ДЖОНСОН


 

 

ДЖОНСОН (Johnson) Бенджамин (1573 - 1637), английский драматург, поэт, актер. Был другом У. Шекспира. В бытафых сатирико-нравоучительных комедиях "Вольпоне, или Лис" (1605), "Алхимик" (1610), "Варфоломеевская ярмарка" (1614) в соответствии с собственной "теорией свойств", требафавшей однолинейной типизации характераф, обличал стяжательство, эгоизм, невежество, ханжество, рисафал жизнь разных городских слоев. Гуманистические идеалы в трагедии "Загафор Катилины" (1611). Лирика.

Современный энциклопедический словарь

ДЖОНСОН (Бенжамин, обыкновенно назыв. Бэн-Д. Jonson) - личный друг и драматический противник Шекспира (1574-1637). Он был на десять лет моложе Шекспира и вступил на литературное поприще, когда Шекспир стоял уже во главе английской народной драмы. Жизнь его была бурная. В противоположность Шекспиру, он вышел из народа. Второй муж его матери был простой каменщик, которому он помогал в работах. На средства какого-то знатного покровителя, который заинтересовался даровитым ребенком, Джонсон был определен в классическую вестминстерскую школу, откуда поступил в кэмбриджский унив. Потом он служил наемным солдатом во Фландрии, прославился своей физической силой в храбростью; по возвращении в Англию поссорился с актером Спенсером и убил его на дуэли. По поводу постановки своей первой комедии Д. познакомился с Шекспиром, который, по преданию, содействовал постановки ее на сцене Блек-фрайерского театра. Так произошло их сближение, скоро перешедшее в тесную дружбу, не прерывавшуюся до самой смерти Шекспира. Приятели стали сходиться в основанной сэром Вальтером Ралеем таверне Сирены (Mermaid Tavern) и, придерживаясь различных художественных принципов, устраивали друг с другом настоящие словесные турниры, описание которых оставлено современниками. Есть предание, что Д. посетил своего друга в Стратфорде, незадолго до его смерти, и что самая болезнь Шекспира была результатом устроенной по этому поводу пирушки. Памяти Шекспира Д. посвятил превосходное стихотворение, предпосланное первому полному собранию его произведений (Editio princeps, 1623). В то время, как Шекспир удалился навсегда из Лондона в Стратфорд, Д. достиг большой известности как драматург, преимущественно в придворных кругах; он был возведен Иаковом I в сан поэталауреата и по случаю придворных празднеств писал феерии, называвш. тогда масками. При Карле I Д., по наветам врагов, впал в немилость, лишился своего звания и умер в бедности. В то время, как Марло, Грин, Шекспир, Вебстер и др. довели до художественного совершенства драматическую хронику, трагедию и романтическую комедию, Д. задумал повернуть драматическое искусство в сторону античной трагедии и бытовой комедии, образцы которых он видел в комедиях Плавта и Теренция. Он был глубоко убежден, что английская народная драма, с своими трагическими, превышающими действительность, страстями и фантастическим ходом действия, идет по ложному пути; что истинный путь есть путь простоты, правильности и естественности, завещанный классической драмой. "Я буду", говорит он в прологе к одной из своих комедий: "изображать на сцене только такие действия и употреблять только такие слова, какие встречаются в жизни; я буду рисовать картину своего времени и смеяться над человеческой глупостью". По мнению Д., герой пьесы не должен быть чудовищем страсти или порока, но одним из тех людей, которых мы ежедневно встречаем на улице. Таких героев он и дает в своих многочисленных бытовых комедиях: "Every Man in his Humour", "Every man out ot his Humour", "Volpone", "Alchemist", "Bartolomew Fair" и др., представляющих верную и потому драгоценную в культурном отношении картину пороков современного ему общества. Но эта верность скорее внешняя, чем внутренняя. Д. не обладал способностью создавать живых людей; в большинстве случаев его герои не более, как олицетворение общих понятий и пороков - хитрости, чванства, жадности, шарлатанства и т. п.; в них нет того слияния типического с индивидуальным, которое составляет главное достоинство героев Шекспира. Сказанное о комедиях Джонсона в полной мере применяется и к двум его трагедиям: "Сеян" (1603) и "Катилина" (1611), сюжеты которых заимствованы из жизни древнего Рима. Благодаря своей громадной начитанности в классических авторах, Д. мог прекрасно перенести на английскую сцену обстановгу римской жизни, со всеми ее особенностями; но ему не удалось воскресить дух древнего Рима в такой степени, как это сделал Шекспир в "Юлии Цезаре" и "Антонии и Клеопатре". Положенный в основу его первой трагедии эпизод из царствования Тиверия изучен Д. на основании Тацита в Светония, повидимому, в пьесе нет слова, которое автор не мог бы подтвердить ссылкой на источник, - но это обилие материала подавляет фантазию автора и лишает пьесу драматического движения. Чтобы вполне наслаждаться "Сеяном", нужно иметь хорошую классическую подготовку; но такой подготовки не могло быть у английской публики начала XVII в. - и пьеса Д. пала. Во второй своей трагедии Д. счел себя вынужденным сделать некоторые уступки вкусу публики. Он допустил большие разнообразия в действии; перенесением места действия из Рима в Фьезоле и обратно он нарушил классическое правило единства места; он даже позволил себе такие эффектный нововведения, как появление тени Суллы - мотив, очевидно, навеянный Шекспиром; но всего этого показалось мало публике, воспитанной на произведениях Шекспира и его школы - и трагедии Джонсона, в общем все-таки построенная по образцу трагедий Сенеки, не имела успеха. Кроме драматических произведений, Д. писал поэмы, сатиры, эпиграммы и оставил сборник очерков, заметок и характеристик под загл.: "Discoveries". По силе и оригинальности мысли и картинности изложения, произведение это может быть поставлено наряду с "Опытами" Бэкона и "Характеристиками" Лабрюйера. Произведения Д. были издаваемы Джиффордом и Коннингемом. О Джонсоне см. Taine, "Histoire de la litterature anglaise"; Mezieres, "Predecesseurs et contemporains de Shakspeare"; Ward, "English Dramatic Litterature" и кроме того отдельные этюды Symonds'a, "Ben Johnson" (Л., 1890), и Swiuburn'a, "A study of Ben Johnson" (Л., 1883). На русском языке существует прекрасная характеристика Бэн-Д. в ст. покойного С. А. Варшера: "Литературный противник Шекспира" ("Русская Мысль", 1887). (c) Н. Стороженко.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПОЧВЕННИЧЕСТВО
ДИАФИЛЬМ
ОПОСТЫЛЕТЬ
СОЦИОМАТРИЦА
ПОСТАВЩИК
НЕПРИКАСАЕМЫЙ
ВВЕДЕНСКИЙ НИКОЛАЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ
РАЗДРАЖИТЕЛЬ
ЙОГУРТ

ДЖОНСОН

УХВАТКА
САМОПРЯДИЛЬЩИК
ЧИСТЮЛЯ
СУРДОПЕДАГОГ
РАСТИРАТЬСЯ
ПИГМЕНТ
ПРЕДОТВРАТИТЬ
ТРЁХЪЯРУСНЫЙ
ОТВЛЕЧЬСЯ


ДЖОНС назад содержание далее ДЖОПЛИН
Хостинг от uCoz