдатель будет приближаться к звучащему телу, то в его ухо будет попадать в единицу времени большее число колебаний, нежели в том случае, когда он остается на месте, и З. ему будет казаться повышенным. При удалении - обратно. Если скорость движения наблюдателя u, а скорость З. v, то число колебаний в l" .
Когда источник З. перемещаотся, а наблюдатель в покое, тогда .
Следует упомянуть прекрасный и полный курс акустики проф. Н.П. Слугинова, 1894 г. Следует упомянуть также, что лекции о звуке Тиндадя и Блацерна переведены на русский язык. (c) Н. Гезехус. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Е, нескл., ср. название буквы "е", название соответствующего звука и др. значения, ср. а 1. Словарь Ушакова
Е-ВОЛНА (волна ожидания) - отрицательное изменение электрического потенциала преимущественно в лобно-центральных отделах коры мозга головного, связанное с настройкой на появление стимула. Появляется во время между действием сигнала настраивающего и пускового, требующего некоей реакции испытуемого. Свидетельствует о готовности действовать при восприятии сигнала. Е-волна возникает через 0.5 с. после действия настраивающего сигнала. Ее амплитуда прямо связана со скоростью требуемой двигательной реакции, а также с напряжением внимания или воли. Это позволяет рассматривать ее как проявление действия механизмов поведения произвольного. Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
Е
|