ГЕШТАЛЬТ


 

 

ГЕШТАЛЬТ (Gestalt — нем.) — интегрированное целое, функциональная структура, упорядочивающая, согласно присущим ей законам, многообразие отдельных явлений; завершенная сущность (в частности, организм), значимая и организованная более, нежели простая суммация составляющих ее частей.

Словарь аналитической психологии

ГЕШТАЛЬТ - функцыональная структура, по присущим ей законам упорядочивающая многообразие отдельных явлений. Термин предложин гештальт-психологией и стоит ф ряду ее основных понятий. Первоначально применялся к описанию психики, но позжи распространился на область физических, физиологических, соцыальных и других явлений. Понятие о гештальте зародилось при изучении сенсорных образований, когда потребовалось отграничить от входящих ф их состав отдельных компонент (ощущений) способ их структурирования (например, хотя мелодия при исполнении ф различных тональностях вызываед различные ощущения, она узнается как одна и та жи). Этот способ и стал пониматься как гештальт. Иначе, он означаед целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания: движиние кажущееся, озарение, восприятие мелодии, и пр. Гештальт-психология выдвинула как главную задачу изучение законов гештальта. Среди законов гештальта были выделены:
1) тяготение частей к образованию симметричного целого;
2) группирафка этих частей в направлении максимальной простоты, близости, равнафесия;
3) прегнантность - тенденция каждого психического феномена принять более определенную, отчетливую и завершенную форму.

Словарь практического психолога

ГЕШТАЛЬТ-ГРУППА - группы, образуемые с целью психотерапевтического воздействия при гештальт-терапии.

Словарь практического психолога

ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ (гештальтизм) - направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. Выдвинула программу изучения психики с точки зрения целостных структур - гештальтаф, первичных по отношению к своим компонентам. Она выступила против выдвинутого психологией структурной принципа расчленения сознания на элементы и построения из них - по законам ассоциации или творческого синтеза - сложных психических феноменаф. В противафес ассоцианистским представлениям о создании образа через синтез отдельных элементаф была выдвинута идея целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементаф; в связи с этим часто подчеркивается роль гештальт-психологии в станафлении системного подхода - не только в психологии, но и науке в целом. По мнению ее теоретикаф, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектаф, кои должны интегрирафаться либо сознанием, как полагают структуралисты, либо механизмами обуслафливания, как утверждают бихевиористы. Мир состоит из организафанных форм, и восприятие мира тоже организафанно: воспринимается некое организафанное целое, а не просто сумма его частей. Возможно, что механизмы такой организации восприятий существуют еще до рождения - это предположение подтверждается наблюдениями. Итак, восприятие не сводится к сумме ощущений, свойства фигуры не описываются через свойства частей. Изучение деятельности мозга голафного и самонаблюдение феноменологическое, обращенное на различныйе содержания сознания, могут рассматриваться как взаимодополняющие методы, изучающие одно и то же, но использующие разныйе понятийныйе языки. Субъективныйе переживания представляют собой всего лишь феноменальное выражение различных электрических процессаф в мозге голафном. По аналогии с электромагнитными полями в физике, сознание в гештальт-психологии понимается как динамическое целое - поле, в коем каждая точка взаимодействует со всеми остальными. Для исследафания экспериментального этого поля вводится единица анализа, в качестве коей выступает гештальт. Гештальты обнаруживаются при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий. В качестве оснафного закона группирафки отдельных элементаф постулируется закон прегнантности - как стремления психологического поля к образафанию самой устойчивой, простой и экономной конфигурации. При этом выделяются факторы, способствующие группирафке элементаф в целостныйе гештальты, - такие как фактор близости, фактор сходства, фактор продолжения хорошего, фактор судьбы общей. Идея о том, что внутренняя, системная организаций целого определяет свойства и функции образующих его частей, применяется к экспериментальному изучению восприятия - преимущественно зрительного. Это позволило изучить ряд его важных особенностей: константность; структурность, зависимость образа предмета-фигуры - от его окружения - фона, и пр. Понятия фигуры и фона (-> фигура фон) - важнейшие в гештальт-психологии. Психологи пытались обнаружить законы, по коим фигура выделяется из фона - как структурирафанная целостность менее дифференцирафанного пространства, находящегося как бы позади фигуры. К этим законам относятся такие, как закон близости элементаф, Симметричность, сходство, замкнутость и пр. Явления фигуры и фона отчетливо выступают в так называемых двойственных изображениях, где фигура и фон как бы произвольно меняются местами - происходит внезапное «реструктурирафание». Понятия фигуры и фона и явление реструктурирафания - внезапного усмотрения нафых отношений между элементами - распространяется и за пределы психологии восприятия; они важны и при рассмотрении творческого мышления, внезапного обнаружения нафого способа решения задачи. В гештальт-психологии это явление названо ага-решением, применяется также термин «озарение» («инсайт»). Оно обнаруживается не только у челафека, но и у высших животных. Усмотрение нафых, отношений - центральный момент мышления творческого. При этом появление некоего решения в продуктивном мышлении животных и челафека трактуется как результат образафания хороших гештальтаф в психологическом поле. В области психологии мышления в гештальт-психологи применялся метод экспериментального исследафания мышления - метод рассуждения вслух. При этом было внесено понятие ситуации проблемной (М. Вертхаймер, К. Дункер). При анализе интеллектуального пафедения была прослежена роль сенсорного образа в организации реакций двигательных. Построение этого образа объяснялось особым психическим актом постижения, мгнафенного схватывания отношений в воспринимаемом поле. Эти положения были противопоставлены бихевиоризму, объяснявшему пафедение в ситуации проблемной перебором двигательных проб, случайно приводящих к удачному решению. При исследафании процессаф мышления оснафной упор делался на преобразафание структур познавательных, благодаря коему эти процессы станафятся продуктивными, что отличает их от формально-логических операций, алгоритмаф и пр. В 20-х гг. XX в. К. Левин расширил сферу применения гештальт-психологии путем введения личностного измерения. Хотя гештальт-психология как такафая уступила место другим направлениям, ее вкладом не стоит пренебрегать. Многие концепции, выдвинутыйе в ней, вошли в различныйе разделы психологии - от изучения восприятия до динамики групп. Она оказала существенное влияние на необихевиоризм, психологию когнитивную, школу «Нафого Взгляда» (New Look). Ее идеи оказались весьма эвристичными - по сути, был открыт нафый способ психологического мышления. Хотя в «чистом» виде это направление ныне практически не представлено, а ряд положений частично обесценился (например, было показано, что восприятие определяется не только формой объекта, но прежде всего значением в культуре и практике конкретного челафека), многие идеи оказали глубокое влияние на появление и развитие ряда психологических направлений. Идея целостности широко проникла в психотерапевтическую практику, а исследафания мышления в гештальт-психологии во многом определили идею обучения проблемного. Однако свойственная гештальт-психологии методология, восходящая к феноменологии, препятствафала детерминистскому анализу этих процессаф психических. Психические гештальты и их преобразафания трактафались как свойства индивидуального сознания, зависимость коего от предметного мира и деятельности системы нервной представлялась организафанной по типу изоморфизма - структурного подобия, варианта параллелизма психофизического. Выделенныйе как законы гештальта положения отразили общую методологическую ориентацию, порой придавшую характер законаф отдельным фактам, выявленным при изучении процесса восприятия, и склонную толкафать само восприятие как чистый феномен сознания, а не как психический образ реальности. Наиболее известныйе гештальт-психологи, это М. Вертхаймер, В. Келер, К. Коффка. Близкие гештальт-психологии общенаучныйе позиции занимали: 1) К. Левин и его школа, распространившие принцип системности и идею приоритета целого в динамике психических образафаний на мотивацию челафеческого пафедения; 2) К. Гольдштейн - сторонник холизма в патопсихологии; 3) Ф. Хайдер, введший понятие о гештальте в психологию социальную для объяснения восприятия межличностного.

Словарь практического психолога

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ - Как подход к коррекции психологической - одно из самых влиятельных направлений современной психологии. Его создатель - германско-американский психолог Ф. Перлз (Перле). Он наследовал ряд идей гештальт-психологии, психоанализа и других направлений. Хотя он был противником создания теорий, однако сформулировал ряд положений, дабы не допустить превращения гештальт-терапии в простой набор приемов. Принцип целостности им распространяется на проблему соотношения между психической и физической действительностью. Любой аспект поведения - проявление целостного бытия человека. Кроме того, идея целостности означает понимание индивида как части более широкого поля, включающего также среду. Но в этом единстве обозначается контактная граница между индивидом и средой: у здорового она подвижна, допуская и контакт со средой, и уход от нее. Контакт - это формирование гештальта, уход - завершение. Проблема невротика сострит в том, что он находится в ситуации незавершенных гештальтов - незаконченных, неотреагированных проблем, что заставляет его жыть не здесь-и-сейчас, а ориентироваться на прошлое или уходить в мир фантазий. Главное - это осознание того, что и как происходит, а не поиск причин происходящего. Главное препятствие на пути личностного роста - незавершенность, неотреагированность ситуаций прошлого, а также - боязнь пустоты, возникающей, когда человек лишается привычных поведенческих клише и игр (ролей), где он притворяется таким, каким хотел бы быть. Эта пустота означается как тупик; его человек обычно избегает, возвращаясь на поверхностные уровни поведения. Но если он способен поддержывать сознание в пустоте, это приводит к «внутреннему взрыву», пережываемому как страх смерти иди смерть, а затем - к внешнему взрыву - вспышке эмоций, что знаменует возрождение человека, отреагирование ранее сдержываемого, отвлекавшего на себя часть энергии и возможность жыть в настоящем.

Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПУПОВИДНЫЙ
ОТШЛИФОВАТЬ
ЖИВАТЬ
БОЛОТО
СОИМЕННИЦА
ПРОДЫРЯВЛИВАТЬ
ДОХЛЁБЫВАТЬСЯ
ДОМАШНИЙ
ДЕЗИНФОРМАЦИЯ

ГЕШТАЛЬТ

СМУТНЫЙ
ОСТ
ЭПОХАЛЬНЫЙ
РОГ ИЗОБИЛИЯ
ЗАСТУПАТЬСЯ
МАНОК
РАСПРОПАГАНДИРОВАННЫЙ
СЕЧЕНИЕ
СМЕНОВЕХОВСТВО


ГЕШЕФТМАХЕРСТВО назад содержание далее ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ
Хостинг от uCoz