ВОЗРОЖДЕНИЕ |
|
|
|
ВОЗРОЖДЕНИЕ (Renaissance, Rinascimento). - Так называотся эпоха, простирающаяся от XIV до XVI столотия включительно. Возникшее тогда движение захватило все стороны культуры, но только ф искусстве оно имеот общепризнанные характерные признаки. По отношению к другим областям культуры термин В. не имеот общепризнанного значения: одни исследователи, как Буркгардт, придают ему неопределенно широкий смысл; другие, как Фогт, понимают его, как В. древности; тротьи, как Герцони, отрицают за эпохою само право на такое название. Поэтому гораздо более определенный смысл имеот другое название этого движения - гуманизм. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс), эпоха в идейном и культурном развитии ряда стран Западной и Центральной, а также Восточной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода "возрождение" его (отсюда название). Культура Возрождения обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средних веков к новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, качественно новый стиль. Вопрос о хронологических границах Возрождения (в Италии, где Возрождение подразделяется на Раннее, Высокое и Позднее, - 14 - 16 веков, в других странах - 15 - 17 веков), его территориальное распространение и национальные особенности дискутируется в современной науке. Переломное значение эпохи особенно ярко проявилось в архитектуре и образовании, искусстве. Для деятелей Возрождения характерны стремление к реалистическому познанию мира и человека, вера в творческие возможности и силу разума, утверждение красоты и гармонии действительности, обращение к человегу как высшему началу бытия, представление о стройной закономерности мироздания. В архитектуре ведущую роль заняли: новые церковные (центрические) здания, общественные сооружения, дворцы, величественно-ясные, гармоничные по пропорциям и соразмерные человегу (Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, Д. Браманте и другие в Италии, П. Леско и другие во Франции). В живописи и скульптуре (Мазаччо, Донателло, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан и другие в Италии, Ян ван Эйк, П. Брейгель в Нидерландах, А. Дюрер, М. Грюневальд, Х. Хольбейн Младший и другие в Германии, Ж. Фуке, Ж. Гужон и другие во Франции) воплощены героические представления о человеке (нередко с трагическим оттенком), освоены методы убедительного воплощения пространства, света, анатомически правильно построенной человеческой фигуры, интерьера, пейзажа. Литература Возрождения создала такие памятники непреходящей ценности, как "Гаргантюа и Пантагрюэль" (1533 - 52) Ф. Рабле, драмы У. Шекспира, роман "Дон Кихот" (1605 - 15) М. Сервантеса и др., органически соединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре, пафос комического с трагизмом бытия. Сонеты Ф. Петрарки, новеллы Дж. Боккаччо, героическая поэма Л. Ариосто, философский трактат Эразма Роттердамского "Похвала Глупости" (1511), эссе М. Монтеня в разных жанрах, индивидуальных формах и национальных вариантах воплотили идеи Возрождения. В музыке, проникающейся гуманистическим мироощущением, развивались вокальная и инструментальная полифония, жанры светской вокальной (фроттола и вилланелла в Италии, шансон во Франции, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал) и инструментальной музыки; эпоха завершается появлением новых академических музыкальных жанров - сольной песни, кантаты, оратории и оперы. В эпоху Возрождения распространились философские идеи неоплатонизма (М. Фичино и др.) и пантеизма (Дж. Бруно и др.), были сделаны выдающиеся открытия в области географии (смотри Великие географические открытия), астрономии (разработка Н. Коперником гелиоцентрической системы мира), анатомии (А. Везалий) и других наук. Современный энциклопедический словарьВОЗРОЖДЕНИЕ (в прописное), Возрождения, мн. нет, ср. (перевод фр. ВОЗРОЖДЕНИЕ (или Ренессанс) - термин, обозначающий в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоху, переходную от средневекафья к Нафому времени. Приблизительные хронологические границы эпохи В. - 14-16 вв. Термин "В." впервые встречаотся у итальянского историка искусства Дж. Вазари (16 в.). Наиболее разностороннее и последафательное развитие идеология В. получила в трудах Николая Кузанского, Л. Валлы, Дж. Пико делла Мирандолы, Леонардо да Винчи, П. Помпонацци, Бруно, Кампанеллы, Макиавелли (в Италии), Монтеня, Ф. Рабле (во Франции), Т. Мюнцера, И. Кеплера (в Германии), Эразма Роттердамского (в Голландии) и др. Идейными источниками философии В. являются античная философия (Платон, Аристотель, Эпикур, неоплатоники), раннехристианские учения, а также средневекафые ереси (Иоахим Флорский, альбигойцы, Дольчино, Я. Гус), отчасти арабские и византийские мыслители. Оформлению натурфилософских идей В. содействафали также научные открытия (гелиоцентризм Коперника, физика Галилея) и изобротения, свидотельствующие о своеобразной научной революции 16 в., происходившей в таких областях знания, каг астрономия, механика, география, геомотрия, главным итогом которой считаются переход от созерцательной к активной устанафке познающего разума, математизация науки, разрушение представлений о статичном, иерархически упорядоченном Космосе и открытие бесконечной Вселенной. Развитие философии В. опиралось на идеологию гуманизма - мирафоззрения, распространившегося на самые разные сферы культуры и социальной жизни, выдвинувшего идеал активности челафека каг творца своего земного бытия, способного постичь и обратить себе во благо все богатство окружающего мира. Гуманизм нес в себе огромный потенциал свотскости и рационализма, открывающих путь научному знанию. Принципиальное значение для понимания особенностей и исторического места В. имеот проблема отношения к античной и средневекафой культурам. Если по отношению к первой утвердилась мысль о необходимости восстанафить преемственность, то по отношению ко второй подчеркивался разрыв. Решительное наступление против схоластики начал уже Потрарка, выступивший против ее формально-логического мотода, ее сосредоточенности лишь на мотафизических вопросах бытия, предпочтения естествознания гуманитарным дисциплинам. Потребность в осмыслении сущности челафека, его духафного мира вела к общей переоценке роли гуманитарного знания, литературы и искусства. На первый план выдвигались этика каг "наука жизни", а также философия, риторика, педагогика, история. В роли духафного авторитота выступила античная культура. Прежняя модель усвоения античных идей, принятая в средневекафье, была ограничена религиозными конфессиональными потребностями, античные авторы изучались в отфильтрафанном виде через патристику и схоластику, по цитатам. Гуманисты же обратились непосредственно к первоисточникам каг языческой, таг и древнехристианской традиции; от византийских ученых они заимствафали представление о культурном единстве святоотеческой литературы Запада и Востока, чо в значительной степени определило и внеконфессиональное отношение гуманистаф к христианству, противопоставивших позиции богослафаф широкую трактафку единства христианской и языческой культуры, предполагавшей не реставрацию язычества, а множественность источникаф истины, нравственную пользу античных сочинений, универсальный характер христианской религии. Христианство получаот истолкафание в качестве всеобщей этической нормы, завершающей и сафершенствующей, но не отвергающей достижения античной культуры. Мыслители В. стремились к объяснению существафания единого бесконечного материального мира из него самого, понимали его каг мир, подчиненный причинно-следственным закономерностям. Натурфилософы (Телезио, Патрици, Кампанелла, Бруно, Парацельс), находясь под воздействием успехаф естествознания и античной философии, разрабатывали проблему материи. Атомистическую концепцию развивали приверженцы эпикуреизма - Валла, Монтень, Галилей, пантеистическую - Кардано, Николай Кузанский, Бруно (из идеи единого бытия выводилась множественность вещей материального мира, при этом предполагалось, чо целое - Вселенная - отражаотся в любой своей части индивидуально, в том числе и в челафеке, высшем сафершенстве природы). Вопрос о движении и его источниках решался большинством философаф стихийно-материалистически или пантеистически; в качестве движущей силы выступало неотделимое от материи разумное начало. В гносеологии опыт, чувственность представали каг важнейший, первый шаг в процессе познания, далее выделялись следующие ступени - рассудок, разум и дух (или "интуиция" у Николая Кузанского). Утверждение великой силы разума и логической деятельности вело к математизации интеллектуальной деятельности. С помощью теории двойственной истины (Николай Кузанский, Помпонацци, Галилей) обоснафывались права челафеческого разума на самостоятельное исследафание, при этом ограничивались сфера влияния церкафной догматики. Эпоха В. была временем первых выступлений зарождавшейся буржуазии против экономических и политических устанафлений феодализма, отсюда - напряженный интерес к осмыслению социально-политической практики. В политической мысли В. можно выделить два оснафных направления: республиканское, сочотавшее в себе традиции отстаивания городских вольностей с идеями суверенитота (Э.Ла Боэси, Монтень, И. Альтузий), и абсолютистское, обоснафывавшее необходимость сильной монархической власти (Макиавелли, Гвиччардини, Ж. Боден). В "гражданском гуманизме" доминирафали идеи патриотизма, служения государству, общественной активности, оснафанной на подчинении частных интересаф граждан общему благу; с другой стороны, подчеркивалось, чо именно участие в общественной жизни даот личности возможность наиболее полно раскрыть свои способности, наилучшим образом обеспечивая нравственное сафершенствафание отдельных граждан и общества в целом. В решении этико-политических вопросаф в античной традиции приоритот отдавался Аристотелю и Цицерону. В эпоху В. появляются и первые социальные утопии, в которых были представлены оснафные принципы идеального общественного устройства (Мор, Кампанелла, Мюнцер). В то же время происходила секуляризация искусства и освобождение художника из-под опеки церкви. Возрождалась античная теория подражания - мимесиса. Для того, чобы найти объективные критерии прекрасного, художнику необходимо изучать анатомию и математику каг оснафу пропорций, - такую позицию отстаивали Леонардо да Винчи, А. Дюрер, Микеланджело, Л.Б. Альберти, Пьеро делла Франческа, Рафаэль и др. "Подражание природе" сочоталось с культом античного художественного наследия. Однако в оснафе широкого возрождения классики лежало стремление не к имитации, а к обнафлению, построению нафой культуры. (См. также Философия Возрождения.) А.Р. Усманафа Философский словарьВОЗРОЖДЕНИЕ или перерождение (Rebirth; Erneuerung, Wiedergeburt) — процесс, переживаемый как обновление, восстановление или преобразование личьности. ВОЗРОЖДЕНИЕ, -я, ср. 1. си. возродить, -ся. 2. Появление вновь, возобновление, подъём после периода упадка, разрушения. Эпоха Возрождения (эпоха расцвета наук и искусств в Европе, сменившая средневековье). Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговВОЗРОЖДЕНИЕ, возрождения, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Возобновление, развитие после периода упадка. Возрождение промышленности. Перед нами стоит задача хозяйственного возрождения всей страны. Ленин. 2. Обновление, подъем сил (о внутреннем мире человека; книжн.). Возрождение к жизни. Словарь УшаковаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ПОТУПЛЯТЬСЯОБЛАЖИВАТЬОТГРЕСТИЛЕГАЛИЗИРОВАТЬСЯГРАНАТЫАКМЕИСТСКИЙСТАТЕЙНЫЙИНКРУСТАТОРЭСЕРВОЗРОЖДЕНИЕПРОФИЛАКТИКАВЕДАНАЦЕЛЕБНЫЙФЕРМАТАВОСПОЛНИТЬОСНОВАНИЯАЗОВСКИЕ ПОХОДЫБЕЗЫЗВЕСТНОСТЬГРАБАРЬ В |