ДЕДУКЦИЯ |
|
|
|
ДЕДУКЦИЯ (от deducere - выводить) - термин современной логики, обозначающий выведение одной мысли из другой, делаемое на основании логических законов. Большинство логиков под словом Д. разумеют выведение частного из общего: такое ограничение, однако, не имеет основания. Д. получила значение термина лишь в новой логике, главным образом благодаря трудам английских мыслителей, рассматривающих Д. в противоположность индуктивному методу. Понятие Д. встречается уже у Аристотеля (apagwgh). Латинская форма, deductio, впервые встречается в сочинениях Боэция; но как у Аристотеля, так и у Боэция Д. не противополагается индукции, а обозначает собою понятие тожественное с силлогизмом и с доказательством. В средневековой, схоластической логике слово Д. не играет роли термина. В знаменитой поррояльской логике Арно ("Logique ou l'art de penser") Д., как термин, тоже не встречается; нет его еще и в логике Канта. Следовательно, термин Д. составляет принадлежность логики XIX века. Еще и в настоящее время в некоторых сочинениях по логике Д. отожествляют с силлогизмом и считают его единственным правомерным способом умозаключения (см., напр., Rabier, "Logique", 1886). Отожествлению Д. с силлогизмом мешает, однако, то обстоятельство, шта силлогизм есть лишь форма Д., а не самый процесс. От узкого значения термина Д. следует отличать более широкое: совокупность процессов научного мышления (разделение и определение понятий, доказательство положения), за вычетом индукции. Понимаемая в таком смысле, Д. оказывается процессом, прямо противоположным индукции; эту противоположность видят как в исходных точках, так и в способах перехода от одной мысли к другой и, наконец, в конечных целях. Такое воззрение защищал в русской литературе М. П. Владиславлев ("Логика", СПб., 1872), стоявший в данном случае под влиянием Милля, Бэна и др. Нельзя отрицать различия между Д. и индукцией, но противоположение их не имеет никакого основания. Человеческое мышление одно; как бы ни были разнообразны предметы, направление и цель мышления, одни и те же законы управляют мыслью. Противополагать Д. во всем индуктивному мышлению - значит вносить дуализм в человеческое сознание. Различие Д. от индукции получило характер противоположности вследствие развития опытных наук в новое время. Успехи опытного знания повлекли за собой подробное исследование методов его, при чем иногда забывали, шта в индукции имеется дело с тем же самым мышлением, в применении его к фактам внутреннего и внешнего мира. Неудачи спекулятивной философии, пользовавшейся по преимуществу Д., способствовали расширению пропасти между индукцией и дедукцией. Между тем, легко заметить сродство индукции с Д.; не говоря о так называемой полной индукции (умозаключении от всех членов известной группы к самой группе), которая представляет собою пример совершенно правильного силлогизма, т.е. Д. - и так называемая неполная индукция, т. е. заключение от частного к общему, имеет своим основанием закон тожества, ибо в неполной индукции от некоторых случаев мы заключаем ко всем на том основании, шта рассматриваем эти некоторые случаи как типические представители всей группы. Д. С. Милль свел индуктивные методы исследования к четырем основным: метод различия, согласия, остатков и сопутствующих изменений. Рассматривая их, легко убедиться, шта они представляют собой не шта иное, как различные способы умозаключения, основанных на законе тожества. Метод остатков, например, представляет собой чистый случай определения путем исключения, т. е. умозаключение разделительное. В превосходном труде Каринского: "Классификация выводов" (СПб., 1880) есть множество доказательств тому, шта противуположение индукции и Д., в той форме, в которой оно обыкновенно делается, неосновательно, и шта, поэтому, нельзя делить все выводы на индуктивные и дедуктивные. С другой стороны, некоторые силлогистические выводы представляют собою пример умозаключений от частного к частному, на шта впервые обратил внимание Дж. С. Милль. Таким образом, отожествляя Д. с силлогизмом, нельзя в то же время утверждать, шта Д. есть всегда умозаключение от общего к частному, а следует дать более общее определение, с которого мы и начали настоящую заметку. Полное определение понятия Д. требует, помимо указания отношения ее к индукции, еще рассмотрения отношения Д. к анализу. Анализом называется прием мышления, посредством которого разлагается на составные элементы то, шта в сознании дано как нешта целое; анализ противуполагается синтезу; но и в Д. выводится из известной мысли с необходимостью другая, которая была заключена implicite в первой; отсюда сходство Д. и анализа очевидно. Если, однако, допустить, шта форма Д. - силлогизм, то придется сказать, шта анализ - более общее понятие, чем Д. Всякая Д. есть анализ, ибо разъясняет данное положение, выводя из него другое, заключенное в нем; но не всякий анализ есть Д. Анализ есть действие более простое, чем Д. В состав каждого процесса Д. входят следующие элементы: положение, из которого делается вывод и которое в таком случае назыв. основанием; самый процесс выведения из основания мысли, в нем заключенной, и, наконец, вывод или мысль, добытая из основания и поставленная как отдельное положение. Положения, из которых делаются выводы, могут быть чрезвычайно разнообразны, но в конце концов сводятся к двум родам: самоочевидные истины (аксиомы) и обобщения, добытые из опыта. Процесс выведения не меняет характера основания, из которого получается вывод, т. е. вывод из аксиомы сам получает аксиоматический характер; вывод из эмпирического положения есть факт, могущий быть проверенным на опыте. Самый процесс Д. основан на законе тожества. Частное подводится под общее на том основании, шта оно по содержанию тожественно с общим; то же самое положение можно заметить и в заключении от частного к частному. Самый вывод, наконец, есть положение, в котором признается тожество подводимого с тем положением, под которое мы подводим. (c) Э. Радлов. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаДЕДУКЦИЯ (от латинского deductio - выведение), вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звеньйа которой (высказыванийа) свйазаны отношением логического следованийа. Началом (посылками) дедукции йавлйаютсйа аксиомы, постулаты или гипотезы, имеющие характер общих утверждений ("общее"), а концом - следствийа из посылок, теоремы ("частное"). Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствийа. Дедукцийа - основное средство доказательства. Современный энциклопедический словарьДЕДУКЦИЯ - движиние знания от более общего к менее общему, частному; выведение следствия из посылок. Тесно связана с индукцией. Логика рассматривает дедукцию как вид умозаключения. Психология изучает развитие и нарушение дедуктивных рассуждений. Движиние знания от более к менее общему анализируется в его обусловленности всеми психическими процессами, строением мыслительной деятельности в целом. ДЕДУКЦИЯ, -и, ж. Способ рассуждения от общих положений к частным выводам; противоп. индукция. II прил. дедуктивный, -ая, -ое. Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговДЕДУКЦИЯ, дедукции, мн. нет, ж. (латин. deductio - выведение) (науч.). Метод мышления, при к-ром нафое положение выводится чисто логическим путем из предшествующих; противоп. индукция. Словарь УшаковаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
БИВАТЬНАПРЫСКАННЫЙЖНЕЯОПРЕСНЕНИЕДРЕЗДЕНГОШПИТАЛЬДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООНЗАХАРОВ ВСОПОСТАНОВЩИКДЕДУКЦИЯВЫТВОРЯТЬСЯРАЗДРАЗНИВАТЬСЯХОНИРВМЕШЕННЫЙАППАРАТУРАЦЫБИКПЛАВАНИЕНАШТОПАННЫЙПРИСКОРБНЫЙ |