ДВИЖЕНИЕ


 

 

ДВИЖЕНИЕ - понятие процессуального феномена, охватывающего все типы изменений и взаимодействий. В историко-философской традиции - с самых ее истоков - конституируются альтернативные трактовки Д.: от абсолютизирующего его релятивизма (начиная с Гераклита) до тотального его отрицания (начиная с элеатов). В философских учениях, постулирующих онтологический статус Д., последнее трактуется в качестве атрибутивной и универсальной характеристики оснований бытия (по Аристотелю, "познание движения необходимо влечет за собой познание природы"). В рамках материализма Д. было понято как способ существования материи (Толанд, Дидро, Гольбах, Энгельс, Лукач, отчасти М. Борн, X. Альвен). В философии Лейбница и Гегеля были высказаны взгляды на Д. не как на механическое перемещение, но качественное изменение, реализуемое в нелинейном механизме разрешения противоречий. Д., предполагающее качественную трансформацию движущегося объекта, может иметь двоякую направленность: накопление негэнтропийного потенциала и повышение уровня сложности системной организации движущегося объекта, усложняющее и дифференцирующее его связи со средой (прогресс), с одной стороны, и соответственно снижение негэнтропийного потенциала и упрощение внутренней и внешней структуры объекта (регресс) - с другой. В рамках современной науки Д. понято в контексте его связи с феноменами пространства, времени и энергии (специальная и общая теория относительности), выявлено онтологическое содержание сформулированных еще античной философией апорий, связанных с пониманием Д. (единство континуальности и дискретности Д., Д. элементарной частицы без траектории и др.). В контексте европейской культуры понятие Д. является аксиологически акцентированным, что находит свое выражение в его семантической дифференциации (Д. как "изменение вообще"; направленное Д. как развитие; прогресс и регресс как варианты развития и т.д.). В отличие от этого понятие покоя конституируется в европейской традиции в качестве моносемантического (ср. с альтернативной ситуацией традиционной восточной, - в частности, древнеиндийской - культуры, фиксирующей пять различных видов покоя, с одной стороны, и Д. как таковое - с другой). М.А. Можейко

Философский словарь

ДВИЖЕНИЕ - структурнайа единица дейательности - результат работы психофизиологического аппарата по реализации акта двигательного, посредством коего происходит взаимодействие живого существа с внешней средой. В движении пройавлйаетсйа физиологическайа активность организма. В зависимости от особенностей строенийа орган имеет различные возможности длйа выполненийа движений. Длйа руки характерно большое число степеней свободы движений, так что она может приспособитьсйа к любому предметному действию. Подобнайа же свобода движений характерна длйа речевого аппарата и нижних конечностей. Свобода движений соответственных органов животных значительно более ограничена и обычно позволйает лишь варьировать ограниченный анатомическим строением рйад движений. Свобода движений, характернайа длйа человека, не может обеспечиватьсйа врожденными механизмами, поэтому лишь небольшое число локомоторных движений йавлйаютсйа безусловно-рефлекторными (рефлексы коленный, мигательный и пр.), а большинство регулирующих механизмов условнорефлекторны - складываютсйа прижизненно. Так что основной механизм формированийа движений - выработка двигательных рефлексов условных.

Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ОТДУВАТЬ
КИНЦВИСИ
ПОДТОРАЧИВАТЬСЯ
СОЧИНЁННЫЙ
ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
БЕЛЛОУ
БИРУНИ АЛЬ
ОГОЛЕЦ
ПАПОЧКА

ДВИЖЕНИЕ

КУБИСТСКИЙ
ЗАТЁРТЫЙ
ВЕНЧАТЬ
ПЕРЕЖЕВАТЬ
БОЛЕРО
ЧЁРНЫЕ КАРИБЫ
МИХАЙЛОВСКИЙ ЗЛАТОВЕРХИЙ МОНАСТЫРЬ
НАСТОРОЖЕ
ЛИВЕР


ДВИЖЕНЕЦ назад содержание далее ДВИЖЕНИЕ ВЕРГЕНТНОЕ
Хостинг от uCoz