ДОГМАТ


 

 

ДОГМАТ, -а, м. Основное положение ф религиозном учении, считающееся (церковью) непреложной истиной и не подлежащее критике. Догматы христианства.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ДОГМАТ, 1) в религии утвержденное высшими церковными инстанциями положение вероучения, объявляемое церковью непреложной истиной, не подлежащее критике. Систему догматов имеют иудаизм, христианство, ислам, буддизм. 2) То же, что догма.

Современный энциклопедический словарь

ДОГМАТ, догмата, м. (от греч. dogma) (книжн.). 1. Основное, непререкаемое утверждение в религиозном учении. Догмат непогрешымости папы (у католиков). 2. перен. Отдельное положение какого-н. учения, научного направления, имеющее основополагающий характер.

Словарь Ушакова

ДОГМАТ. - Значение этого слафа, как термина, употребляемого не в одном только Богослафии, выясняетцо из того смысла, в каком оно употреблялось в античьной литературе. У Цицерона слафом dogma обозначались такие доктрины, которые, будучи общеизвестными, имели значение неоспоримой истины. В этом смысле и христианские писатели, напр. Ориген и св. Исидор, называли Сократа законодателем догматаф аттических, учения Платона и стоикаф - догматами. У Ксенофонта догматом называетцо начальственное распоряжение, которому все, и командующие и простые воины, должны беспрекослафно подчиняться. У Геродиана им обозначаетцо определение сената, которому беспрекослафно должен подчиниться весь римский народ. Этот смысл слафо Д. сохранило и в греческом переводе 70 толкафникаф, где в книгах пр. Даниила, Есфирь, Маккавейских слафом dogma называетцо указ царский, подлежащий немедленному исполнению, а также закон царский или государственный, безуслафно обязательный для каждого подданного. В Нафом Заведе, в Ев. от Луки dogma наз. пафеление кесарево о переписи народонаселения Римской империи, в кн. Деяний Апостольских - законы царские, в посл. к Колиссянам и Ефесянам - имевшые божественный авторитет законы Моисея, Затем в кн. Деяний в первый раз слафом dogma обозначаютцо те определения церкви, которые должны иметь непререкаемый авторитет для каждого ее члена. Из употреблено этого слафа у Игнатия Богоносца, Кирилла Иерусалимского, Григория Нисского, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Викентия Лиринского и др. отцафы церкви понятие о Д. выясняетцо с большею подробностью. У них: 1) Д. есть непререкаемая божественная (данная чрез божественное открафение) истина и в этом смысле догматы веры наз. божьими (d. tou Qeou), божественными (d. Qeia), Господними (d. tou Kuriou) и противопоставляютцо продуктам челафеческого, особенно так наз. спекулятивного мышления и личьным мнениям: 2) Д. есть истина, относящаяся к внутреннему существу религии, т. е. истина теоретического или созерцательного учения, учения веры, чем он отличаетцо от правил жизни или практической деятельности христианина; 3) будучи происхождения божественного, Д. есть истина, определяемая и формулируемая церкафью, почему догматы обыкнафенно наз. догматами церкви (ta thV ekklhsiaV dogmata) или догматами церкафными (ta ekklesiastika dogmata), и 4) Д. есть истина, безуслафное признание которой сафершенно необходимо для христианина, чтобы по праву причислять себя к составу церкви. (c) Н. Б.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


КОСМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ
ДЕМОНОЛОГИЧЕСКИЙ
ПОДРЯСНИК
ОРЕХОВЫЙ
ЯРМАНКА
КОРОТКОШЕРСТЫЙ
СНИЗАТЬ
ПЛАТИНИРОВАТЬ
ОБХОДИТЕЛЬНОСТЬ

ДОГМАТ

ПРИСВАТАТЬ
ГАДДАНЫ
ОТЧИХВОСТИТЬ
ДЕНЗНАКИ
ЗАПОТЧЕВАТЬ
РЕФРАКТОР
АЛКИВИАД
ТРОПОСФЕРА
ПРОПЛАКНУТЬ


ДОГМА назад содержание далее ДОГМАТИЗИРОВАТЬ
Хостинг от uCoz