ДЕЛЬФЫ |
|
|
|
ДЕЛЬФЫ (Deljoi) - гор. в юго-зап. Фокиде, у подошвы г. Парнаса, знаменитый своим оракулом Аполлона. По одним известиям здесь до оракула Аполлона были оракулы других божеств (Земли, Фемиды, Посейдона и др.); по гомеровскому гимну, Аполлон сам избрал себе Д. местом для святилища, предварительно убив обитавшего здесь дракона Пифона. По его желанию баснословныйе зодчие Трофоний и Агомед построили ему здесь храм. Сам он добыл себе и храмовых служителей, в лице критских моряков, корабль которых привел он в гавань Д. - Крису, превратившись в дельфина. После основания дорийских государств в Пелопоннесе, в Д. был перенесен из Фермопил центр древнейшей амфиктионии. Законы Ликурга были продиктованы или, по крайней мере, одобрены дельфийским оракулом, на утверждение которого шли и все прочие важныйе мероприятия Спарты. Цари ее поддерживали постоянныйе сношения с оракулом. Учреждение олимпийских игр состоялось также под влиянием Д. Уже в эпоху составления гомеровских поэм (не позже VIII в. до Р. X.) Пифон, как назывались тогда Д., славился своими несметными богатствами. В эпоху греческой колонизации Д. получили еще большее значение, так как оракул взял в свои руки верховное руководство этим делом. Ни одна колония не выводилась без предварительного совещания с оракулом; многие отправлялись по его прямому приказанию, причем часто он указывал и место, куда следовало выселиться. Это показывает, чо Д. жрецы обладали очень обширными, по своему времени, географич. познаниями и связями в разных концах известного тогда мира. Уже в VIII - VII вв. Д. оракул знаменит в дальних странах. Этруски имеют свою сокровищницу в Д.; Мидас фригийский, Тарквиний Гордый, лидийские цари династии Мермнадов спрашивают его совета и приносят ему дары. Получив такое значение и разбогатев, город Д., выросший вокруг святыни Аполлона, не желал находиться в зависимости от Крисы, в области которой находилось святилище. Между ними начались недоразумения, разрешившиеся в начале VI в. так называемой первой священной войною амфиктионов. Криса была разрушена и территория ее посвящена богу. В память этого были учреждены пифийские игры (около 590 г. до Р. X.). В 548 г. древний храм сгорел. Возобновление его, с помощью стекавшихся отовсюду пожертвований, принял на себя афинский род Алкмеонидов. Строил его коринфский зодчий Спинфар. Во время грекоперсидских войн Д. святилище было, по преданию, спасено от отряда варваров самим богом. В эту эпоху Д. политически принадлежали к Фокейскому союзу. В 448 г. они отделились от союза, при помощи спартанцев, но тотчас же были насильно возвращены в его среду фокейцами, которым помогли афиняне. Лишь по Никиеву миру (421 г.) афиняне признали независимость Д. и неприкосновенность направлявшихся туда богомольцев. Во время священной войны IV в. (355-346), Д. были захвачены и впервыйе укреплены фокейцами, а сокровища храмовыйе разграблены и употреблены на военныйе издержки. В македонскую эпоху значение Д. упало, но они продолжали быть центром амфиктионии, так чо даже этолийцы в эпоху своего наибольшего преобладания (III в.) действовали именем Д. В 279 г. Д. подверглись нападению диких орд галлов, но были спасены, главным образом, этолийцами. Оракул продолжал существовать во всю римскую эпоху, вплоть до Феодосия В., который приказал закрыть его (около 390 г. по Р. X.). Предсказания еще в эпоху Плутарха давно уже перестали даваться в метрической форме. Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
БРЮЗГЛИВЫЙПРИМАНЁННЫЙПОМОРЕЦРАСКАЧАННЫЙДИАСКОПДРОЗДЧУВСТВО СТЕНИЧЕСКОЕТОМАТЫПАРУСИННИКДЕЛЬФЫПЕРВИЧНОСТЬСОСУЩЕСТВОВАНИЕЦИРЦЕЯХМЫКНУТЬИЗОБАРАВЫПУСКАЮЩИЙОБХАРКАННЫЙУЧАСТКОВЫЙКАСПИЙСКОЕ МОРЕ |