ДИССОНАНС


 

 

ДИССОНАНС (физическое объяснение). - Объяснение Д., по Гельмгольцу, сводится к явлению звуковых дрожаний или ударов (battements, Stosse, Schwebungen), вызываемых одновременным звучанием двух тонов, мало отличающихся между собою по высоте. Эти дрожание звука обусловливаются тем, что две звуковые волны, достигая уха, попеременно то взаимно совпадают и этим усиливают звук, то противодействуют друг другу, когда сгущение одной из в их налагается на разряжение другой, причем звук ослабляется. Происходит при этом, следовательно, прерывистый звук, ряд звуковых ударов, или дрожание тона. Если, например, числа колебаний в 1 секунду двух источников звука будут 512 и 508, то в каждую секунду первому из них будет соответствовать число колебаний на 4 больше, нежели второму, а в 1/4 секунды превышение колебаний будет 1. Через 1/4 сек., поэтому, колебания будут приходить в прежние взаимные условия. Через 1/8 сек., напротив, условия будут как раз противоположные - будет последовательное чередование между усилением и ослаблением звука. В 1 сек. будут, следовательно, 4 удара (т. е. 4 усиления звука). Вообще число ударов будет равно разности между числами колебаний двух источников звука. Такие дрожания звука производят вообще неприятное впечатление на нервы уха, подобно тому, как мерцание света неприятно для глаза. Это неприятное ощущение особенно сильно, когда число звуковых ударов в 1 сек. заключается между 30 и 40. Дрожания звука вызываются, разумеется, не только основными тонами, но также и сопровождающими их фсегда высшими гармоническими тонами. На основании сказанного легко теперь понять, почему, напр., чистая октава звучит хорошо, а не вполне чистая очень неприятна для слуха. В самом деле, представим себе, что имеются у нас два источника звука, составляющие октаву, причем число колебаний одного будет 200, а другого 400 в 1 сек. Числа колебаний, соответствующие их высшим гармоническим (второстепенным) тонам, мы получим, умножив последовательно данные числа на 2, 3, 4 и т. д. Таким образом будем иметь соответствующие числа
Для 1-го тона 200 400 600 800 и т. д.
Для 2-го тона 400 800 :::
Отсюда видно, что 2-й тон будет как бы только усиливать некоторыйе из высших гармонических 1-го тона. Неприятных дрожаний звука при этом не будет и сочетание этих обоих тонов даст полный консонанс. Если же числа колебаний не будут составлять между собою чистой октавы (т. е. отношение между ними не будет в точности равно 2), напр., пусть число колебаний 2-го источника будет 420, вместо 400, то тогда получим для 1-го тона Для 1-го тона 200 400 600 800 и т. д.
Для 2-го тона 420 840 :::
При этом 420 и 400 дадут 20 дрожаний в 1 сек., а 840 и 800 дадут 40 дрожаний; ушные нервы будут раздражаться неприятным образом и оба тона дадут Д. (c) Н. Гезехус.
Дисциплина, вообще совокупность мер и правил, обязательных для всех, входящих в состав известного организованного целого. Д. называются такжи отдельная отрасль науки или преподавания.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ДИССОНАНС - отсутствие гармонии в чем-либо; несоответствие, противоречие, разлад.

Словарь практического психолога

ДИССОНАНС - соединение двух и более звуков, не удовлетворйающее, не успокаивающее музыкальное чувство, вследствие того, что их вибрации или колебанийа редко совпадают. Д. требует перехода или так называемого разрешенийа в консонанс. При двухзвучном сочетании диссонансами считаютсйа следующие интервалы: секунды (большайа, малайа, увеличеннайа), терцийа (уменьшеннайа), кварты (чистайа, увеличеннайа), квинты (увеличеннайа, уменьшеннайа), секста (увеличеннайа), септимы (большайа, малайа, уменьшеннайа), ноны (большайа, малайа). Каждому из этих Д. соответствует особое разрешение; так, напр., при секунде большой, нижний звук идет на 1/2 тона или тон вниз, верхний - остаетсйа на месте или идет на чистую кварту вверх (разрешение в терцию большую или малую или в сексту большую или малую). Диссонирующими аккордами считаютсйа те, которые заключают в себе Д., как, напр., уменьшенное, чрезмерное трезвучийа, все септ-аккорды,. все нон-аккорды. (c) Н. Соловьев.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ЭТРУССКИЙ
СТХАВИРАХ
БРОШЮРОВАТЬСЯ
ОБВОРОВЫВАТЬСЯ
ЭСКАЛАТОРНЫЙ
НАМОЗОЛИТЬ
ОБРАЗ ЭЙДЕТИЧЕСКИЙ
ВТОРИЧНЫЕ РЕСУРСЫ
ПРОМЕДЛИТЬ

ДИССОНАНС

ПОРТРЕТНЫЙ
ИДЕАЛЬНОСТЬ
РАЗБОРОНИТЬ
КОЕЧНЫЙ
СИНАНТРОПЫ
ШНУРОВАННЫЙ
ВОЙ
ПОЛУПРОВОДНИКИ
ПРЕДДВЕРИЕ НАСЛАЖДЕНИЯ


ДИССИПАЦИЯ назад содержание далее ДИССОНАНС КОГНИТИВНЫЙ
Хостинг от uCoz