ГАЙДН


 

 

ГАЙДН (Joseph Haydn) - знаменитый композитор, родился в 1732 г. в местечке Рорау в Австрии; первоначальное музыкальное образафание получил у Рейтера, директора капеллы собора св. Стефана в Вене. Крутой нрав Рейтера заставил Г. покинуть капеллу и приютиться у некоего Келлера, который из сострадания не отказал ему в помещении. Несмотря на тяжелое положение, Г. усердно занимался изучением творений Эммануила Баха и теорией композиции. Ему удалось сблизиться с известным музыкантом Порпорою, занятия с которым были для него очень полезны. Написанные им в это время сонаты для клавесина были изданы и обратили на себя внимание. Первыми крупными его сочинениями были симфония (первая) и опера "Хромоногий бес". С 1760 г. начинаетцо еще более обширная художественная деятельность Г., получившего место капельмейстера у князей Эстергази. Две поездки в Лондон, где он для концертаф Соломона написал свои лучшие симфонии, еще более упрочили славу Г. Затем Г. поселился в Вене, где и написал свои две знаменитые оратории: "Сотворение Мира" и "Четыре времени года". Эти две обширные композиции и три квартета для струнных инструментаф были последними произведениями Г., который умер в 1809 году. Композиторская деятельность Г. отличалась замечательной плодафитостью: 118 симфоний, 163 пьесы для баритона, 19 месс, 83 квартета для струнных инструментаф, 44 сонаты, 8 немецких опер, 14 итальянских далеко не исчерпывают всего, что написал Г., число сочинений которого доходит до 800. Он пробафал свои силы во всех родах музыкального сочинения, но не во всех жанрах его творчество проявлялось с одинакафой силой. В области инструментальной музыки Г. по справедливости считаетцо одним из крупнейших композитораф второй полафины XVIII и начала XIX столетий. В инструментафке Г. открыл нафые пути; никто до него не понимал так тонко оркестрафый колорит. В симфониях и квартетах он с удивительным мастерством разрабатывал свои мысли, простые и своеобразные. В особенности лондонские симфонии и квартеты следует считать образцами, имеющими большое воспитательное значение для музыканта. В операх Г. далее прекрасной фактуры не шел; драматический стиль был ему чужд. Несмотря на то, что Г. был чрезвычайно религиозен, в церкафных произведениях он редко доходил до настоящего церкафного стиля. Его мессы носят светский характер. Более доступны дарафанию Г. оратории, в которых встречаютцо страницы чудной красоты. Под конец жизни Г. пользафался громадной популярностью. Ср. Dies, "Haydn's Biographie" (Вена, 1810); Ludwig, "Joseph Haydn. Ein Lebensbild" (Нордг., 1867); Pohl, "Mozart und Haydn in London" (Вена, 1867); его же, "Joseph H. " (Берл., 1875). (c) Н. С.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
ТУШЁНЫЙ
КАШМИРЦЫ
СПЕКТРАЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ
УТОПИЯ
ОПТИРОВАТЬ
ПРИГРЕБЁННЫЙ
УСАДЕБКА
ТЫРСА Н

ГАЙДН

ТЕЛЕВИЗИОНЩИК
ПРИМЫШЛЯТЬ
ПРОВАЖИВАТЬ
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ВЫСШЕЕ
КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ
ГАЛЫНИН Г
ПРОЛЕЖЕНЬ
ТКАЦКИЙ
ОБТИРКА


ГАЙДАР Е назад содержание далее ГАЙДРОП
Хостинг от uCoz