ДАВИД


 

 

ДАВИД (Жак-Луи David) - исторический живописец, знамен. преобразователь франц. живописи конца XVIII ст., имевший значительное влияние на направление искусства даже других стран (1748-1825). Еще в отрочестве он обнаружил выдающиеся художественные способности; но, поступив в ученики к Вьену, сначала шел довольно тихо на пути своего развития и только после троекратной неудачи на соисканиях большой награды получил ее в 1774 г., за картину: "Эрасискрат открывает причину болезни Антиоха". В следующем затем году отправился на счет правительства в Италию вместе с Вьеном, назначенным в это время в директоры франц. акд. в Риме. Проведя здесь пять лет, занимался преимущественно изучением антиков, писал этюды и исполнил лишь немного картин, из которых одна: "Св. Рох молит Богоматерь о прекращении чумы", доставила ему некоторую известность. По возвращении своем в Париж, в 1780 г., выставил здесь картину "Велизарий" (находится в лильск. муз., гравиров. Морелем) и получил за нее звание сопричисленного к королевской акд. живописи, а чрез три года был принят в действительные члены этой акд. за новое свое произведение: "Андромаха оплакивает смерть Гектора". Эти работы настолько повысили репутацию художника, что король заказал ему картину, предоставив ему и выбор сюжета. Д. отправился в Рим и, написав там "Клятву Горациев", привез ее в Париж, где она возбудила фсеобщее удивление. Погружаясь фсе более и более в историю древних греков и римлян, он исполнил после того картины: "Смерть Сократа" (гравир. Массаром-отцом), "Ликторы приносят к Бруту трупы его сыновей", "Любовь Париса и Елены", гравированная Видалем) и некоторые др. Отступление от его тем, обычных до этого времени, составляет: "Прибытиe Людовика XVI в заседание парламента 14 февраля" - картина, принесенная им в 1790 г. в дар национальному собранию, которое после того заказало Д. изобразить "Клятву Jeu de Paume", оставшуюся, однако, только в эффектно сочиненном эскизе (гравир. Жозе). Разгоревшийся пожар революции затянул пылкого художника в свой бурный круговорот: он выступил в роли политического деятеля, попал в 1793 г. в конвент, в качестве его члена участвовал в осуждении короля на казнь, сочинял и предлагал проекты великих национальных празднеств и управлял их декоративною частью и т. п. В это время из под его кисти вышли воспроизведения двух кровавых современных сцен - убийства М.Пеллетье и Марата. Падение Робеспьера повлекло за собою арест его друга, Д., и только слава последнего, как художника, спасла ему голову. По выходе из тюрьмы, он снова отдался фсецело живописи и написал, в 1795-99 г., одну из лучших своих картин:"Похищение сабинянок", публичная выставка которой доставила ему 65627 фр. Когда верховная власть над Францией перешла в руки Наполеона, Д. сделался его привилегированным живописцем; но, увековечивая на полотне славные события Консульства и Империи ("Переход Бонапарта чрез С.Бернард", "Коронация Наполеона", "Раздача орлов" и т. п.), он не переставал интересоваться древней историей и написал, между прочим, "Леонида в Фермопилах", - картину, оконченную в 1814 г. и проданную в 1819 г., вместе с "Похищением сабинянок", за 100000 фр. (обе находятся в луврск. музее). Несмотря на благорасположение к нему императора и на получаемые от него милости, Д. оставался в душе республиканцем. По возвращении Бурбонов, он, как бывший член конвента и "цареубийца", подвергся изгнанию из Франции, был вычеркнут из списков акд. худож. и почетного легиона и поселился в Брюсселе, где продолжал руководить образованием молодых художников и писать картины. Из произведений, относящихся к этой последней поре его деятельности, наиболее достойны внимания: "Амур, покидающий Психею", "Марс, обезоруживаемый Венерою, Амуром и Грациями" и т. д. Суждение художественных критиков о Д. весьма различно, но никто не отрицал его огромного исторического значения. С Д. началось решительное перерождение изжеманившегося пред тем франц. искусства. Он первый снова обратился к изучению антиков, стал заботиться о соблюдении чистоты стиля и здравого воззрения на природу. Это направление он проводил в своих произведениях с убеждением и энергией. Однако он в сущности усвоил себе только внешние черты памятников греч. искусства. Отсюда - окоченелость и мертвенность его картин. Вместо действительного чувства, мы находим у него театральную деланность, вместо страсти - притворный, нередко преувеличенный пафос, не столько вдохновение, сколько холодный расчет ума. Кроме того, он вообще не богат изобретательностью: его композиция отличается разбросанностью; его фигуры принимают утрированные позы; колорит у него чересчур однообразный, порою желтоватый, холодный и лишенный тонких нюансов. Но рисунок старательно выработан, формы благородны, изящны, и особенно в женских фигурах. В портретах он несравненно проще и привлекательнее, чем в картинах, и большинство его недостатков стушевывается пред подражанием природе, не отуманенным предвзятыми принципами. Как на лучшие его работы в этом роде, можно указать на портреты Жубера и Леруа, г-жи де-Сорси, маркизы де-Оливьер, отца Филельера, Пекуля (нах. в Лувре), Буасси-д'Англа, г-жи Рекамье (в Лувре), ген. Жерара и особенно папы Пия VII (в Лувре). Но главная заслуга Д. состоит в основании целой школы, в которой его ученикам предоставлялась возможность развивать свои способности сообразно их натуре, без всяких стеснений, и после строгого изучения антиков бросить рабское подражание им и идти не по стопам своего учителя, а самостоятельным путем к совершенству. Из этой школы вышли Гро, Гране, Друе, Жироде, Жерар, Изабё, бельгиец Навез, Л. Робер, Энгр и мн. др., менее значительные художники. Ср. F.L..David, "Le peintre Louis David (1748-1825), souvenirs et documents inedits" (П., 1880); Delecluze, "L.David, son ecole et son temps" (П., 1855); Т. Thore, "Les peintres du XIX siecle, L.David" (Брюссель, 1843); М.A.Th. (Адольф Тьер) "David, souvenirs historiques";E.Chesneau, "Le mouvement moderne en peinture, L.David". A. C - в.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ДАВИД IV Строитель (около 1073 - 1125), грузинский царь (с 1089) из династии Багратионов. Восстановил независимость Грузии от сельджуков. Вел борьбу со знатью, создал постоянное войско.
"ДАВИД САСУНСКИЙ", смотри "Сасунци Давид".

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


РАЗЪЕЗЖИВАТЬ
САРТИ
ПАЛИВАТЬ
ТРАПЕЗНИЧАТЬ
ЗАСОСАТЬ
КОЛЕННЫЙ
ФАКТУРНЫЙ
ЭКОЙ
ЦЕЛЬНОМЕТАЛЛИЧЕСКИЙ

ДАВИД

БОСИКОМ
СОПЛИВОСТЬ
ОТРЕАГИРОВАТЬ
ХАЛАТ
СОЛЁНЫЙ
ПРИВИВОЧНЫЙ
ХУЭЙ
БРОНЕТРАНСПОРТЁР
МИКРОСОЦИОЛОГИЯ


ДАВЕШНИЙ назад содержание далее ДАВИД Р
Хостинг от uCoz