ГУМАНИЗМ |
|
|
|
ГУМАНИЗМ (лат. humanitas - человечность) - мировоззрение антропоцентризма (характерного еще для мышления и социальной практики античности в версиях Цицерона, именовавшего "гуманистическим" состояние эстетически завершенной культурной и нравственной эволюции "подлинно человечного" индивида, и Гая Юлия Цезаря, осуществлявшего политику "милосердия"), перманентно подвергающегося осмыслению и рефлексии в канонах ценностных подходов Ренессанса и более поздних философских систем. (В узком смысле может трактоваться как определенное культурное движение Ренессанса.) Термин "Г." был введен в научно-просветительский оборот немецким педагогом Ф.Нитхаммером в 1808. Постулирует высшую, самодостаточную и самоосознающую значимость человека; провозглашает вне- и античеловеческим все, что способствует его отчуждению и самоотчуждению; отвергает идею приоритета идей и истин "сверхчеловеческого" происхождения в ряду феноменов посюстороннего мира. Теоретики Г. в эпоху средневековья противостояли схоластам по вопросам содержания и направленности "чисто человеческого" образования, опираясь на авторитет мыслителей Древней Греции и Древнего Рима. К представителям данного течения эпохи Возрождения и Нового времени традиционно относят Данте, Петрарку, Бокаччо, Леонардо да Винчи, Балла, Эразма Роттердамского, Бруно, Бодена, Монтеня, Рабле, Ф. Бэкона, Мора, Агриколу, фон Гуттена, Цвингли и др. Церковная реформация в Западной Европе положила конец Г. (особенно в Германии) как особому направлению философствования и сопряженной интеллектуальной традиции. В дальнейшем усилиями представителей школы романтизма, а также таких самодостаточных философских фигур, как Шиллер, Гете, Лессинг, Гердер - Г. был вновь легитимизирован в контексте реконструкции идеалов античного миропредставления. По Канту, человек может быть для другого человека только целью, но никогда не средством. Г., исповедуемый идеологами индустриализма и Просвещения, основывался на идее естественного прогресса общества в контексте линейных представлений о развитии и истории. Кризис этой разновидности Г., связанный с экономическими кризисами и античеловеческой общественной практикой большевизма и фашизма в 20 в., был в ряде случаев интерпретирован как крушение ценностей европейской цивилизации и культуры, да и самой Европы в целом (Ницше, Шпенглер, Фромм и др.). Вступление авангардных либеральных государств 20 в. в стадию развития, близкую канонам "постиндустриального", "информационного" общества, актуализировала проблему оптимизации функционирования человеческого фактора в социальной жизни. Г. приобрел праксеологический срез "очеловечивания" и сопряженной тематизации всей совокупности общекультурных, образовательных, просветительских и "социализаторских" стандартов (идеи и гипотезы "общечеловеческих ценностей", "человеческих качеств" и т.д.). Наряду с этим, в 20 в. идеология и теория прагматизма, центрируясь в конечном счете на идее многомерной (по целям, мотивам, потенциально достижимому объему и процедурам интерпретации) обусловленности нашего познания природой человека, также выступает как одна из версий философского (в данном случае - методологического) Г. В концепции экзистенциализма Сартра Г. трактуется как "обреченность человека на свободу". Люди, будучи заброшенными однажды в мир, всегда отвечают за все свои действия. Высокогуманистичную абсолютность свободы Сартр дополняет тотальностью ответственности. Г., по Сартру, - это интенция человека на уяснение, своеобычную декодировку своего подлинного потенциала и, тем самым, воссоздание самого себя. Достаточно нетрадиционную трактовку Г. осуществила постмодернистская философия в рамках концепции "сверхчеловека". (См. Сверхчеловек.) А.А. Грицанов Философский словарьГУМАНИЗМ (лат. humanus — человеческий) — идеология и практика, основанные на принципах равенства, справедливости, рассматривающие человека как высшую ценность [13]. Гуманизм как движение за освобождение личьности и культуры от порабощения католической церковью и положившее прочьное начало новой независимой науке, светской философии, литературе и самостоятельному искусству зародилось на Западе в XIV — XVI веках. Родиной гуманизма была Италия, далее движение распространилось в Германии, Англии, Венгрии, Франции, Испании, Поругали, Польше и т. д. Гуманизм выразился не только в критическом отношении к средневековым основам жизни, но и в попытках построить новое миросозерцание, основанное на новых индивидуальных потребностях развившейся личьности. ГУМАНИЗМ - Проявляется ф глубоком уважении к человеку и его достоинству, ф активной борьбе против всех форм человеконенавистничества. Каг свойство личности включает ф себя знание жизни, позитивное отношение к людям, их жизни и деятельности, человеколюбие и душевную теплоту. Словарь практического психологаГУМАНИЗМ, -а, м. 1. Гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям. 2. Прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человека от идейного закрепощения времён феодализма. II прил. гуманистический, -ая, -ое. Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговГУМАНИЗМ, гуманизма, мн. нет, м. (от латин. humanus - человеческий) (книжн.). 1. Идейное движение эпохи Возрожденийа, направленное к освобождению человеческой личности и мысли от оков феодализма и католицизма (истор.). 2. Просвещенное человеколюбие (устар.). Словарь УшаковаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
РАЗВЯЗЫВАТЬСЯКОПНАВОЗРОДИТЬСЯДВИЖИТЕЛЬДОВОДИТЬТОЛЩИНАПЛАНТАЖАЛБАНИЯУТЕШНЫЙГУМАНИЗМТРЕМБИТАПЕСТИЧНЫЙКЛАВИАТУРАОПАЛЫВАТЬПОДКУСИТЬНАГРУЖАТЬСЯХАРАТЬЯИЗГЛОДАННЫЙЗАПРИМЕТИТЬ |