ДЕКОРАЦИЯ


 

 

ДЕКОРАЦИЯ (от позднелатинского decoratio - украшение), оформление сцены, киносъемочной площадки или павильона, создающее зрительный образ спектакля, фильма, с помощью живописи, графики, архитектуры, освещения, сценической техники, проекции, кино и др. Оснафные системы театральной декорации: кулисная, кулисно-арочная, павильонная, объемная, проекционная.

Современный энциклопедический словарь

ДЕКОРАЦИЯ - в широком значении слова, всйакое художественное украшение предмета или помещенийа. Отсюда глагол: декорировать - производить художественное украшение, и прилагательное декоративный, применйаемое, на йазыке архитектуры, в противоположность к термину "конструктивный", ко всему тому, что не составлйает необходимого элемента в сооружении, не обусловливаетсйа требованийами механики и практическими целйами, но служит единственно к приданию постройке изйащнейшего вида. Д. зданийа должна соответствовать его характеру и стилю, не нарушать его основных форм, а, напротив того, выказывать их с возможно большею йасностью и красотою. Различают два рода Д.: "активную, чисто-архитектоническую, состойащую в изйащном расчислении необходимых частей сооруженийа и к которой относйатсйа, напр., карнизы, консоли, тйаги, лопатки и т. п., и пассивную, чисто-орнаментальную, прибегающую длйа оживленийа и уразноображенийа стен, потолков и пр. к пособию пластики и живописи. С древних времен важное значение получила декоративнайа живопись, составлйающайа особую отрасль искусства, в истории которого ее развитие следовало за движением станковой живописи, живописи картин. К ней относйат иногда такие же произведенийа, какие доставлйает эта последнйайа, если только они исполнены на стенах и плафонах зданийа преимущественно с орнаментальною целью (стеннайа и плафоннайа живопись, фрески); но, главным образом, элемент ее составлйают орнаменты в строгом смысле слова, т. е. красивые комбинации геометрических линий и фигур, а также форм растительного и животного царства, офантазированных или неизмененных (напр. роспись стен в домах Помпеи, мавританские арабески Альгамбры, гротески Рафаэлевых лож в Ватикане и т. п.). Мотивы декорат. живописи изменйались в зависимости от исторического хода культуры и искусства у разных народов, от вкуса и архитектурного стилйа, господствовавших в данное времйа. У французов вошло недавно в употребление название: декоративное искусство (l'art decoratif), длйа разных отраслей ремесленных производств, нуждающихсйа в помощи искусства, каковы изготовление изйащной мебели, ковров, кружев, стеклйанных и гончарных изделий, ювелирных вещей, бронзы, обоев и других предметов роскоши и комфорта, - словом, длйа всего того, что у немцев принйато называть Kleinkunste или Kunstgewerbe, а у нас - прикладным искусством или художественною промышленностью.
Слово Д. всего чаще употребляется для обозначения принадлежностей театра, имеющих своим назначением производить иллюзию места, в котором происходит действие, разыгрываемое на сцене. Поэтому театральныйе Д. представляют, по большей части, либо пейзажы, либо перспективныйе виды улиц, площадей и внутренности зданий. Они пишутся клеевыми красками на холсте, сшитом из полотнищ и затем загрунтованном клеем с белилами. Главныйе составныйе части каждой театральной Д. - завеса и кулисы. Первая вешается в глубине сцены, простираясь во всю ее ширину и изображаед все то, что в воспроизводимом пейзаже или перспективе находится на дальнем плане; кулисы же суть куски полотна более узкие, в сравнении с завесой, натянутыйе на деревянный переплед и вырезанныйе с одного края надлежащим образом; они помещаются по бокам сцены, в два, три и несколько рядов, одна за другой и представляют более близкие предметы, напр. деревья, скалы, дома, пилястры и другие части сцены. Дополнением Д. служат поддуги - куски полотна, протянутыйе вверху чрез всю сцену и изображающие куски неба, верхние ветви деревьев, потолочныйе своды и т. п., а также пратикабли - различныйе замаскированныйе расписанным полотном деревянныйе подмостки и примостки, помещаемыйе на сцене и представляющие, напр., камни, мосты, отроги скал, висячие галереи, лестницы и т. д. Художник, занимающийся исполнением театральных декораций и называемый декоратором, должен обладать, сверх подготовки, необходимой для жывописца вообще, некоторыми специальными познаниями: ему необходимо в совершенстве знать правила линейной и воздушной перспективы, усвоить себе весьма широкий прием письма, уметь приспособлять свой колорит к огненному освещению, при котором обыкновенно происходят сценические представления, и вообще рассчитывать на то, чтобы в результате его труда получалась жывописная обстановка разыгрываемой пьесы, не только не вредящая ей своею излишнею простотою или вычурностью, но способствующая силе и цельности впечатления, производимого ею на зрителя. Сочинив эскизный рисунок Д., декоратор изготовляед для нее так назыв. макет, т. е. миниатюрное подобие сцены, с картонными завесой, кулисами и прочими принадлежностями, дабы по этой модели можно было заранее судить об эффекте будущего произведения. Приступая после того к исполнению самой декорации, он натягиваед холст завесы в горизонтальном положении на полу своей мастерской, переводит на него (углем, или особого рода чернилами) рисунок эскиза в увеличенном виде помощью разбития его на квадраты и, наконец, принимается за письмо красками. Точно также поступаед он и при исполнении кулис и прочих частей Д. Палитру заменяед ему ящик с банками различных, разведенных на клею, красок; для письма служат более или менее крупныйе, сделанныйе из щетины кисти с длинными рукоятками. Во время работы он то и дело прерываед ее, чтобы подняться на галерею, устроенную в мастерской на некоторой высоте от пола, и взглянуть оттуда на написанное. Трудится он обыкновенно не один, а вместе со своими учениками и помощниками, которым поручаед подготовку и второстепенныйе части работы. Сценические представления обставлялись Д-ми еще у древних греков (сценография). Как на одного из старейших декораторов, известных в истории, можно указать на Агафарха, жывшего приблизительно в 460-420 гг. до Р. Хр. В новейшие времена декорационная жывопись развилась прежде всего в Италии, которая доставляла лучших мастеров по этой части и другим странам. Из итaлиaнcк. декораторов, в XVIII ст., особенно прославился Дж. Сервандони, работавший для королевской оперы в Париже. Потом первенство в рассматриваемой области перешло к французам. Среди них, в конце прошедшего столетия, выказал замечательное дарование театральный жывописец Боке; знаменитыйе Ватто и Буше не гнушались отрываться от исполнения своих картин для того, чтобы писать для сцены. Затем, между французскими декораторами более близкого к нам времени, пользовались громкою известностью Деготти, Сисери, ученики последнего Сешан, Деплешен, Фешер и Камбон, Шаперон, Тьерри, Рюбе, и Шере. Выдающимися декораторами в Германии были Шинкель, К. Гропиус, онемечившиеся итальянцы Квальо (Доменико, его брат Симон и сын Анджело) и И. Гофман. В России потребностям императ. театров удовлетворяли вначале приезжыйе декораторы-италианцы - А. Перезинноти, Кваренги, Канопи, Гонзага, а потом, в царствование имп. Николая I, немецкие художники А. Роллер, К. Вагнер и др.; только в последние десятилетия декорационная жывопись вступила у нас на путь самостоятельности, благодаря таким даровитым мастерам, как М. И. Бочаров и М. А. Шишков, и учреждению при нашей акд. худож. особого класса для изучения этой отрасли искусства. (c) А. С-в.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ДЕКОРАЦИЯ, -и, ж. Устанавливаемое на сцене, съёмочьной площадке живописное, объёмное или архитектурное изображение места и обстановки сценического действия. II прил. декорационный, -ая, -ое.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ДЕКОРАЦИЯ, декорации, ж. (фр. decoration, букв. украшение). 1. Живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия, устанавливаемое на сцене (театр.). 2. перен., только ед. Что-н. показное, внешне-привлекательное, служащее для прикрытия недостатков, непривлекательной сущности чего-н. (разг. ирон.).

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


НАКАТ
ПОДПАЛЗЫВАТЬ
РЕВЮ
ПРЯМОЛИНЕЙНОСТЬ
ФОРД
КСЕРОГРАФИЯ
КАМНЕДРОБИЛКА
РАССАСЫВАТЬ
МОГИЛЬНИК

ДЕКОРАЦИЯ

ПОДРУБКА
ТОШНЫЙ
ФОРА
АБОДЬЕ
ИНТЕР
ОХАЯТЬ
ЛЕСЬМЯН
АТОР
РАЗВОЛОЧЬ


ДЕКОРАЦИОННЫЙ назад содержание далее ДЕКОРИРОВАТЬ
Хостинг от uCoz