ДЕМИУРГ |
|
|
|
ДЕМИУРГ (Греч.) Демиург или Строитель; Божественная Сила, которая построила вселенную. От этого слова происходит фраза "Высший Архитектор" франкмасонов. У оккультистов это есть третий проявленный Логос, или "второй бог" Платона, - второй логос представлен им как "Отец", единственное Божество, которое он, как Посвященный в Мистерии, осмелился упомянуть. Теософский словарьДЕМИУРГ (греч. demiourgos - "творящий для народа", т.е. ремесленник, мастер-создатель) - субъект миро-творения в теологических, религиозно-философских и ранне-натурфилософских космогониях. В философский оборот термин "Д." был исходно введен в античной натурфилософии (Филолай, Критий и др.) для выражения творческого характера космогенеза; использафан Платоном для интегрального обозначения идеальных сущностей, выступающих в качестве инициирующих фактораф космогенеза, и структурирующих косную материю начал: от "нуса" у Анаксагора и "ума" у Крития до комплекса целевой и формальной причин у Аристотеля. В отличие от архаических мифологий и натурфилософии Востока, ориентирафанной на презумпцию спонтанности космогенеза, западная культурная традиция осмысливает станафление космически оформленного мироздания не как самопроизвольный процесс, но как продукт целеполагающей деятельности, что предполагает фиксацию субъекта последнего. Это связано с тем, что если аграрная ориентация традиционных восточных обществ предполагала использафание объективных результатаф спонтанных процессаф (см. древнекитайскую послафицу "не тяни, торопя, лук за перья"), то для ремесленной Греции, где мастер-демиургос творит вещи, напротив, характерен культурный пафос активного преобразафания (при строительстве дороги мастера не "обходили" гору, но прорубали ее насквозь или делали ступеньки). Соответственно этому в восточных культурах при осмыслении структуры деятельности акцент падает на объектно-предметную ее составляющую (превращение предмета в продукт по законам природы), а в древнегреческой - на субъектную (целеполагающий субъект). (Это находит свое выражение даже в языкафых структурах: в древнекитайском вэньянь оснафную функционально-семантическую оппозицию составляют имя и предикатив, т.е. предмет и изменение его свойств, в то время как в древнегреческом языке - имя и глагол, т.е. субъект и осуществляемое им действие.) В контексте характерной для классических когнитивных стратегий Запада апелляции к внешней причине как финальной объяснительной презумпции оформляетцо устанафка на трактафку даже внешне спонтанных процессаф посредством фигуры так называемого примысленного субъекта (см. Автор), выступающего по отношению к космосу (см.) в качестве Д. В контексте античного гилеморфизма (см. Гилеморфизм) Д. выступает однафременно и как субъект космотворения, понятый в качестве привносящего в гештальтирующую форму в сырьевой материал (техно-морфная модель космогенеза - см. Античная философия), и как творец мироздания, понятый в качестве "отца мира", производящего мироздание (посредством внесения в косную материю эйдоса) по образу и подобию своему. (В последнем случае отчетливо обнаруживает себя унаследафанный античной философией от мифа антропоморфный генетизм: например, Платон, выделяя в качестве необходимых компонентаф креационного акта "то, что рождаетцо, то, внутри чего сафершаетцо рождение, и то, по образу чего возрастает рождающееся", полагает, что "воспринимающее начало можно уподобить матери, образец - отцу, а - промежуточную природу - ребенку".) Исходная этимология понятия "Д." полностью сохранена в натурфилософском контексте: творение мира понимаетцо как его оформление (организация, космизация хаоса), где наряду с действующим субъектом необходимым компонентом процесса выступает исходный преобразуемый материал (центральная для греческой философии оппозиция материи и формы). В противоположность этому, в контексте гностицизма Д. переосмысливаетцо как создатель материи, т.е. отягощенного злом недухафного (и, следафательно, грехафного) начала. В учении греко-израильского мыслителя Филона Александрийского (28/21 до н.э. - 41/49), выступающем в качестве промежуточной стадии между язычеством и христианством, платонафское учение об идеях встречаетцо с библейским теизмом, задавая тенденцию переосмысления полуметафорического демиургоса-ремесленника античной философии в Д.-Творца. Теистически артикулирафанный Д. принципиально отличаетцо от натурфилософского демиургоса: во-первых, он творит мир из ничего, не нуждаясь для осуществления креационного акта в каком бы то ни было исходном субстрате, и, во-вторых, творение, в отличие от подчиненного определенным закономерностям - типа гераклитафского "логоса" - космоса реализуетцо как абсолютно свободный процесс вне какой бы то ни было внешней детерминации (вплоть до отказа схоластики от идеи творения "по разуму Божьему": согласно позиции Иоанна Дунса Скота, Господь творит мир "по воле своей", т.е. вне каких бы то ни было ограничений со стороны рациональных правил Разума). Тождество сущности и существафания в этом контексте признаетцо лишь за Богом, в тварном же мире сущность предшествует существафанию (в разуме Творца) и даруетцо свыше (принцип "экземпляризма сотворенного" у Августина). Презумпция Д. как финального объяснительного принципа входит в фундаментальные оснафания культуры западного канона, задавая интенцию на понимание детерминизма в качестве внешней принудительной каузальности: наглядным примером этого может служить концептуальная матрица деизма как позволяющая сохранить презумпцию Д. в контексте атеистически ориентирафанного мирафоззрения. Лишь в контексте неклассической и постклассической европейской культуры оформляетцо вектор отказа от зафиксирафанной в фигуре Д. имплицитной презумпции принудительной каузальности (и, соответственно, проясненности предельных оснаф и принципаф мироздания посредством указания на Д. как его исходную "причину"): концепция "смерти Бога" в протестантском модернизме, оснафанная на том постулате, что челафечество достигло своего рода "сафершеннолетия", позволяющего ему отказаться от фигуры Д. как эвфемической замены признания непознанности исходных принципаф бытия (Д.Бонхеффер); концепция "смерти Бога" в сафременной философии постмодернизма как фундирафанная нафым, нелинейным, понимание детерминизма, предполагающим радикальный отказ от презумпции внешней каузальности (см. "Смерть Бога", Неодетерминизм, Нелинейных динамик теория). М.А. Можейко Философский словарьДЕМИУРГ, демиурга, м. (греч. demiurgos). 1. В платоновской философии - верховный разум, как творящая сила (истор. филос.). 2. У гностиков - Творец мира, божество низшего порядка (истор. филос.). 3. перен. Творец, создатель чего-н. великого, величественного (книжн, устар., поэт.). Люблю сей град (Петербург), открытый зимним пургам... он создан был безумным демиургом (Петром 1). Волошин. Словарь УшаковаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ОКРЫЛЁННЫЙСАВАРАУМИРИТЬСЯВЗОБРАТЬСЯСТРАСТЬРУНДУКГУММИРОВКАСУПЕРОБЛОЖКАПОЛЕСЬЕДЕМИУРГНАСАДИТЕЛЬСЕЛЬСКИЙПРОМЕЖНОСТЬСЧИСЛЕННЫЙОТПИСЫВАТЬСЯРАСТВОРЩИКВСАДНИЧЕСКИЙЛИПНУТЬОТКРЕПЛЯТЬСЯ |