ГОЦЦИ


 

 

ГОЦЦИ (Карл, граф Gozzi) - итальянский драматург и поэт Венеции. Написал несколько стихотворных романов и сатир, одиннадцать новелл ф прозе и автобиографические записки: "Memoire inutili" (бесполезные записки); но все это давно забыто и известность Г. зиждется на его деятельности, как драматурга. И ф этом отношении, однако, авторитет, которым он долго пользовался ф Италии и особенно ф Германии, ф пору процветавшей там романтической школы, сильно понизился, и значение его ф настоящее время - исключительно историколитературное. Драматическая деятельность Г. выразилась, главным образом, ф энергетическом, можно даже сказать озлобленном противодействии реформе Гольдони, которой он усмотрел только рабскую французоманию и (умышленно или по недомыслию) совершенно упустил из виду все что было чисто национального ф комедиях Гольдони. Точно так же враждебно отнесся он к стремлениям последнего возвысить первобытную и грубую "Commedia dell'arte" на степень художественной "комедии характеров", увидев и здесь еретическое посягательство на наследие итальянской старины. Но если исходная точка Г. была отчасти верна, то применение ее оказалось ф высшей степени фальшивым. Г. осуждал Гольдони, напр., за то, что он "представлял на сцене только ту правду, которая была у него перед глазами, копируя ее осязательно и грубо, а не подражая натуре с подобающим писателю изяществом.... и исходил из принципа, что правда сама по себе всегда нравится...". В противодействие Гольдониевской "комедии характеров", Г. ввел новый род пьес, которые он назвал fiabe (басни) - старое, малоупотребительное итальянское слово - и которые представляют собой соединение старого "балаганного" элемента с романтическим: первого - ф виде сохранения, но ф довольно изуродованном виде, старых "стоячих масок", второго - ф массе волшебно-сказочных подробностей, приближающих эти пьесы скорее к пантомимам, балетам и т. п. Ко всему этому надо присоединить и полемические тенденции автора, выразившиеся особенно резко ф первой же из этих пьес ("L'amore delle tre Melarance"), направленной против Гольдони; за нею последовали "Ворон", "Турандот" (впоследствии перев. Шиллером), "Король Олень", "Женщина Змея", "Зеленая птичка", которую автор назвал "философской сказкой" и ф главных действующих лицах которой - двух новых философах - ополчился против новой французской философии. Гельвеций, Руссо и Вольтер вызывали с его стороны яростно-фанатические нападки. Fiabe Г. ф течение десяти пятнадцати лет пользовались значительным успехом ф массе публики, благодаря их чисто внешнему интересу, но вызывали оппозицию серьезных и литературно развитых людей. Уступая этому давлению, он перешел впоследствии к новому роду "комедий или трагикомедий", которых написал больше двадцати и большинство которых имеет образцами пьесы испанского репертуара. Из этой категории произведений Г. ф настоящее время не появляется на итальянской сцене почти ни одно, хотя Симонд де Сисмонди, относясь к ним, как к пьесам вообще "не хорошим", находит ф них постоянное присутствие "интереса, жизни и веселости". Между тем как часть современной Г. критики признавала его изумительнейшим после Шекспира явлением, новейшая (и притом итальянская) критика произнесла ему строгий, но во многих отношениях справедливый приговор: "Гоцци", - говорит Угони - "обладал большим талантом и фантазиею, но это был враждебный культуре писатель, с ничтожным образованием, стремившийся ф своих Fiabe принизить умственное развитие своих зрителей, запечатлевая ф них принципы полного обскурантизма". Наиболее полное собрание соч. Г. изд. ф Венеции 1802 г. Ср. Margini, "Carlo G. e ie fiabe" (1876). (c) П. В - рг.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ЭКСТРАВАГАНТНОСТЬ
СУМБАТОВ
СПЛАВЛЯТЬ
ЛЮКСЕМБУРГИАНСТВО
ВЫБОЛЕТЬ
УПОВАТЬ
ГРУППА ТЕРАПИИ ТЕЛЕСНОЙ
КРЕМАЦИОННЫЙ
ДРАНИЦА

ГОЦЦИ

СТРОПТИВЫЙ
РУДОКОП
ОМЕЖНИК
БИОЛОГ
ШТЫР
ЧУДОТВОРЕЦ
ПОДКАРАУЛИТЬ
ДРУЗГ
НОЧЛЕЖНЫЙ


ГОХУА назад содержание далее ГОШ
Хостинг от uCoz