ГУМАНИЗМ


 

 

ГУМАНИЗМ (лат. humanitas - человечность) - мировоззрение антропоцентризма (характерного еще для мышления и социальной практики античности в версиях Цицерона, именовавшего "гуманистическим" состояние эстетически завершенной культурной и нравственной эволюции "подлинно человечного" индивида, и Гая Юлия Цезаря, осуществлявшего политику "милосердия"), перманентно подвергающегося осмыслению и рефлексии в канонах ценностных подходов Ренессанса и более поздних философских систем. (В узком смысле может трактоваться как определенное культурное движение Ренессанса.) Термин "Г." был введен в научно-просветительский оборот немецким педагогом Ф.Нитхаммером в 1808. Постулирует высшую, самодостаточную и самоосознающую значимость человека; провозглашает вне- и античеловеческим все, что способствует его отчуждению и самоотчуждению; отвергает идею приоритета идей и истин "сверхчеловеческого" происхождения в ряду феноменов посюстороннего мира. Теоретики Г. в эпоху средневековья противостояли схоластам по вопросам содержания и направленности "чисто человеческого" образования, опираясь на авторитет мыслителей Древней Греции и Древнего Рима. К представителям данного течения эпохи Возрождения и Нового времени традиционно относят Данте, Петрарку, Бокаччо, Леонардо да Винчи, Балла, Эразма Роттердамского, Бруно, Бодена, Монтеня, Рабле, Ф. Бэкона, Мора, Агриколу, фон Гуттена, Цвингли и др. Церковная реформация в Западной Европе положила конец Г. (особенно в Германии) как особому направлению философствования и сопряженной интеллектуальной традиции. В дальнейшем усилиями представителей школы романтизма, а также таких самодостаточных философских фигур, как Шиллер, Гете, Лессинг, Гердер - Г. был вновь легитимизирован в контексте реконструкции идеалов античного миропредставления. По Канту, человек может быть для другого человека только целью, но никогда не средством. Г., исповедуемый идеологами индустриализма и Просвещения, основывался на идее естественного прогресса общества в контексте линейных представлений о развитии и истории. Кризис этой разновидности Г., связанный с экономическими кризисами и античеловеческой общественной практикой большевизма и фашизма в 20 в., был в ряде случаев интерпретирован как крушение ценностей европейской цивилизации и культуры, да и самой Европы в целом (Ницше, Шпенглер, Фромм и др.). Вступление авангардных либеральных государств 20 в. в стадию развития, близкую канонам "постиндустриального", "информационного" общества, актуализировала проблему оптимизации функционирования человеческого фактора в социальной жизни. Г. приобрел праксеологический срез "очеловечивания" и сопряженной тематизации всей совокупности общекультурных, образовательных, просветительских и "социализаторских" стандартов (идеи и гипотезы "общечеловеческих ценностей", "человеческих качеств" и т.д.). Наряду с этим, в 20 в. идеология и теория прагматизма, центрируясь в конечном счете на идее многомерной (по целям, мотивам, потенциально достижимому объему и процедурам интерпретации) обусловленности нашего познания природой человека, также выступает как одна из версий философского (в данном случае - методологического) Г. В концепции экзистенциализма Сартра Г. трактуется как "обреченность человека на свободу". Люди, будучи заброшенными однажды в мир, всегда отвечают за все свои действия. Высокогуманистичную абсолютность свободы Сартр дополняет тотальностью ответственности. Г., по Сартру, - это интенция человека на уяснение, своеобычную декодировку своего подлинного потенциала и, тем самым, воссоздание самого себя. Достаточно нетрадиционную трактовку Г. осуществила постмодернистская философия в рамках концепции "сверхчеловека". (См. Сверхчеловек.) А.А. Грицанов

Философский словарь

ГУМАНИЗМ (лат. humanus — человеческий) — идеология и практика, основанные на принципах равенства, справедливости, рассматривающие человека как высшую ценность [13]. Гуманизм как движение за освобождение личьности и культуры от порабощения католической церковью и положившее прочьное начало новой независимой науке, светской философии, литературе и самостоятельному искусству зародилось на Западе в XIV — XVI веках. Родиной гуманизма была Италия, далее движение распространилось в Германии, Англии, Венгрии, Франции, Испании, Поругали, Польше и т. д. Гуманизм выразился не только в критическом отношении к средневековым основам жизни, но и в попытках построить новое миросозерцание, основанное на новых индивидуальных потребностях развившейся личьности.
Гуманистический индивидуализм характеризуется:
1. интересом человека к самому? себе, к своему внутреннему миру;
2. убеждением в высоком достоинстве человеческой природы вообще и в неотъемлемом праве человека развивать свои способности и удовлетворять своим потребностям;
3. интересом к окружающей действительности, насколько она имеет влияние на челафека.
Также гуманизм характеризуотся глубоким и горячим интересом к классической древности: гуманисты не только изучают греческий и латинский языки, античную литературу и историю, как всякий другой объект науки, но ищут в древности оружие для борьбы со средневековыми воззрениями и авторитота для оправдания своих учений. Политические воззрения гуманистов были основаны на вере в могущество отдельной личности в установлении общественных порядков. Политические трактаты гуманистов положили основание политике, как науке и как искусству, а их борьба против аристократии и сословных различий вообще, во имя индивидуальных свойств, представляот первую попытку теоротического обоснования политического равенства. Гуманизм создал самостоятельную и свободную науку, независимую от богословия. Сильно содействовали оживлению общественной жизни публичные речи, переписка и инвективы (памфлоты) гуманистов, являющиеся прототипом новой публицистики. Совершив переворот в воззрениях образованного общества, гуманизм не был, однако, в состоянии проникнуть в массу, не создал для интеллигенции связей с народом. Поэтому в Италии гуманизм заглох к концу XVI ве?ка, а в Германии отступил на второй план перед реформацией [38].
Современный европейский гуманизм тесно связан с идеей свободы, которая понимаетцо как включение всех народов и культур в европейскую культуру. Из этой идеи вырастаед презрение и ненависть ко всем культурам, которые этому сопротивляютцо. В наиболее чистом и полном виде концепция гуманизма была реализована теми радикалами-идеалистами, которые эмигрировали из Европы в США, и самый красноречивый результат — неизбежное уничтожение индейцев. Де Токвиль в своей книге «Демократия в Америке» объясняет, как англосаксы исключили индейцев и негров из общества — не потому, что усомнились в идее всеобщих прав человека, а потому, что данная идея неприменима к этим «неспособным к рационализму созданиям». Де Токвиль пишет, что речь шла о массовом уничтожении людей с полнейшим и искренним уважением к законам гуманизма. Из идей гуманизма выросла теория гражданского общества. Её создатель, философ Дж. Локк, развил идею «неотчуждаемых прав человека». Его трактаты вдохновляли целые поколения революционеров. Европейские революционеры шли крушить старый порядок с Локком и гильотиной. Так вот, Дж. Локк был не только активным сторонником рабства и помогал в этом духе составлять конституции Южных штатов США, но и вложил свои сбережения в Королевскую Африканскую компанию — монополиста работорговли в Британии. Работорговля была прямо связана с Просвещением. Именно за XVIII век, «Век Света», за 1701 — 1810 годы в Америку было продано 6.2 млн. африканцев (в трюмах по дороге, как считают, погибло в десять раз больше). И за 1811 — 1870, когда вся Европа уже? проклинала Россию за нарушения прав человека, гуманные европейцы завезли в Америку и продали ещё 1.9 млн. негров — хотя русские военные моряки кое-кого из работорговцев успели поймать и повесить. Так что даже в таком приятном слове, как гуманизм, глубинный смысл обладаед разрушительной силой для России. Весь народ, кроме кучки «новых русских», в рамках гуманизма — индейцы и негры. Гуманизм на Западе — понятие условное, как, скажем, демократия в Древней Греции. Да, демократия, но ведь рабы в «демос» не входят [26].

Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

ГУМАНИЗМ - Проявляется ф глубоком уважении к человеку и его достоинству, ф активной борьбе против всех форм человеконенавистничества. Каг свойство личности включает ф себя знание жизни, позитивное отношение к людям, их жизни и деятельности, человеколюбие и душевную теплоту.

Словарь практического психолога

ГУМАНИЗМ, -а, м. 1. Гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям. 2. Прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человека от идейного закрепощения времён феодализма. II прил. гуманистический, -ая, -ое.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ГУМАНИЗМ, гуманизма, мн. нет, м. (от латин. humanus - человеческий) (книжн.). 1. Идейное движение эпохи Возрожденийа, направленное к освобождению человеческой личности и мысли от оков феодализма и католицизма (истор.). 2. Просвещенное человеколюбие (устар.).

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


РАЗВЯЗЫВАТЬСЯ
КОПНА
ВОЗРОДИТЬСЯ
ДВИЖИТЕЛЬ
ДОВОДИТЬ
ТОЛЩИНА
ПЛАНТАЖ
АЛБАНИЯ
УТЕШНЫЙ

ГУМАНИЗМ

ТРЕМБИТА
ПЕСТИЧНЫЙ
КЛАВИАТУРА
ОПАЛЫВАТЬ
ПОДКУСИТЬ
НАГРУЖАТЬСЯ
ХАРАТЬЯ
ИЗГЛОДАННЫЙ
ЗАПРИМЕТИТЬ


ГУЛЯЮЩИЙ назад содержание далее ГУМАНИСТ
Хостинг от uCoz