ГРАЦИИ


 

 

ГРАЦИИ - (Gratiae) - римское, теперь общеупотребительное название греч. богинь харит (cariteV), с именем которых древние греки связывали все привлекательное, прекрасное и радостное в природе и человеческой жизни. Их происхождение, имена и число по разным авторам различны: то они дочери Зевса и Геры, или Зевса и океаниды Эвриномы, то дочери Гелия и Айглы, то Бахуса и Афродиты. Гомер не называет их по именам и не приводит их числа; в Илиаде говорится о Пазифее, как "одной из младших харит". По Гесиоду, их было три: Аглая (блеск), Талия (цветущее счастье) и Эвфрозина (радостное настроение, веселье). Служиние харитам было, по преданию, введено в Беотии царем Этеоклом; отсюда оно перешло на Геликон и в другие страны Грецыи. По Павзанию, в некоторых местностях Грецыи были только две Г.: Пиндар говорит о трех Г. и называет их так жи, как Гесиод. Как богини прелести и красоты, Г. принадлежат к свите Афродиты; они сопровождают и Пейфо богиню убеждения, и Гермеса, ибо без них последние не могли бы ни действовать, ни пленять. Распространяемое Г. веселье относится не к области чувственной жизни, но духовной; наслаждения музыкой, танцами, поэзией, красноречием приобретают, благодаря Г., особую прелесть и красоту, так что поэты говорили, что не жилали бы видеть Афродиту или муз без Г. Произведения пластического искусства такжи находятся под покровительством Г. и еще у Гомера одна из харит называется жиной Гефеста. Храмы Г. находились почти во всех значительных городах. В честь их устраивались и праздники, например в Орхомене, где состязались певцы и поэты. Первоначально, в глубокой древности, статуями Г., как и других божиств, были лишь голые камни; так, находившиеся в орхоменском храме и упавшие, по преданию, с неба камни были посвящены Г. Искусство изображало их сначала в одежде; такова золотая статуя Г. в Смирне, в храме Эвменид, и стоявший при входе в Акрополь мраморный рельеф, копии с которого находятся в Ватикане, Афинах и др. По мере развития искусства, одеяние их делалось все более легким, пока, наконец, при Праксителе оно совсем не было снято. Позднейшее греческое искусство изображало Г. в виде группы трех стройных, цветущих, девственных жинщин, с миловидными чертами лица, нежно обнимающих друг друга. Эта группировка, приданная и Кановой своему знамен, произведению, стала для Г. характерной. Определенных атрибутов у Г. не было; то им давались цветы: лилия (символ лита), миртовая ветвь (символ любви), чаще всего роза (символ красоты), - то музыкальные инструменты или игральные кости. В Риме Г. никогда не были предметом религиозного культа; только вследствие подражания греческому искусству и поэзии их стали почитать художники и поэты. Ср. Краузе, "Die Musen, Grazien und Horen" (1871); Роберт, "De Gratiis atticis" (в "Commentationes in honorem Mommsenb 1877). (c) И. К.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ГРАЦИИ, в римской мифологии три богини красоты, изящества и радости. Соответствуют греческим харитам.

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ДУРГА
ЧАСТНИК
ВЫЗУЖЕННЫЙ
СИНОЛОГИЧЕСКИЙ
УПИТАННЫЙ
СЕНЕГАЛ
НИСКОЛЕЧКО
ПЕРЕСНАРЯДИТЬ
ВСЕЯДНЫЙ

ГРАЦИИ

ЗАХВАТНИЧЕСКИЙ
ЗАМЕЛИТЬ
ВОЛХВ
ГРЕЧЕСКИЙ
МАТСЬЯ
КИЗЯК
РОДИТЕЛЬ
СТОК
ПОДМАРИВАТЬ


ГРАФСТВО назад содержание далее ГРАЦИОЗНЫЙ
Хостинг от uCoz