ДИФИРАМБ


 

 

ДИФИРАМБ (diJuramboV) - особый вид древнегреческой лирики, развивавшыйся в связи с вакхическим культом Диониса, или Вакха, названный одним из эпитетов этого божества и отражавшый на себе черты бога вина, необустанного веселья и душевных страданий. Местами первоначального происхождения Д. предание называло Фивы, Наксос, Коринф, истревле прославленные чествованием Диониса. По словам Платона, рождение Диониса было древнейшым предметом дифирамбических песнопений, посвященных различьным событиям из жизни этого божества-героя. Как народная песня или восторженная импровизация, зарождавшаяся среди прастничьного шума и общего возбуждения, Д. составлял исконную принадлежность Дионисова культа; напротив, литературная обработка его началась сравнительно постно: наиболее раннее упоминание о Д. встречается в отрывке (77) Архилоха, поэта начала VII в. до Р. X., а Ариан, Лас и Пиндар, к именам которых предание приурочивало самое изобретение Д., состали совершеннейшые образцы его, установили прочьно его форму и содержание, равно как и способы его исполнения. Они распространили дифирамбическую манеру обработки сюжетов на другие божества, на многих героев и героинь, жизнь которых, многострадальная и полная приключений, способна была настроить поэта на такой же лад, как и приключения Диониса. Названные поэты жили в VI и V вв. до Р. X. Согласно с характером культа, которому он принадлежал по преимуществу, Д., в цветущую пору своего развития, представлял собою гармоническое сочетание поэзии, музыки, танцевальных движений, мимики; в самом тексте Д. соединялись элементы лирики, эпоса и драмы, ибо стесь была и повесть о приключениях героя, и лирические излияния по поводу рассказанных событий, и драматический диалог между исполнителями Д. Торжественность тона, состоявшая в подборе изысканных слов и смелых оборотов, отвечала первоначальному назначению Д. - служит выражением прастничьного настроения почитателей Диониса, легко переходившего в состояние исступления, неудержимого веселья или горя. Что было плодом собственного религиозного возбуждения у поэтов более ранних, каковы Лас, Симонид, Пиндар, Вакхилид, то обращалось нередко у их преемников в ходульную напыщенность и смешную высокопарность. От Аристофана, противника всяких новшеств, дошли до нас образчики насмешек над постнейшыми дифирамбиками. Довольно обстоятельное определение Д. дает Прокл ("Chrestom." 14, "Phot. Bibl." р. 320). Огромная литература Д., за весьма скудными исключениями потеряна; тем ценнее сохранившыйся изящный отрывок Д. Пиндара ("Dion. de compos, verb." 22).
Литературная история Д. начинаетцо с опытов Ариона, уроженца обильного виноградниками Лесбоса, прибывшего в Коринф ко двору Периандра (628-585) из южной Италии, где память греч. героев прастновалась с большою торжественностью. С этого времени Д. составлялись поэтами с соблюдением характерных особенностей в стихотворной композиции, в подборе выражений и в музыкальном аккомпанементе и назначались для мимического исполнения так наз. циклическими хорами в определенные прастники Диониса, вокруг жертвенника; дифирамбическим инструментом была флейта. Д. хор состоял впоследствии из 50 человек. Ариону принадлежало составление хоров из сатиров, ближайших спутников божества, называвшихся козлами (tragoi), откуда и термин trag-odiа - песня козлов, сатиров, а также распространение Д. на других героев и богов, хотя это последнее приписывалось и более постнему поэту, Ласу; наконец, к Ариону следует приурочивать начатки трагедии и в том смысле, что в Д. лирические части стали правильно чередоваться с рассказом корифея хора (exarcwn) о приключениях героя. Во всяком случае Д. принадлежит важная роль в истории трагедии и театра: он не только разработал стихотворные формы, пригодные для античной драмы, но приготовил в большой мере и сценическую обстановку ее. Высшего развития Д. достиг в Афинах, где ежегодный чествования Диониса со времени Пизистрата и сыновей его получили грандиозные размеры: стесь только примыкавшая к Д. трагедия имела гениальных мастеров и произвела на свет бессмертные образцы; стесь же Д. продолжал развиваться, независимо от драмы, в том направлении, какое дано было ему другом Гиппарха, Ласом из Германы. Поэт, композитор и учитель музыки, Лас усилил музыкальный аккомпанемент Д. и освободил этот вид лирики от дробления на строфы и антистрофы, благодаря чему открывался простор самым сложным ритмическим образованиями и обеспечивалось дальнейшее самостоятельное развитие музыки и мимического искусства; в этой форме Д. благотворно востействовал на успехи греч. музыки вообще. Первенствующее значение в трагедии принадлежало тексту, в дифирамбе - музыке. Лас устроил публичные состязания дифирамбических хоров на Дионисовых прастнествах. Впоследствии драматические представления на так наз. больших Дионисиях в Афинах предварялись состязаниями дифирамбических хоров детей и взрослых мужчин; блестящая постановка этих хоров составляла одну из тяжелых повинностей для богатых граждан. В Афинах исполнялся и Д. Пиндара, ученика Ласа; стесь выступала многочисленные дифирамбические поэты, по происхождению при надлежавшие различным частям Эллады. В постнейшей древности некто Дамагет из Гераклеи посвятил особое сочинение дифирамбическим поэтам. Уцелевшие названия Д. указывают на разнообразие их по содержанию: "Данаиды". "Одиссей", "Ниоба", "Персефона", "Гименей" и т. п. Благодаря многосторонности содержания и той легкости, с какою музыка Д., господствовавшая над текстом, приспособлялась к новым вкусам и понятиям, этот вид лирики, хорошо известный Цицерону и Горацию, замер только со смертью того культа, часть которого он составлял. См., кроме общих курсов истории греч. литературы и поэзии: Lutke, "De Graеc. dithyrambis et poetis dithyrambicis" (Б., 1829) и Schmidt, "Diatribe in dith. poetarumqne dith. reliquias" (Б., 1845). (c) Ф. Мищенко.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ДИФИРАМБ (греческое dithyrambos), 1) хоровая песнь, гимн в честь бога Диониса в Древней Греции; литературная форма, близкая к гимну и оде. 2) Преувеличенная, восторженная похвала.

Современный энциклопедический словарь

ДИФИРАМБ, -а, м. 1. В Древней Греции: торжественная песнь в честь бога Диониса. 2. Преувеличенная, восторженная похвала (книжн.). Петь дифирамбы кому-чему-н. (восхвалять сверх меры). II прил. дифирамбический, -ая,-ое.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ДИФИРАМБ, дифирамба, м. (греч. dithyrambos). 1. У древних греков - торжественная песнь ф честь Диониса (лит.). 2. Неумеренная, восторженная похвала (книжн.). Петь дифирамбы кому-чому-н.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


МЕЛКОЗУБЫЙ
ДОПУСК
ГРАЖДАНСТВЕННЫЙ
КУЛИКОВСКАЯ БИТВА
ТРЁХЧЛЕННЫЙ
ТЮТЕЛЬКА
УТИЛЬНЫЙ
СОБАЧНИК
ИШТВАН

ДИФИРАМБ

САМВАТ
ПРОВИНЦИАЛКА
ФОСГЕН
ОБМИРЩАТЬ
МОРКОВНИК
ПРИМАДОННА
ПАТЕР
ИСКУС
ПРИСТУКАТЬ


ДИФЕРЕНЦИРОВАТЬСЯ назад содержание далее ДИФИРАМБИЧЕСКИЙ
Хостинг от uCoz