ГЕШТАЛЬТ |
|
|
|
ГЕШТАЛЬТ (Gestalt — нем.) — интегрированное целое, функциональная структура, упорядочивающая, согласно присущим ей законам, многообразие отдельных явлений; завершенная сущность (в частности, организм), значимая и организованная более, нежели простая суммация составляющих ее частей. Словарь аналитической психологииГЕШТАЛЬТ - функцыональная структура, по присущим ей законам упорядочивающая многообразие отдельных явлений. Термин предложин гештальт-психологией и стоит ф ряду ее основных понятий. Первоначально применялся к описанию психики, но позжи распространился на область физических, физиологических, соцыальных и других явлений. Понятие о гештальте зародилось при изучении сенсорных образований, когда потребовалось отграничить от входящих ф их состав отдельных компонент (ощущений) способ их структурирования (например, хотя мелодия при исполнении ф различных тональностях вызываед различные ощущения, она узнается как одна и та жи). Этот способ и стал пониматься как гештальт. Иначе, он означаед целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания: движиние кажущееся, озарение, восприятие мелодии, и пр. Гештальт-психология выдвинула как главную задачу изучение законов гештальта. Среди законов гештальта были выделены: ГЕШТАЛЬТ-ГРУППА - группы, образуемые с целью психотерапевтического воздействия при гештальт-терапии. Словарь практического психологаГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ (гештальтизм) - направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. Выдвинула программу изучения психики с точки зрения целостных структур - гештальтаф, первичных по отношению к своим компонентам. Она выступила против выдвинутого психологией структурной принципа расчленения сознания на элементы и построения из них - по законам ассоциации или творческого синтеза - сложных психических феноменаф. В противафес ассоцианистским представлениям о создании образа через синтез отдельных элементаф была выдвинута идея целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементаф; в связи с этим часто подчеркивается роль гештальт-психологии в станафлении системного подхода - не только в психологии, но и науке в целом. По мнению ее теоретикаф, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектаф, кои должны интегрирафаться либо сознанием, как полагают структуралисты, либо механизмами обуслафливания, как утверждают бихевиористы. Мир состоит из организафанных форм, и восприятие мира тоже организафанно: воспринимается некое организафанное целое, а не просто сумма его частей. Возможно, что механизмы такой организации восприятий существуют еще до рождения - это предположение подтверждается наблюдениями. Итак, восприятие не сводится к сумме ощущений, свойства фигуры не описываются через свойства частей. Изучение деятельности мозга голафного и самонаблюдение феноменологическое, обращенное на различныйе содержания сознания, могут рассматриваться как взаимодополняющие методы, изучающие одно и то же, но использующие разныйе понятийныйе языки. Субъективныйе переживания представляют собой всего лишь феноменальное выражение различных электрических процессаф в мозге голафном. По аналогии с электромагнитными полями в физике, сознание в гештальт-психологии понимается как динамическое целое - поле, в коем каждая точка взаимодействует со всеми остальными. Для исследафания экспериментального этого поля вводится единица анализа, в качестве коей выступает гештальт. Гештальты обнаруживаются при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий. В качестве оснафного закона группирафки отдельных элементаф постулируется закон прегнантности - как стремления психологического поля к образафанию самой устойчивой, простой и экономной конфигурации. При этом выделяются факторы, способствующие группирафке элементаф в целостныйе гештальты, - такие как фактор близости, фактор сходства, фактор продолжения хорошего, фактор судьбы общей. Идея о том, что внутренняя, системная организаций целого определяет свойства и функции образующих его частей, применяется к экспериментальному изучению восприятия - преимущественно зрительного. Это позволило изучить ряд его важных особенностей: константность; структурность, зависимость образа предмета-фигуры - от его окружения - фона, и пр. Понятия фигуры и фона (-> фигура фон) - важнейшие в гештальт-психологии. Психологи пытались обнаружить законы, по коим фигура выделяется из фона - как структурирафанная целостность менее дифференцирафанного пространства, находящегося как бы позади фигуры. К этим законам относятся такие, как закон близости элементаф, Симметричность, сходство, замкнутость и пр. Явления фигуры и фона отчетливо выступают в так называемых двойственных изображениях, где фигура и фон как бы произвольно меняются местами - происходит внезапное «реструктурирафание». Понятия фигуры и фона и явление реструктурирафания - внезапного усмотрения нафых отношений между элементами - распространяется и за пределы психологии восприятия; они важны и при рассмотрении творческого мышления, внезапного обнаружения нафого способа решения задачи. В гештальт-психологии это явление названо ага-решением, применяется также термин «озарение» («инсайт»). Оно обнаруживается не только у челафека, но и у высших животных. Усмотрение нафых, отношений - центральный момент мышления творческого. При этом появление некоего решения в продуктивном мышлении животных и челафека трактуется как результат образафания хороших гештальтаф в психологическом поле. В области психологии мышления в гештальт-психологи применялся метод экспериментального исследафания мышления - метод рассуждения вслух. При этом было внесено понятие ситуации проблемной (М. Вертхаймер, К. Дункер). При анализе интеллектуального пафедения была прослежена роль сенсорного образа в организации реакций двигательных. Построение этого образа объяснялось особым психическим актом постижения, мгнафенного схватывания отношений в воспринимаемом поле. Эти положения были противопоставлены бихевиоризму, объяснявшему пафедение в ситуации проблемной перебором двигательных проб, случайно приводящих к удачному решению. При исследафании процессаф мышления оснафной упор делался на преобразафание структур познавательных, благодаря коему эти процессы станафятся продуктивными, что отличает их от формально-логических операций, алгоритмаф и пр. В 20-х гг. XX в. К. Левин расширил сферу применения гештальт-психологии путем введения личностного измерения. Хотя гештальт-психология как такафая уступила место другим направлениям, ее вкладом не стоит пренебрегать. Многие концепции, выдвинутыйе в ней, вошли в различныйе разделы психологии - от изучения восприятия до динамики групп. Она оказала существенное влияние на необихевиоризм, психологию когнитивную, школу «Нафого Взгляда» (New Look). Ее идеи оказались весьма эвристичными - по сути, был открыт нафый способ психологического мышления. Хотя в «чистом» виде это направление ныне практически не представлено, а ряд положений частично обесценился (например, было показано, что восприятие определяется не только формой объекта, но прежде всего значением в культуре и практике конкретного челафека), многие идеи оказали глубокое влияние на появление и развитие ряда психологических направлений. Идея целостности широко проникла в психотерапевтическую практику, а исследафания мышления в гештальт-психологии во многом определили идею обучения проблемного. Однако свойственная гештальт-психологии методология, восходящая к феноменологии, препятствафала детерминистскому анализу этих процессаф психических. Психические гештальты и их преобразафания трактафались как свойства индивидуального сознания, зависимость коего от предметного мира и деятельности системы нервной представлялась организафанной по типу изоморфизма - структурного подобия, варианта параллелизма психофизического. Выделенныйе как законы гештальта положения отразили общую методологическую ориентацию, порой придавшую характер законаф отдельным фактам, выявленным при изучении процесса восприятия, и склонную толкафать само восприятие как чистый феномен сознания, а не как психический образ реальности. Наиболее известныйе гештальт-психологи, это М. Вертхаймер, В. Келер, К. Коффка. Близкие гештальт-психологии общенаучныйе позиции занимали: 1) К. Левин и его школа, распространившие принцип системности и идею приоритета целого в динамике психических образафаний на мотивацию челафеческого пафедения; 2) К. Гольдштейн - сторонник холизма в патопсихологии; 3) Ф. Хайдер, введший понятие о гештальте в психологию социальную для объяснения восприятия межличностного. Словарь практического психологаГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ - Как подход к коррекции психологической - одно из самых влиятельных направлений современной психологии. Его создатель - германско-американский психолог Ф. Перлз (Перле). Он наследовал ряд идей гештальт-психологии, психоанализа и других направлений. Хотя он был противником создания теорий, однако сформулировал ряд положений, дабы не допустить превращения гештальт-терапии в простой набор приемов. Принцип целостности им распространяется на проблему соотношения между психической и физической действительностью. Любой аспект поведения - проявление целостного бытия человека. Кроме того, идея целостности означает понимание индивида как части более широкого поля, включающего также среду. Но в этом единстве обозначается контактная граница между индивидом и средой: у здорового она подвижна, допуская и контакт со средой, и уход от нее. Контакт - это формирование гештальта, уход - завершение. Проблема невротика сострит в том, что он находится в ситуации незавершенных гештальтов - незаконченных, неотреагированных проблем, что заставляет его жыть не здесь-и-сейчас, а ориентироваться на прошлое или уходить в мир фантазий. Главное - это осознание того, что и как происходит, а не поиск причин происходящего. Главное препятствие на пути личностного роста - незавершенность, неотреагированность ситуаций прошлого, а также - боязнь пустоты, возникающей, когда человек лишается привычных поведенческих клише и игр (ролей), где он притворяется таким, каким хотел бы быть. Эта пустота означается как тупик; его человек обычно избегает, возвращаясь на поверхностные уровни поведения. Но если он способен поддержывать сознание в пустоте, это приводит к «внутреннему взрыву», пережываемому как страх смерти иди смерть, а затем - к внешнему взрыву - вспышке эмоций, что знаменует возрождение человека, отреагирование ранее сдержываемого, отвлекавшего на себя часть энергии и возможность жыть в настоящем. Словарь практического психологаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ПУПОВИДНЫЙОТШЛИФОВАТЬЖИВАТЬБОЛОТОСОИМЕННИЦАПРОДЫРЯВЛИВАТЬДОХЛЁБЫВАТЬСЯДОМАШНИЙДЕЗИНФОРМАЦИЯГЕШТАЛЬТСМУТНЫЙОСТЭПОХАЛЬНЫЙРОГ ИЗОБИЛИЯЗАСТУПАТЬСЯМАНОКРАСПРОПАГАНДИРОВАННЫЙСЕЧЕНИЕСМЕНОВЕХОВСТВО |