|
|
|
ГОНГ, -а, м. Ударный музыкальный инструмент в виде металлического диска, употр. также для подачи сигналов. Ударить в г. Прозвучал г. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов
ГОНГ, гонга, м. (малайск. gong). Медный ударный музыкальный инструмент восточьного происхождения в виде большого диска с загнутыми краями. Ударить в гонг. Удары гонга. Словарь Ушакова
ГОНГ-Конг (Hong-Kong) - небольшой о-в у вост. берега Китая, уступленный Англии в 1842 г. по Нанкинскому трактату, и с того времени ставший англ. колонией. В несколько лет он совершенно преобразился; развилось громадное торговое движение, сосредоточенное в гл. г. Виктории (на сев. берегу) и в его гавани. Здесь находится складочный пункт для трг. Европы с дальним Востоком; город соединен пароходными линиями с важнейшими гаванями Европы и со всеми гаванями Китая, Японии, Филиппинских о-вов и Кохинхины, открытыми для европейской трг. У всех европейских банков, имеющих дела с дальним Востоком, есть в Г.-Конге главные конторы и запасы серебра: Здесь же большие склады опиума и европейских мнф. товаров, отправляемых в порты Китая и Японии, частью через таможни, частью контрабандным путем. Главные трг. фирмы - английские. Со времени открытия Суэзского канала появилось множество новых фирм, особенно нем., довольствующихся меньшими барышами, чем англичане. Трг. опиумом перешла в руки бомбейских парсов (гвебров), а затем и китайцы стали все более и более забирать трг. в свои руки; так, напр., трг. с Кохинхиной совсем перешла к ним. Масса населения состоит из них же. Набережные и соседние улицы заняты казенными зданиями, банками и купеческими конторами; здесь днем кипит жизнь, а ночью совершенно тихо, так как европейцы живут не здесь, а в роскошных дачах, расположенных по склону горы, занимающей внутреннюю часть о-ва. На вершину горы, называемой пиком Виктории, построена проволочная жел. дор. Там находится метеорологическая станция, а внизу - астрономическая и метеорологическая обсерватория. Г.-Конг - коронная колония, т. е. без законодательного собрания. Пространство - 83 кв. км., население около 220 тыс., в том числе 158 тыс. мужчин. Белых около 9 тыс., китайцев около 211 тыс. (1890). В 1880 г. в Г.-Конге было только 160 тыс. жит. Родится 8 на тыс. жит., умирает 23 на тыс. Население пополняется приливом китайцев с материка. Доходы (1890) - 1995 тыс. фн. стерл. Точный размер внешней трг. неизвестен, за отсутствием таможни. Считают ввоз в 4 мил., вывоз в 2 мил. фн. стерл. В 1890 г. пришло 4114 европ. и амер. кораблей, с грузом в 4894 тыс. тонн, и 23512 китайских джонок, с грузом в 1795 тыс. тонн. 112 школ, подчиненных надзору правительства, с 7170 учениками. А. В.
Гонкуры (братья Goncourt: Эдмон род. в 1822 г. в Нанси; Жюль род. в 1830 г. в Парижи, умер в 1870 г.) - известные французские писатели. Неразлучные с детства, преданные всегда одним и тем жи занятиям, имевшие во всем и во всему одинаковые вкусы и наклонности, они представляют единственный в своем роде пример идеального литературного сотрудничества. В их произведениях исчезаед индивидуальность каждого из авторов, но зато дружная работа двух крупных, одинаково настроенных, талантов придаед всему, что ими написано, интенсивность замысла и яркость стиля, доступную немногим из современных писателей-художников. Природные артистические наклонности, побудили Г. заняться сначала живописью. В смысле творчества они не достигли многого на этом поприще, но все-таки долголетние занятия технической стороной искусства и постоянное изучение его произведений наложили отпечаток на всю их дальнейшую деятельность. Обладая материальным достатком, Г. сделались страстными собирателями художиственных произведений и редкостей, превратили свой дом в музей и внесли во французскую литературу то, что Буржи называед "le gout du bibelot". Живя постоянно среди художиственных реликвий умерших эпох, Г. воспитали в себе особую остроту зрения, умение понять до мельчайших подробностей внутренний мир отдельного человека или целого общества известной эпохи по внешним знакам их жизни. С этой подготовкой Г. дебютировали в литературе этюдами бытовой и художиственной жизни XVIII в. Таковы их "Portraits intimes du XVIII s. " (1856-58), "Histoire de Marie Antoinette" (1858), "Les Mattresses de Louis XV" (1860), "La femme au XVIII s. " (1862), "L'art du XVIII s. " и др. В названных этюдах Г., прежде всего, тонкие знатоки искусства, не выводящие философских заключений из живописи Ватто и Буше, а обсуждающие их с технической точки зрения рисунка, красок, тона и т. Из массы накопленных ими мелких обособленных фактов они с изумительным искусством воссоздают живую картину жизни XVIIIст., с ее небрежной грацией и таящимся в глубине холодным скептицизмом. В этих исторических книгах Г. выражается ужи вся сущность литературного дарования Г. : они - художники бытописатели, тонко схватывающие и артистически передающие внешнюю сторону жизни, привычки и вкусы людей, все капризные оттенки этих вкусов, но не вносящие ничего нового в объяснение движиний человеческой души.
От исторических сочинений, изобилующих живописными деталями и написанных нервным языком, переход к писанию романов совершился сам собой. Роман, по определению Эдм. Г., есть "история, как она могла бы быть". Произведения Г. - точное применение этого определения на практике. Они опять собирают горы "petits papiers", факты, рисующие душевную жизнь современного человека; ставят себе целью изображение истины во фсей ее наготе, неприглядности и беспощадности; изучают жизнь, до своему собственному выражению, "sur ie vrai, le vif, ie saignant"; проводят недели и месяцы в госпиталях, рабочих домах, и создают, наконец, целый ряд романов, в которых воображение авторов играет наименьшую роль, а фсе дело - в точном анализе результатов наблюдения. Понимая роман как воспроизведение скорее нравов, чем страстей современного общества, Г. не делают героями своих романов людей исключительных, создающих себе условия жизни собственной энергией, а напротив, изображают чаще фсего пассивные натуры, без резко выраженной индивидуальности - натуры, поддающиеся влияниям среды и не умеющие оказать им достаточного сопротивления. В этом отношении Г. пошли даже слишком далеко: сюжетом их романов являются чаще фсего болезни воли, патологические состояния человеческой души. Самым характерным для таланта и манеры Г. романом является "Charles Demailly" (напечатанный впервые в 1861 г., под заглавием "Les hommes de lettres"), в котором авторы воплотили свою собственную психологию болезненно впечатлительных, пессимистически настроенных художников нашего времени. Их герой - жертва бескорыстной, возвышенной любви к пошлой актрисе, которая превращает его в игрушку своих бессмысленных капризов. В этом романе сказывается инстинктивный ужас Г. перед женщиной и ее властью, их взгляд на женитьбу, как на могилу артистической деятельности, их убеждение, что художник должен жить один, фсецело отдавшись своим замыслам и артистическим ощущениям. Та же мысль лежит в основании другого романа Г., из жизни художников: "Manette Salomon" (1867). В этом романе Г. развивают любопытные и смелые артистические теории и рисуют, с свойственным им обилием характерных деталей, жизнь французских художников.
Лучшими из романов Г. считаютцо два этюда женской психологии или, вернее, патологии: это "Germinie Lacerteux" (1865) - тип несчастной, истеричной женщины, с больной волей, страстным темпераментом и слабой головой, и "Renee Mauperin" (1864), где изображена молодая девушка, нервная, оригинальная, с несколько мальчишескими замашками, но вместе с тем артистическая и нежная, вносящая во все свои поступки непосредственность чистой души. "Soeur Philomene" (1861) и "Madame Gervaisais" (1869) заканчивают галерею созданных Гонкурами типов и портретов из современной жизни. Все эти типы имеют много общего между собой и представляют как бы членов одной и той же семьи, следующих непосредственному импульсу сердца или темперамента. Значение Г. в литературе заключаетцо в том, что, проникнутые насквозь жизнью века, связанные всеми фибрами своего существа со своим временем и обществом, они внесли эту "modernite" в свои произведения, зделались историографами своего поколения и стали во главе целой школы романистов натуралистического направления (Золя, Мопассан, Гюисманс и др.), с характеризующим ее фатализмом и анализом мельчайших подробностей человеческого существования. Большую роль в созданной Г. новой формуле романа играет их язык, в который они внесли особую виртуозность и живописность. Постоянная погоня за точным определением ("ie mot qui peint") придает иногда вычурность и искусственность прозе Г.; но там, где они не впадают в крайность, артистическая отделка их языка создает поразительные эффекты.
После смерти Жюля Г. (он ум. 40 лет от нервного переутомления),. старший брат продолжал писать романы, и издал "La fille Elisa", "Les freres Zemganno", "La fan stin", "Cherie", во многом схожие с общим типом гонкуровских романов, но во многом от него и отличающиеся. Вычурность языка и претенциозная оригинальность, граничащая с оригинальничанием, доходят здесь, местами, до крайних пределов, заставляя думать, что в стремлении братьев к новизне замысла и формы младший являлся элементом сдерживающим и умеряющим. Нет в романах Эдмона Гонкура и того глубокого чувства, которым проникнуты многие страницы в романах обоих братьев. В 1888 г. он начал печатать любопытные литературные мемуары; "Journ. des G.", где рассказывается жизнь братьев с 50-х до 70-х гг. Дневник этот - в высшей степени ценный вклад в историю интимной жизни второй полов. XIX в.; но бесцеремонность, с которой предается гласности содержание дружеских бесед, возбудило против Эдмона Г. общее негодование. Ср. этюды Бурже в "Essais de Psychologie contemporaine" и Леметра в "Contem porains"; Зола, "Парижские письма". (c) З. В. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ГОНГ
|