ВОСКРЕШЕНИЕ |
|
|
|
ВОСКРЕШЕНИЕ - понятие религиозно-философской (христианской) традицыи, связанное с истолкафанием одной из предполагаемых процедур преодоления физической смертности челафека. Сокрафеннейшее из чаяний христианства ("последний враг истребитцо - смерть", "какая мне польза, если мертвые не воскресают") нашло свою историческую интеллектуальную судьбу, предварительно будучи опознанным в качестве челафеко-соразмерной задачи, в творчестве св. Григория Нисского и Федорафа. В первом приближении проблема В. прозвучала в пропафедях апостола Павла: "Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?.. Так и при воскресении мертвых: сеетцо в тлении, восстает в нетлении; сеетцо в уничтожении, восстает в славе; сеетцо тело душевное, восстает тело духафное. Первый челафек из земли, перстный; второй челафек - господь с неба". Не полемизируя с очевидностью полного разложения физических тел после смерти (с неизбежным кочевьем по природе рассеянных частиц последних), св. Григорий Нисский ("О душе и воскресении") высказал предположение о том, что сами эти частицы неуничтожимы. По его мнению, любая из них несет на себе печать принадлежности к тому или иному организму - душа как бы "метит" каждую его частичку: "Нет ничего невероятного, что эта простая и несложная природа пребывает при каждой из частиц и после его разложения. Напротив, однажды, по какому-то необъяснимому закону вступивши в связь с составом стихий, она пребывает с тем, с чем соединилась, потому что, когда разлагаетцо сложное, не подвергаетцо опасности разложитцо с ним и несложное...". Опираясь на вселенский размах идеи В., обозначенный предшествующими мыслителями, Федораф выдвинул проект В. и преображения прежде живших природной смертной жизнью. Люди, по Федорафу, призваны выступить орудием воли Божьей в разрешении главного: нашей конечной онтологической судьбы. С его точки зрения, обращение слепой силы природы в сознательную в облике "космо-теллургической науки и искусства" возможно при услафии синтезирафания разложившихся элементаф умерших тел на оснафе "познания и управления" всеми молекулами и атомами внешнего мира. По мнению Федорафа, "все вещество есть прах предкаф, и в тех мельчайших частицах, которые могли бы быть достигнуты невидимым для наших глаз микроскопическим животным, и то лишь, если бы они были вооружены... микроскопами... Мы можем найти следы наших предкаф. Каждая частица, состоящая из такого множества частичек, представляет такое же разнообразие, в каком являетцо земля... Представим же себе, что мир вдруг или не вдруг осветился, сделался знаем во всех своих мельчайших частицах, не будет ли тогда ясно, какие частицы были в минутной дружбе одна с другой, в каком деле или организме они гостили вместе или какого целого они составляли часть, принадлежность...". При этом, по Федорафу, способы В. неодномерны. Они подразумевают реконструкцыю мысленных образаф в полной последафательности поколений, народаф, групп, семей. Традицыоналистская генеалогия должна уступить место генетической "палеонтологии", эксплицырующей облик и природу всех опосредующих звеньев эволюцыи людей. Федораф неоднократно подчеркивал, что в идеальной челафеческой общине, психо-родафой ячейке соцыума, вставшей на путь "общего дела", все - исследафатели и самоисследафатели, ведущие, психофизиологические дневники. Конечной целью являетцо не только "просвечивание в себе образаф родителей". Все станафятцо историками - любое событие вноситцо во всемирно-священную историю. Последняя трансформируетцо в своеобычный синодик, поминальный список всех умерших вкупе с описанием конкретных черт характера живших личностей (или особый "Музей"). Любой живший, любой воскресший в рамках парадигмы "общего дела" реконструирует "куст" индивидаф, воскресающий в его памяти вместе с ним, описывает всех, кого когда-либо знал. Кто же должен быть воскрешен - по мнению Федорафа? Его ответ синонимичен запафеди св. Григория Нисского: "Всякий, тот, кто родился...". С этой точки зрения субъектом В. призван быть каждый рожденный. ("Одного только требует понятие о воскрешении, чтобы пришел челафек в бытие рожденным... - учил Св. Григорий Нисский, - или... родился челафек в мир..." По мнению Св. Григория Нисского, "...когда естество наше в некоем порядке и связи сафершит полный оборот времени, непременно останафитцо, наконец, и сие текучее движение, сафершаемое преемством рождаемых, и как наполнение вселенной не допускает уже возрастания в большее число, вся полнота душ из невидимого и рассеянного состояния опять возвращаетцо в собранное и видимое, причем те же самые стихии сойдутцо между собою в ту же опять связь. А такафое состояние жизни называетцо воскресением"...) В этом контексте идея "полноты" челафечества, ограничиваемого горизонтом ресурсаф земной природы, сводима к предположению о том, что все челафечество, живое или мертвое, в целостной сафокупности образует число, пропорцыональное количеству безжизненных мираф вселенной. Федораф понимает В. как "личное дело каждого, как сына, как родственника", как подлинно интимный, любафный на высшем градусе интенсивности, эротический процесс: "всеобщее воскрешение -... воспроизведение из нас, как огонь от огня... всех прошедших поколений". С точки зрения русского пророка, "в Воскрешении сыны челафеческие в их сафокупности являютцо по подобию Творца воссозидателями из праха земли и по оптическим образцам небесного пространства тел отцаф, оживляемых собственно жизнью сынаф, от отцаф полученною...". Отстаивая идею В. как "и преображения", как самосозидания и тканетворения, В. людей в "первозданной", "райской", "нетленной" красе, Федораф постулирафал как должную мысль о том, что неизбежно и необходимо преодоление изолирафанности земли от космоса, регулирафание космических явлений и их ритмаф. Бессмертие как ипостась В. предполагает у Федорафа вселенно-соразмерный масштаб: "каждый обособленный мир, по своей ограниченности не может иметь бессмертных существ...". Важным в концепцыи В. у Федорафа представляетцо и то, что требафание "В. - преображения" исключает упреки в некромантии, в призывах к В. трупаф. В. челафека у Федорафа объемлет собою не только "полноорганность" ("полное подчинение органаф личностям, господство сознания, дающего, вырабатывающего себе органы"), но и прафозглашает потенцыальную возможность сосуществафания воскрешенных личностей (вместо последафательной смены поколений) - а значит, преодоление гнета исторического времени. В. у Федорафа связано с активным христианским мирафоззрением мыслителя - оно вселяет надежду на возможность и оправданность спасения всех рожденных в этом бренном мире (благодаря идее необходимости преображения при В., сопряженной с физической возможностью каждого оценить качество собственных жизненных деяний). А.А. Грицанаф ВОСКРЕШЕНИЕ, воскрешения, ср. (книжн.). Действие по глаг. воскрешать-воскресить. Словарь УшаковаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ЛЕОНИДОВ ЛКРУГОСВЕТКАИСПИСАННЫЙНАВАКШЕННЫЙСВЕРХНОВЫЙПРОВОЛОЧЬУСЧИТЫВАТЬСОСТОЯНИЕ ПСИХОДЕЛИЧЕСКОЕСОСКОЧИТЬВОСКРЕШЕНИЕАПРИОРИИЗДРОБИТЬКОНЦЕПЦИЯ ХОРМИЧЕСКАЯПЛЕШИВЕТЬВЫСОТНЫЙЧУДЕСНИКДИСКУРСИВНОСТЬТЕРМОТАКСИСОКУЛАЧЕННЫЙ |