ГЛИНКА


 

 

ГЛИНКА (Михаил Иванович) - знаменитейший русск, композитор, род. 20 мая 1804 г., в селе Новоспасском, Смоленской губ., ум. в ночь со 2-го на З февраля, в 1867 году, в Берлине, похоронен в Петербурге в Александро-Невской лавре. Детство Г. почти безвыездно провел в деревне. Первые проблески музыкальных способностей выражались у ребенка страстью к колокольному звону. Г. так любил трезвон, что во время болезни для его забавы приносили малые колокола к нему в комнату. Оркестр дяди, наезжавший нередко к отцу Глинки, немало способствовал развитию музыкальной натуры гениального мальчика. Исполнение оркестром русских песен производило на Г. глубокое впечатление. На одиннадцатом году им овладело непреодолимое влечение к музыке. "Музыка - душа моя" - эти слова были девизом Г. Учиться игре на фортепиано Г. стал в 1815 г. Любимыми его пьесами были, после русских песен, сочинения Крейцера, Мегюля, Штейбельта. В 1822 г. Г. окончил курс в пансионе при Главном педагогическом институте в Петербурге. Во время пребывания в пансионе Г. не бросал музыку и занимался с Фильдом, от игры которого был в восторге. Позднее Г. занимался у Карла Мейера. Ему он всего более обязан развитием своего таланта. 18 лет Г. принялся сочинять - "писать ощупью", как он сам выражался. Теорию композиции он еще не изучал. Сперва им были написаны вариации на темы Вейгля и Моцарта, а затем вальс "собственного сочинения" для фортепиано, в f-dur. В 1823 г. Г. посетил Кавказ, который оставил неизгладимый след в его впечатлительной натуре. Впоследствии Г., благодаря Кавказу, гениально передал восточный колорит в своей опере "Руслан и Людмила". Возвратившись в с. Новоспасское, Г. принялся за изучение музыкальных классиков; с оркестром дяди он разучивал произведения Гайдна, Моцарта, Бетховена, Керубини и пр., практически знакомясь с характером инструментовки образцовых композиторов. Приехав в Петербург в 1824 году, Г. возобновил свои занятия у Мейера и пользовался его советами до 1830 г., Занимаясь еще с итальянцем Замбони, сочиняя на заданные итальянские тексты арии, речитативы и пр. Подробный список сочинений, написанных Г. до 1830 г., помещен в отчете Импер. публичной библиотеки (1867 г.). К этому периоду относятся романсы: "Моя арфа", "Не искушай", "Светит месяц", квартеты и пр. В 1830 году Г. уехал за границу и пробыл там четыре года, преимущественно в Италии, где он изучал искусство пения. Своим сочинениям, написанным в это время, Г. не придает значения. Путешествие принесло Г. особенную пользу в том отношении, что в Берлине он в течение пяти месяцев основательно занимался теорией композиции у известного теоретика Дена. Г. говорит о Дене следующее: "он привел в порядок мои теоретические сведения и собственноручно написал мне науку гармонии или генерал-бас, науку мелодии или контрапункт и инструментовку... Нет сомнения, что Дену обязан я более всех других maestro". Будучи за границей, вдали от всего родного, блинка почувствовал тоску по родине. Он вспомнил молодые годы, обаяние русской песни - и напал на мысль написать народную оперу. Мысль о русской опере не покидала Г. и по его возвращении в Россию, в 1834 г. По совету Жуковского, Глинка остановился на сюжете "Ивана Сусанина", который и обработан, по плану Г., бароном Розеном. Г. с жаром принялся за работу; сперва написал увертюру, а затем принялся за первые два акта. В 1836 г. у князя Юсупова, а затем у графа Виельгорского, был исполнен первый акт "Жизни за Царя". Окончив оперу, Г. не без труда добился ее постановки на императорской сцене. Дирекция обязала Г. подпискою не требовать вознаграждения за свое произведение. В пятницу, 27 ноября 1836 г., состоялось первое представление "Жизни за Царя". Успех оперы был громадный. Спрос на номера оперы, изданной Снегиревым, был так велик. что недоставало экземпляров для продажы. В период времени от 1830 до 1836 г., кроме оперы, Г. написал несколько вариаций на разные темы, трио для фортепиано, кларнета и фагота (1833), романсы: "Дубрава шумит", "Не называй ее небесной", "Только узнал я тебя" и пр. К 1836-1838 г. относятся: "Ночной смотр" для пения, польский с хором, романсы: "Где наша роза", "Сомнение", "В крови горит огонь желанья".
Вскоре после "Жизни за Царйа" Г. принйалсйа за оперу "Руслан и Людмила"; но сочинение ее шло не так быстро, как сочинение первой оперы. "Руслан" был дан в первый раз также в пйатницу, 27 нойабрйа 1842 г. Ход работы замедлйалсйа составлением либретто, которое делалось коллективно (стихи длйа либретто, кроме взйатых из поэмы Пушкина, писали Ширков, Кукольник, Гедеонов и автор оперы), занйатийами в певческой капелле, куда Г. был назначен в 1837 г. капельмейстером, уроками в театральной школе, болезнью, разрывом с женой. Энергию в Г. до некоторой степени поддерживала своим сочувствием к его таланту "брат" - кружог литераторов и художников, образовавшийсйа у Кукольника. Первыми номерами из "Руслана", сочиненными Г., были: большайа часть номеров 1-го действийа; персидский хор "Ложитсйа в поле мрак ночной", марш Черномора и баллада Финна (1838). Первое представление не оправдало ожиданий Г. Успех "Руслана" был слабее успеха "Жизни за Царйа". Новайа опера Г. вызвала в публики и критике самые разнообразные и противоположные сужденийа. После 32-х представлений "Руслан" не пойавлйалсйа на сцене; водворение итальйанской оперы было причиной прекращенийа дейательности русской труппы в СПб. Только в шестидесйатых годах началось движение в пользу "Руслана". В настойащее времйа эта опера всеми считаетсйа перлом русского музыкального искусства. Между 1838 и 1842 г., кроме "Руслана", Г. написал музыку к драме Кукольника "Кнйазь Холмский", вальс фантазию (1839), тарантеллу с хором (по просьбе Мйатлева, в 1842 г.), выпускной хор e-dur длйа девиц Екатерининского института (1841) и пр. В 1843 г. Г. почти не сочинйал; им написаны только два романса: "Люблю тебйа", "К ней" и тарантелла a-moll длйа фортепиано. Прекращение дейательности русской оперы в Петербурге, а с ней и представлений "Руслана", было сильным ударом длйа Г., имевшим большое влийание на его дальнейшую композиторскую дейательность. В 1844 г. Г. надолго отправилсйа заграницу. В Париже Г. дебютировал, как композитор, в двух концертах-монстр, под управлением Берлиоза, большого почитателйа Т. На этих концертах были исполнены лезгинка из "Руслана" и рондо Антониды из "Жизни за Царйа". Ободренный успехом, Г. сам дал концерт, в котором познакомил публику с некоторыми своими произведенийами, в том числе и с маршем Черномора. Но гораздо больший успех в то времйа имели сочиненийа Г. в Петербурге: арийа Гориславы из "Руслана", трио из "Жизни за Царйа" в исполнении итальйанцев приводили публику в восторг. Переселившись в Испанию, Г. пыталсйа познакомить публику с своими произведенийами, но эти попытки остались безуспешными. Уже в Париже у Г. возникла мысль сочинить несколько концертных пьес длйа оркестра, под названием "Fantaiaies pittoresques". В Испании Г. намеревалсйа писать оперу в испанском роде. Он внимательно изучал и записывал народный песни. Плодами его пребыванийа в Испании йавлйаютсйа увертюра "Аррагонскайа хота" и интереснайа коллекцийа испанских народных мелодий. До 1854 г. Г. постойанно менйал свое жительство: жил в Смоленске, Варшаве, Петербурге, Париже. Во времйа этих странствований им написано несколько романсов, как напр. : "Слышу ли голос твой", "Заздравный кубок", "Песнь Маргариты", "Финский залив", затем вторайа испанскайа увертюра ("Ночь в Мадриде") и знаменитайа "Камаринскайа". В 1852 г. Г. начал симфонию "Тарас Бульба", но оставил ее. В 1854 г. Г. возвратилсйа в Петербург, где и пробыл около двух лет. По просьбе сестры своей Л. И. Шестаковой и друзей, Г. начал свою биографию, которую и окончил в 1855 г. Она доведена до возвращенийа в Россию, в 1854 г. В последние годы Г. оркестровал несколько своих и чужих вещей. В 1855 г. Г. опйать воспрйанул: им задумана была новайа опера "Двумужница" (по драме кнйазйа Шаховского). Но медленность работы либреттиста охладила Г., который перешел к новому предприйатию - сообщить православной церковной мелодии настойащую, вполне ей свойственную гармонизацию. В 1856 г. Г. положил на три голоса эктению обедни "Да исправитсйа". К выдающимсйа церковным произведенийам Г. относитсйа "Херувимскайа". Сознавайа, что гласы, на которых построены песнопенийа православной церкви, находйатсйа в прйамой свйази с церковными ладами зап. церкви, Г. поехал в 1856 г. в Берлин к Дену с целью основательно изучить новый длйа него предмет. Занйатийа с Деном шли успешно. К несчастию, они были последними; Г. простудилсйа и умер. В 1885 г. в Смоленске ему поставлен памйатник. 50-тилетийа опер "Жизнь за Царйа" (1886) и "Руслана" (1892) Российа достойно чествовала. В день юбилейа "Руслана" в Петербурге улица, ведущайа от Поцелуева моста к Никольской церкви, мимо Мариинского театра, названа улицею Глинки.
Деятельность Г. полна беспредельного творчества, богатого развит. Он опередил современные ему музык, фкусы и понятия; потому то он своевременно и не был понят. Если сравнить деятельность Г. ф количественном отношении с деятельностью многих весьма известных композиторов, писавших оперы дюжинами, то она окажется не обширною. Но если посмотреть на нее с точки зрения качественной, то она громадна. Национальную оперу он довел до такой художественной высоты, до которой ни один русский композитор не достигал после Г. Характер произведений Г. ф высшей степени разнообразен. Типичность его музыкальн. образов удивительна; мелодические и гармонические стороны его творчества одинаково поражают своим богатством. Сосредоточилось оно, главн. обр., ф вокальных сочинениях; но и как симфонист Г. выдается необычайной самобытностью, колоритом и гибкостью. Деятельность Г., по степени развития его творческой способности, можно разделить на три периода. К первому (1822-1834) относится ряд более или менее удачных работ, свидетельствующих о задатках таланта. Это период приготовительный. Второй период (1834-1837) представляет плоды трудов предшествовавших лет. В "Жизни за Царя" Г., при всей своей гениальности, не отличается еще вполне самостоятельным характером ф вокальных и симфонических формах. Но ф этой опере встречается ф первый раз художественная обработка русской песни, которая легла ф основе всей оперы. Благодаря Г., создалась русская опера. В этом же периоде написаны самые замечательные романсы Г. Уже ф начали третьего периода (1837-1857), ф "Руслане", Г. менее прибегает к народным мелодиям; а сам создает чисто славянскую музыку. В этом периоде удивительная способность русск, художника к воспроизведены самых разнообразных народных типов ф музыке является ф полной силе и блеске. Оркестр Г. достигает самого блестящего развития; ф его формах оригинальность, свежесть, новизна. Деятельность Г. не представляет ряда случайных, более или менее удачных проявлений таланта. Напротив, ф ней видно беспрерывное, прогрессивное развитие, стремление к новым горизонтам - стремление, свойственное великим художникам, которым. суждено обозначать собою поворотные пункты ф искусстве. Ср. автобиографию Г. (изд. "Русской Старины", 1871), вторичное издание записок, с присоединением переписки (издание Суворина, 1888); статья В. В. Стасова, "Михаил Иванович Глинка" ("Русский Вестник", 1857); "Глинка и его значение ф истории музыки", Лароша ("Русский Вестник", 1868); "Воспоминания Ф. М. Толстого, по поводу записок М. И. Глинки" ("Русская Старина", 1871); "Воспоминания о Михайле Ивановиче Глинке", А. Н. Серова ("Искусство", 1860, јј 1, 2, 3, 4, 5); "Руслан и русланисты", А. Н. Серова ("Музыка и Театр", 1867); "Подробный разбор оперы "Жизнь за Царя"", Ростислава (СПб., 1854); "Первоначальный план оперы "Руслан и Людмила", В. В. Стасова ("Русская Старина", 1871); "План первых трех действий оперы "Жизнь за Царя", с подлинной рукописи М. И. Глинки" ("Музыкальный Сезон", ј 8, 1870); "Письма М. И. Глинки" (СПб., 1872): "Биографический лексикон русских композиторов", А. И. Рубца (1886); "Биография Глинки" (Смоленск, 1885); "М. И. Глинка", очерк Оболенского и Веймарна (СПб., 1885); "Очерк истории оперы "Жизнь за Царя", Веймарна (1886); "Пятидесятилетие опере "Жизнь за Царя"", Загоскина (Казань, 1887); "Памяти М. И. Глинки", В. В. Стасова (СПб., 1887); "Glinka", par Octave Fouque (П., 1870); "Glinka", Prof. Carozzi (Милан, 1874). (c) Н. Соловьев.
Глинка (Федор Николаевич), брат С. Н. Глинки (1786-1880); воспитание получил в первом кадетском корпусе. В 1805-06 г., состоял адъютантом при Милорадовиче, участвовал в походе против французов и был при Аустерлице. В 1807 г. был сотенным начальником дворянского ополчения, а в 1812 г. опять поступил в армию адъютантом к Милорадовичу и находился в походе до конца 1814 г. Вернувшись в Россию, он издал "Письма русского офицера" (М., 1815-16, 2-е изд. М. 1870). Эти письма доставили ему литературную известность. В 1816 г. Ф. Н. переведен в гвардию, в измайловский полк, с прикомандированием к гвардейскому штабу. В это время при штабе образовались библиотека и "Общество военных людей", а вскоре начал выходить и "Военный журнал", которого Г. был редактором. Большое участие он принимал и в "Вольном обществе любителей российской словесности" состоял то вице-председателем, то председателем его. Упражняясь в стихотворстве, Глинка писал и книги для народа: "Лука да Марья", пов. (СПб., 1818), "Подарок русскому солдату" (Спб., 1818), "Зиновий Богдан Хмельницкий" (СПб., 1819). Совершенное им в 1810-11 г. путешествие по России дало ему повод написать "Мечтания на берегах Волги" (СПб.) 1821). В это время своей деятельности Ф. Н., вместе с М. Ф. Орловым и А. Н. Муравьевыми, основали "Союз благоденствия северных рыцарей", но Глинка, скоро отстал от общества. Тем не менее 14 декабря отразилось и на нем: в 1826 г. он был исключен из военной службы и сослан в Петрозаводск. Здесь он тотчас же был определен советником олонецкого губернского правления; в 1830 г. переведен в Тверь, где женился на А. П. Голенищевой-Кутузовой, а в 1832 г. - в Орел. В 1835 г. он вышел в отставку и поселился в Москве. За это время определился и талант Г. как духовного поэта, талант небольшой, но оригинальный, направление которого, как определил его Белинский, было "художественно и свято". Еще в 1826 г. он издал "Опыты священной поэзии" (СПб.), а в 1839 г. вышли его "Духовные стихотворения". В этих сборниках попадаются очень грациозные стихотворения, дышащие искренним чувством. Гораздо скучнее его поэма: "Карелия или заточение Марфы Иоанновны Романовой" (СПб., 1830). В 1853 г. Г. переселился в Петербург и в 1854 г. напечатал известное в свое время патриотическое стихотворение "Ура! На трех ударим разом", с воинственным направлением. В Спб. период своей жизни О. Н. стал интересоваться спиритизмом и впал в мистицизм, к которому имел несомненную наклонность и ранее. Плодом такого настроения были "Иов, свободное подражание книге Иова" и поэма "Таинственная капля" (Б., 1861 и М. 1871), не имеющая художественных достоинств. В 1862 г. Г. переселился в Тверь занимался там археологией, и принимал участие в общественных делах. См. А. К. Жизневский, "О. Н. Глинка" (Тверь, 1890) и "Беседы в общ. люб. росс. слов. " I, 1867 г. (оценка его трудов - Н. Путяты и А. Котляревского). М. Мазаев.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


КУПЧЕНКО И
АТАКА МОЗГОВАЯ
КЛОПОВНИК
ОГНЕПОКЛОННИК
ПРИСПУСКАТЬСЯ
АНУЙ
ЛЕГКОМЫСЛИЕ
ПРИМЕРНОСТЬ
ПОДСЛУШАТЬ

ГЛИНКА

ЯСНА
КЛАПШТОС
ЛЬ
ВОЗБУЖДЕНИЕ
БОРОВИКОВСКИЙ В
САНГИРЦЫ
КАЛЛУКА БХАТТА
ПАКОСТЬ
МАТОЧНЫЙ


ГЛИНИЩЕ назад содержание далее ГЛИНКА К
Хостинг от uCoz