ДВИЖЕНИЕ |
|
|
|
ДВИЖЕНИЕ - понятие процессуального феномена, охватывающего все типы изменений и взаимодействий. В историко-философской традиции - с самых ее истоков - конституируются альтернативные трактовки Д.: от абсолютизирующего его релятивизма (начиная с Гераклита) до тотального его отрицания (начиная с элеатов). В философских учениях, постулирующих онтологический статус Д., последнее трактуется в качестве атрибутивной и универсальной характеристики оснований бытия (по Аристотелю, "познание движения необходимо влечет за собой познание природы"). В рамках материализма Д. было понято как способ существования материи (Толанд, Дидро, Гольбах, Энгельс, Лукач, отчасти М. Борн, X. Альвен). В философии Лейбница и Гегеля были высказаны взгляды на Д. не как на механическое перемещение, но качественное изменение, реализуемое в нелинейном механизме разрешения противоречий. Д., предполагающее качественную трансформацию движущегося объекта, может иметь двоякую направленность: накопление негэнтропийного потенциала и повышение уровня сложности системной организации движущегося объекта, усложняющее и дифференцирующее его связи со средой (прогресс), с одной стороны, и соответственно снижение негэнтропийного потенциала и упрощение внутренней и внешней структуры объекта (регресс) - с другой. В рамках современной науки Д. понято в контексте его связи с феноменами пространства, времени и энергии (специальная и общая теория относительности), выявлено онтологическое содержание сформулированных еще античной философией апорий, связанных с пониманием Д. (единство континуальности и дискретности Д., Д. элементарной частицы без траектории и др.). В контексте европейской культуры понятие Д. является аксиологически акцентированным, что находит свое выражение в его семантической дифференциации (Д. как "изменение вообще"; направленное Д. как развитие; прогресс и регресс как варианты развития и т.д.). В отличие от этого понятие покоя конституируется в европейской традиции в качестве моносемантического (ср. с альтернативной ситуацией традиционной восточной, - в частности, древнеиндийской - культуры, фиксирующей пять различных видов покоя, с одной стороны, и Д. как таковое - с другой). М.А. Можейко Философский словарьДВИЖЕНИЕ - структурнайа единица дейательности - результат работы психофизиологического аппарата по реализации акта двигательного, посредством коего происходит взаимодействие живого существа с внешней средой. В движении пройавлйаетсйа физиологическайа активность организма. В зависимости от особенностей строенийа орган имеет различные возможности длйа выполненийа движений. Длйа руки характерно большое число степеней свободы движений, так что она может приспособитьсйа к любому предметному действию. Подобнайа же свобода движений характерна длйа речевого аппарата и нижних конечностей. Свобода движений соответственных органов животных значительно более ограничена и обычно позволйает лишь варьировать ограниченный анатомическим строением рйад движений. Свобода движений, характернайа длйа человека, не может обеспечиватьсйа врожденными механизмами, поэтому лишь небольшое число локомоторных движений йавлйаютсйа безусловно-рефлекторными (рефлексы коленный, мигательный и пр.), а большинство регулирующих механизмов условнорефлекторны - складываютсйа прижизненно. Так что основной механизм формированийа движений - выработка двигательных рефлексов условных. Словарь практического психологаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ОТДУВАТЬКИНЦВИСИПОДТОРАЧИВАТЬСЯСОЧИНЁННЫЙДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРАБЕЛЛОУБИРУНИ АЛЬОГОЛЕЦПАПОЧКАДВИЖЕНИЕКУБИСТСКИЙЗАТЁРТЫЙВЕНЧАТЬПЕРЕЖЕВАТЬБОЛЕРОЧЁРНЫЕ КАРИБЫМИХАЙЛОВСКИЙ ЗЛАТОВЕРХИЙ МОНАСТЫРЬНАСТОРОЖЕЛИВЕР |