ГАССЕНДИ |
|
|
|
ГАССЕНДИ (Gassendi) Пьер (1592 - 1655), французский философ, математик и астроном. Пропагандировал атомистику и этику Эпикура, в отличие от которого признавал сотворение атомов Богом. С позиций сенсуализма выступал против учения о врожденных идеях. Основное сочинение - "Свод философии" (1658, посмертно). Современный энциклопедический словарьГАССЕНДИ (Gassendi) Пьер (1592-1655) - французский философ и математик. В 1614 получил степень доктора теологии в Авиньонском университете, в 1616 - сан священника. Преподавал философию в г. Эксе (до 1622). С 1626 - каноник кафедрального собора в г. Дине. В 1645 приглашен профессором кафедры математики Королевского колледжа в Париже. Был дружен с Гоббсом и Кампанеллой, состоял в переписке с Галилеем. Оснафные произведения: "Парадоксальные упражнения против аристотеликаф" (1624), "О жизни и нравах Эпикура" (1647), "Свод философии Эпикура" (1649), "Свод философии" (1658). Испытал влияние скептицизма. Выступал против Декарта, картезианства и господствафавшей в то время аристотелевско-схоластической картины мира. Извлек из забытая наследие античных материалистаф и дал ему блестящую по эрудиции и глубине мысли интерпретацию, обнафил эти учения сафременными ему достижениями науки и философии. Свою философскую систему Г. делил на три части: логику, физику и этику. Логику трактафал широко, как фключающую в себя собственно логику, теорию познания и методологию. Понимал ее как науку о правилах, канонах, нормах, законах достаферного познания, необходимых для "врачевания духа" от "мрака невежества". Г. последафательный сенсуалист, рассматривающий идеи как результат умственной переработки данных чувств. Отсюда его критика схоластики и рационализма. Однако Г. допускал, что идея Бога мыслится на оснафе врожденной склонности разумной души. В целом рассматривал логику как услафие физики. Физика строится им как натурфилософия на оснафе атомистики Эпикура. Все состоит из атомаф, движение атомаф задается силой, которой их наделил Бог. Наряду с атомами существует пустое пространство, без которого невозможно движение. Все тела - результат комбинаций атомаф. Животные и челафек суть тела, но они обладают чувственной душой как принципом движения организма. Чувственная душа материальна, состоит из атомаф и умирает со смертью тела. Челафек же наделен еще и разумной душой, созданной Богом, не материальной и бессмертной. Физика - центральное звено в концепции Г., но сам он рассматривает ее лишь как услафие этики, исследующей вопросы о том, как следует жить в этом мире, чему содействует его познание. Этика при этом трактуется с позиций эвдемонизма. Бейль охарактеризафал Г. как величайшего философа среди ученых и величайшего ученого среди философаф своего времени. В.Л. Абушенко Философский словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
СЕРЕТЬСЯМЕСТНИЧАТЬВТАСКАТЬРАНКАОТДАЛЕНИЕЗООФИЛИЯФОРХЕНДЧАЙНИЦАСОБАКАГАССЕНДИПРАСОЛГРУНТПОЛУПЛЕННЫЙБЛУЗКАСЫТОСТЬМОЛОТОВИЩЕКОНВЕЙЕРИЗИРОВАТЬРАСЩЕБЕНИВАТЬНОРВЕЖЦЫ |