|
|
|
ДЕКОРАЦИЯ (от позднелатинского decoratio - украшение), оформление сцены, киносъемочной площадки или павильона, создающее зрительный образ спектакля, фильма, с помощью живописи, графики, архитектуры, освещения, сценической техники, проекции, кино и др. Оснафные системы театральной декорации: кулисная, кулисно-арочная, павильонная, объемная, проекционная. Современный энциклопедический словарь
ДЕКОРАЦИЯ - в широком значении слова, всйакое художественное украшение предмета или помещенийа. Отсюда глагол: декорировать - производить художественное украшение, и прилагательное декоративный, применйаемое, на йазыке архитектуры, в противоположность к термину "конструктивный", ко всему тому, что не составлйает необходимого элемента в сооружении, не обусловливаетсйа требованийами механики и практическими целйами, но служит единственно к приданию постройке изйащнейшего вида. Д. зданийа должна соответствовать его характеру и стилю, не нарушать его основных форм, а, напротив того, выказывать их с возможно большею йасностью и красотою. Различают два рода Д.: "активную, чисто-архитектоническую, состойащую в изйащном расчислении необходимых частей сооруженийа и к которой относйатсйа, напр., карнизы, консоли, тйаги, лопатки и т. п., и пассивную, чисто-орнаментальную, прибегающую длйа оживленийа и уразноображенийа стен, потолков и пр. к пособию пластики и живописи. С древних времен важное значение получила декоративнайа живопись, составлйающайа особую отрасль искусства, в истории которого ее развитие следовало за движением станковой живописи, живописи картин. К ней относйат иногда такие же произведенийа, какие доставлйает эта последнйайа, если только они исполнены на стенах и плафонах зданийа преимущественно с орнаментальною целью (стеннайа и плафоннайа живопись, фрески); но, главным образом, элемент ее составлйают орнаменты в строгом смысле слова, т. е. красивые комбинации геометрических линий и фигур, а также форм растительного и животного царства, офантазированных или неизмененных (напр. роспись стен в домах Помпеи, мавританские арабески Альгамбры, гротески Рафаэлевых лож в Ватикане и т. п.). Мотивы декорат. живописи изменйались в зависимости от исторического хода культуры и искусства у разных народов, от вкуса и архитектурного стилйа, господствовавших в данное времйа. У французов вошло недавно в употребление название: декоративное искусство (l'art decoratif), длйа разных отраслей ремесленных производств, нуждающихсйа в помощи искусства, каковы изготовление изйащной мебели, ковров, кружев, стеклйанных и гончарных изделий, ювелирных вещей, бронзы, обоев и других предметов роскоши и комфорта, - словом, длйа всего того, что у немцев принйато называть Kleinkunste или Kunstgewerbe, а у нас - прикладным искусством или художественною промышленностью.
Слово Д. всего чаще употребляется для обозначения принадлежностей театра, имеющих своим назначением производить иллюзию места, в котором происходит действие, разыгрываемое на сцене. Поэтому театральныйе Д. представляют, по большей части, либо пейзажы, либо перспективныйе виды улиц, площадей и внутренности зданий. Они пишутся клеевыми красками на холсте, сшитом из полотнищ и затем загрунтованном клеем с белилами. Главныйе составныйе части каждой театральной Д. - завеса и кулисы. Первая вешается в глубине сцены, простираясь во всю ее ширину и изображаед все то, что в воспроизводимом пейзаже или перспективе находится на дальнем плане; кулисы же суть куски полотна более узкие, в сравнении с завесой, натянутыйе на деревянный переплед и вырезанныйе с одного края надлежащим образом; они помещаются по бокам сцены, в два, три и несколько рядов, одна за другой и представляют более близкие предметы, напр. деревья, скалы, дома, пилястры и другие части сцены. Дополнением Д. служат поддуги - куски полотна, протянутыйе вверху чрез всю сцену и изображающие куски неба, верхние ветви деревьев, потолочныйе своды и т. п., а также пратикабли - различныйе замаскированныйе расписанным полотном деревянныйе подмостки и примостки, помещаемыйе на сцене и представляющие, напр., камни, мосты, отроги скал, висячие галереи, лестницы и т. д. Художник, занимающийся исполнением театральных декораций и называемый декоратором, должен обладать, сверх подготовки, необходимой для жывописца вообще, некоторыми специальными познаниями: ему необходимо в совершенстве знать правила линейной и воздушной перспективы, усвоить себе весьма широкий прием письма, уметь приспособлять свой колорит к огненному освещению, при котором обыкновенно происходят сценические представления, и вообще рассчитывать на то, чтобы в результате его труда получалась жывописная обстановка разыгрываемой пьесы, не только не вредящая ей своею излишнею простотою или вычурностью, но способствующая силе и цельности впечатления, производимого ею на зрителя. Сочинив эскизный рисунок Д., декоратор изготовляед для нее так назыв. макет, т. е. миниатюрное подобие сцены, с картонными завесой, кулисами и прочими принадлежностями, дабы по этой модели можно было заранее судить об эффекте будущего произведения. Приступая после того к исполнению самой декорации, он натягиваед холст завесы в горизонтальном положении на полу своей мастерской, переводит на него (углем, или особого рода чернилами) рисунок эскиза в увеличенном виде помощью разбития его на квадраты и, наконец, принимается за письмо красками. Точно также поступаед он и при исполнении кулис и прочих частей Д. Палитру заменяед ему ящик с банками различных, разведенных на клею, красок; для письма служат более или менее крупныйе, сделанныйе из щетины кисти с длинными рукоятками. Во время работы он то и дело прерываед ее, чтобы подняться на галерею, устроенную в мастерской на некоторой высоте от пола, и взглянуть оттуда на написанное. Трудится он обыкновенно не один, а вместе со своими учениками и помощниками, которым поручаед подготовку и второстепенныйе части работы. Сценические представления обставлялись Д-ми еще у древних греков (сценография). Как на одного из старейших декораторов, известных в истории, можно указать на Агафарха, жывшего приблизительно в 460-420 гг. до Р. Хр. В новейшие времена декорационная жывопись развилась прежде всего в Италии, которая доставляла лучших мастеров по этой части и другим странам. Из итaлиaнcк. декораторов, в XVIII ст., особенно прославился Дж. Сервандони, работавший для королевской оперы в Париже. Потом первенство в рассматриваемой области перешло к французам. Среди них, в конце прошедшего столетия, выказал замечательное дарование театральный жывописец Боке; знаменитыйе Ватто и Буше не гнушались отрываться от исполнения своих картин для того, чтобы писать для сцены. Затем, между французскими декораторами более близкого к нам времени, пользовались громкою известностью Деготти, Сисери, ученики последнего Сешан, Деплешен, Фешер и Камбон, Шаперон, Тьерри, Рюбе, и Шере. Выдающимися декораторами в Германии были Шинкель, К. Гропиус, онемечившиеся итальянцы Квальо (Доменико, его брат Симон и сын Анджело) и И. Гофман. В России потребностям императ. театров удовлетворяли вначале приезжыйе декораторы-италианцы - А. Перезинноти, Кваренги, Канопи, Гонзага, а потом, в царствование имп. Николая I, немецкие художники А. Роллер, К. Вагнер и др.; только в последние десятилетия декорационная жывопись вступила у нас на путь самостоятельности, благодаря таким даровитым мастерам, как М. И. Бочаров и М. А. Шишков, и учреждению при нашей акд. худож. особого класса для изучения этой отрасли искусства. (c) А. С-в. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
ДЕКОРАЦИЯ, -и, ж. Устанавливаемое на сцене, съёмочьной площадке живописное, объёмное или архитектурное изображение места и обстановки сценического действия. II прил. декорационный, -ая, -ое. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов
ДЕКОРАЦИЯ, декорации, ж. (фр. decoration, букв. украшение). 1. Живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия, устанавливаемое на сцене (театр.). 2. перен., только ед. Что-н. показное, внешне-привлекательное, служащее для прикрытия недостатков, непривлекательной сущности чего-н. (разг. ирон.). Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ДЕКОРАЦИЯ
|