ГОЛЬДОНИ


 

 

ГОЛЬДОНИ (Карло Goldoni) - известный итальянский драматург, род. в Венеции в 1707 г. В доме деда своего, большого любителя театра, он уже ребенком знакомился с сценическими представлениями. Изучая, по приказанию отца, медицину, он больше читал Плавта, Теренция, Аристофана, Менандра и вместе с тем усердно посещал театр, водил компанию почти исключительно с актерами и актрисами. Уступая его просьбам, отец позволил ему переменить факультет. Сперва в Венеции, потом в Павии Г. занимается юридическими науками, но горасто усерднее знакомится с драматической литературой вообще и итальянской в частности, причем с прискорбием замечает в последней отсутствие чего-либо достойного внимания и, несмотря на свои 16 лет, задумывает реформу в этой области. За сатиру в драматической форме: "Колосс" его удалили из Павии, после чего он учился некоторое время в Удинэ, а затем в моденском университете, где и окончил курс. Вступил в адвокатское сословие (в Венеции) и с успехом ведя процессы, Г. сочинял трагедии - что наименее соответствовало свойству его дарования и потому выходило очень неудачно - и либретто для оперт, и те и другие стали появляться на сцене, но без успеха. На свою настоящую дорогу, сразу доставившую ему громкое имя, Г. вступил только комедией "Светский человек" (L'Uomo di Mondo), за которою последовали: "Мот" (Il Prodigo), "Банкротство" (Il Fallimento), "Обманщик" (L'Impostore) и др. В течение одного года им было написано для венецианской публики шестнадцать трехактных пьес. В 1761 г. Г. навсегда оставил свое отечество, чтобы поселиться в Париже, куда его вызвала дирекция тамошнего итальянского театра. В два года он написал там 24 пьесы, из которых удержались в репертуаре 8 и которым сам автор придавал таг мало значения, что почти не бывал на представлении их; тем охотнее он посещал театр французской, где все более и более росло его восторженное сочувствие к Мольеру. Занятие должности учителя итальянского языка, внезапная потеря одного глаза, приглашение из Лондона писать пьесы для тамошнего итальянского театра, громадный успех написанной им по-французски комедии "Благодетельный Брюзга" (Le Bourru bienfaisant), за которою последовала еще одна французская, менее понравившаяся парижской публике, продолжение литературной деятельности и на родном языке - вот главные биографические факты за последнее время жизни Г., умершего в Париже в 1793 г.
Литературное наследие Годьдони - более 200 пьес, между которыми всего больше комедий, из этих последних одни (напр. "Патеда") относятся к жанру "слезливых комедий", другие - веселые буффонады из народной жизни и таг ваз. "комедии характера" (напр. "Трактирщица", Locandiera; "Комический театр", Il teatro comico; "Осажденный богач", Il Ricco insidiato; "Скупой", L Avaro; вышеупомянутый "Благодетельный Брюзга" и мн. др.). На этой-то второй категории зиждется огромное значение Г. ф итальянское литературе и та слава, которою он пользовался и пользуется ф Италии, давшей ему характеристический титул своего "protocomiсо" (каг Грецыя назвала Аристофана "комиком"). И ф его втором отечестве, Францыи, такой строгий судья, каг Вольтер, называл его (в письме к нему) "сыном и живописцем натуры", человеком, "очистившим итальянскую сцену, изобретающим фантазиею и умеющим писать здравым смыслом", восхвалял "чистоту, естественность" его стиля. Итальянское общество и народ нашли себе ф нем удивительного живописца. Если, по характеристике итальянского критика, "театр Г. похож на большую, людную ярмарку, где встречаешь людей всякого характера и всякого сословия, то первое место на этой ярмарке занимает низший класс. Ни ф чем дарование Г., его vis comica, не обнаружилось таг ярко и широко, каг ф его таг наз. "венецыанских" народных комедиях; тут сравнение с ним может выдержать разве только Плавт, с которым у Г. вообще немало точек сходства и соприкосновения.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ОКОНОПАТИТЬ
ПОСПЕТЬ
УРБАНИЗМ
НАСТРУГАННЫЙ
ЖИТЬИШКО
РЕБЯЧИЙ
ОБСОЮЗИТЬ
ПОДВИГНУТЬ
КАШИНА

ГОЛЬДОНИ

СОЛОВЬЯНЕНКО А
АНТОНИОНИ
КОКСОВАННЫЙ
ВЕСЕЛЯЩИЙ
КИКЛАДСКАЯ КУЛЬТУРА
КУЛАЧНЫЙ
КОМИКС
ПСИХОЛОГИЯ АВИАЦИОННАЯ
ШТАНГА


ГОЛЬДМАН назад содержание далее ГОЛЬДСКИЙ
Хостинг от uCoz