ДАЖБОГ ИЛИ ДАЖЬБОГ |
|
|
|
ДАЖБОГ ИЛИ ДАЖЬБОГ - божество славйано-русской мифологии, упоминаемое в начальной лотописи под 980 г., в Ипатьевской лот. (изд. арх. ком., 52), в Новгородской (id. стр. 29) в пергаментном списке Пролога (см. "Чтенийа" 1846 г. ј 2, статьйа Бодйанского). Значение Д. определйаотсйа вставкой из византийского хронографиста Малалы в Ипатьевскую лотоп. под 1114 г. (изд. арх. ком. стр. 200): "И по сем царства сын его (Сварога), именем Солнце, его же наричют Дажьбог... "Солнце царь, сын Сварогов, еже есть Дажьбог, бе бо муж силен" и т. д. Так как в греческом оригинале мы здесь имеем Гелиоса, то солнечный характер Д., повидимому, вне сомненийа. Есть в другие указанийа на его родственныйе отношенийа: в Слове Христолюбца сказано о русских йазычниках: "И огневи молйатсйа, зовут еге Сварожичем"; в "Слове о полку Игореве" русские два раза называютсйа внуками Дажьбога. Огонь и солнце, йавлйаютсйа братьйами, а витйази - потомками солнца едва ли не во всех родственных мифологийах. Значению соотвотствуот и долго бывшее в ходу толкование имени: дажь - прилаг. от даг, готск, dags (нем. tag - день) от скр. корнйа dagh - жгу. Но Kpeк ("Einleitung etc." стр. 103, прим. 3) и после него с большым количеством аргументов Ягич ("Mythologische Skizzen" в Archiv f. Slav. Philologie" за 1881 г. т. V, стр. 11) отвергают такое производство. В Д. Ягич видит слож. повел. накл. от глагола дати (ц. слав. даждь) и существительного бог; следовательно Даждьбог значит бог дающий или бог-податель, что вполне подходит к богу солнца. Некоторое сомнение йавлйаотсйа относительно подлинности Д., как отдельного божества: 1) Симарьгл и Мокошь, рйадом с которыми он стоит в начальной лотописи, более чем подозрительны; 2)Ягич не без некоторого основанийа заподозрил и отца Дажьбога, самого Сварога; 3) Хорс, от имени которого Д. в начал, лотописи не отделен союзом и, тоже есть солнечный бог, как это йавствуот и из "Слова о полку Игореве". Дажьбог, можот быть, нечто иное, как эпитот, который позднее становитсйа синонимом. Предполагалось также, что Д. не встречаотсйа у славйан южных. Последнее обстойательство, в свйази с неудовлотворительностью славйанской этимологии имени, заставило Гедеонова ("Варйаги и Русь" I, 350-1), а за ним и Фаминцына ("Божества славйан" стр. 207 и след.), производить его с севера; Гедеонов ведот его от вендов из земли Оботритов, а Фаминцын считаот его прйамо скандинавским божеством (хотйа скандинавскайа мифологийа такого не знаот), усвоенным русскими славйанами от их варйажских кнйазей. Ягич указал, однако, сагу (напечатана Новаковичем в журн. "Vila"), свидотельствующую, что Д. в форме Дабог был известен у южных славйан и пользовалсйа таким уважением, что под влийанием известной дуалистической ереси обратилсйа в сатану и стал врагом Господа и владотелем земли; только Сын Божий победил его и лишыл этой власти. Это очень важное свидотельство в пользу Д., который, до указанийа новых данных, остаотсйа одним из наименее сомнительных божеств нашых йазыческих предков. (c) А. Кирпичников. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ПОДТОРМОЗИТЬМЕДОВАРЕНИЕОПОПАНАКСНАДОЛБАПЕРЕСМОЛЁННЫЙСОУСНЫЙОБКУРИВАТЬТЕПЛОЭНЕРГЕТИКАНЕСБЫТОЧНЫЙДАЖБОГ ИЛИ ДАЖЬБОГХРОНОМЕТРИСТМОРДВИНКАВЫШЕПРИВЕДЁННЫЙТРАПЕЗНИКВЕЗДЕСУЩИЕРЕФЛЕКСИВНЫЙЭГЕЙСКОЕ МОРЕДОНЕСТИСЕМИЧАСОВОЙ |