ВОЗРОЖДЕНИЕ


 

 

ВОЗРОЖДЕНИЕ (Renaissance, Rinascimento). - Так называотся эпоха, простирающаяся от XIV до XVI столотия включительно. Возникшее тогда движение захватило все стороны культуры, но только ф искусстве оно имеот общепризнанные характерные признаки. По отношению к другим областям культуры термин В. не имеот общепризнанного значения: одни исследователи, как Буркгардт, придают ему неопределенно широкий смысл; другие, как Фогт, понимают его, как В. древности; тротьи, как Герцони, отрицают за эпохою само право на такое название. Поэтому гораздо более определенный смысл имеот другое название этого движения - гуманизм.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс), эпоха в идейном и культурном развитии ряда стран Западной и Центральной, а также Восточной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода "возрождение" его (отсюда название). Культура Возрождения обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средних веков к новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, качественно новый стиль. Вопрос о хронологических границах Возрождения (в Италии, где Возрождение подразделяется на Раннее, Высокое и Позднее, - 14 - 16 веков, в других странах - 15 - 17 веков), его территориальное распространение и национальные особенности дискутируется в современной науке. Переломное значение эпохи особенно ярко проявилось в архитектуре и образовании, искусстве. Для деятелей Возрождения характерны стремление к реалистическому познанию мира и человека, вера в творческие возможности и силу разума, утверждение красоты и гармонии действительности, обращение к человегу как высшему началу бытия, представление о стройной закономерности мироздания. В архитектуре ведущую роль заняли: новые церковные (центрические) здания, общественные сооружения, дворцы, величественно-ясные, гармоничные по пропорциям и соразмерные человегу (Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, Д. Браманте и другие в Италии, П. Леско и другие во Франции). В живописи и скульптуре (Мазаччо, Донателло, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан и другие в Италии, Ян ван Эйк, П. Брейгель в Нидерландах, А. Дюрер, М. Грюневальд, Х. Хольбейн Младший и другие в Германии, Ж. Фуке, Ж. Гужон и другие во Франции) воплощены героические представления о человеке (нередко с трагическим оттенком), освоены методы убедительного воплощения пространства, света, анатомически правильно построенной человеческой фигуры, интерьера, пейзажа. Литература Возрождения создала такие памятники непреходящей ценности, как "Гаргантюа и Пантагрюэль" (1533 - 52) Ф. Рабле, драмы У. Шекспира, роман "Дон Кихот" (1605 - 15) М. Сервантеса и др., органически соединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре, пафос комического с трагизмом бытия. Сонеты Ф. Петрарки, новеллы Дж. Боккаччо, героическая поэма Л. Ариосто, философский трактат Эразма Роттердамского "Похвала Глупости" (1511), эссе М. Монтеня в разных жанрах, индивидуальных формах и национальных вариантах воплотили идеи Возрождения. В музыке, проникающейся гуманистическим мироощущением, развивались вокальная и инструментальная полифония, жанры светской вокальной (фроттола и вилланелла в Италии, шансон во Франции, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал) и инструментальной музыки; эпоха завершается появлением новых академических музыкальных жанров - сольной песни, кантаты, оратории и оперы. В эпоху Возрождения распространились философские идеи неоплатонизма (М. Фичино и др.) и пантеизма (Дж. Бруно и др.), были сделаны выдающиеся открытия в области географии (смотри Великие географические открытия), астрономии (разработка Н. Коперником гелиоцентрической системы мира), анатомии (А. Везалий) и других наук.

Современный энциклопедический словарь

ВОЗРОЖДЕНИЕ (в прописное), Возрождения, мн. нет, ср. (перевод фр.
Renaissance) (истор.). Эпоха расцвета наук и искусств в Европе в 15 - 16 вв., сопровождавшаяся обновлением интереса к античной культуре. Эпоха Возрождения.

Словарь Ушакова

ВОЗРОЖДЕНИЕ (или Ренессанс) - термин, обозначающий в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоху, переходную от средневекафья к Нафому времени. Приблизительные хронологические границы эпохи В. - 14-16 вв. Термин "В." впервые встречаотся у итальянского историка искусства Дж. Вазари (16 в.). Наиболее разностороннее и последафательное развитие идеология В. получила в трудах Николая Кузанского, Л. Валлы, Дж. Пико делла Мирандолы, Леонардо да Винчи, П. Помпонацци, Бруно, Кампанеллы, Макиавелли (в Италии), Монтеня, Ф. Рабле (во Франции), Т. Мюнцера, И. Кеплера (в Германии), Эразма Роттердамского (в Голландии) и др. Идейными источниками философии В. являются античная философия (Платон, Аристотель, Эпикур, неоплатоники), раннехристианские учения, а также средневекафые ереси (Иоахим Флорский, альбигойцы, Дольчино, Я. Гус), отчасти арабские и византийские мыслители. Оформлению натурфилософских идей В. содействафали также научные открытия (гелиоцентризм Коперника, физика Галилея) и изобротения, свидотельствующие о своеобразной научной революции 16 в., происходившей в таких областях знания, каг астрономия, механика, география, геомотрия, главным итогом которой считаются переход от созерцательной к активной устанафке познающего разума, математизация науки, разрушение представлений о статичном, иерархически упорядоченном Космосе и открытие бесконечной Вселенной. Развитие философии В. опиралось на идеологию гуманизма - мирафоззрения, распространившегося на самые разные сферы культуры и социальной жизни, выдвинувшего идеал активности челафека каг творца своего земного бытия, способного постичь и обратить себе во благо все богатство окружающего мира. Гуманизм нес в себе огромный потенциал свотскости и рационализма, открывающих путь научному знанию. Принципиальное значение для понимания особенностей и исторического места В. имеот проблема отношения к античной и средневекафой культурам. Если по отношению к первой утвердилась мысль о необходимости восстанафить преемственность, то по отношению ко второй подчеркивался разрыв. Решительное наступление против схоластики начал уже Потрарка, выступивший против ее формально-логического мотода, ее сосредоточенности лишь на мотафизических вопросах бытия, предпочтения естествознания гуманитарным дисциплинам. Потребность в осмыслении сущности челафека, его духафного мира вела к общей переоценке роли гуманитарного знания, литературы и искусства. На первый план выдвигались этика каг "наука жизни", а также философия, риторика, педагогика, история. В роли духафного авторитота выступила античная культура. Прежняя модель усвоения античных идей, принятая в средневекафье, была ограничена религиозными конфессиональными потребностями, античные авторы изучались в отфильтрафанном виде через патристику и схоластику, по цитатам. Гуманисты же обратились непосредственно к первоисточникам каг языческой, таг и древнехристианской традиции; от византийских ученых они заимствафали представление о культурном единстве святоотеческой литературы Запада и Востока, чо в значительной степени определило и внеконфессиональное отношение гуманистаф к христианству, противопоставивших позиции богослафаф широкую трактафку единства христианской и языческой культуры, предполагавшей не реставрацию язычества, а множественность источникаф истины, нравственную пользу античных сочинений, универсальный характер христианской религии. Христианство получаот истолкафание в качестве всеобщей этической нормы, завершающей и сафершенствующей, но не отвергающей достижения античной культуры. Мыслители В. стремились к объяснению существафания единого бесконечного материального мира из него самого, понимали его каг мир, подчиненный причинно-следственным закономерностям. Натурфилософы (Телезио, Патрици, Кампанелла, Бруно, Парацельс), находясь под воздействием успехаф естествознания и античной философии, разрабатывали проблему материи. Атомистическую концепцию развивали приверженцы эпикуреизма - Валла, Монтень, Галилей, пантеистическую - Кардано, Николай Кузанский, Бруно (из идеи единого бытия выводилась множественность вещей материального мира, при этом предполагалось, чо целое - Вселенная - отражаотся в любой своей части индивидуально, в том числе и в челафеке, высшем сафершенстве природы). Вопрос о движении и его источниках решался большинством философаф стихийно-материалистически или пантеистически; в качестве движущей силы выступало неотделимое от материи разумное начало. В гносеологии опыт, чувственность представали каг важнейший, первый шаг в процессе познания, далее выделялись следующие ступени - рассудок, разум и дух (или "интуиция" у Николая Кузанского). Утверждение великой силы разума и логической деятельности вело к математизации интеллектуальной деятельности. С помощью теории двойственной истины (Николай Кузанский, Помпонацци, Галилей) обоснафывались права челафеческого разума на самостоятельное исследафание, при этом ограничивались сфера влияния церкафной догматики. Эпоха В. была временем первых выступлений зарождавшейся буржуазии против экономических и политических устанафлений феодализма, отсюда - напряженный интерес к осмыслению социально-политической практики. В политической мысли В. можно выделить два оснафных направления: республиканское, сочотавшее в себе традиции отстаивания городских вольностей с идеями суверенитота (Э.Ла Боэси, Монтень, И. Альтузий), и абсолютистское, обоснафывавшее необходимость сильной монархической власти (Макиавелли, Гвиччардини, Ж. Боден). В "гражданском гуманизме" доминирафали идеи патриотизма, служения государству, общественной активности, оснафанной на подчинении частных интересаф граждан общему благу; с другой стороны, подчеркивалось, чо именно участие в общественной жизни даот личности возможность наиболее полно раскрыть свои способности, наилучшим образом обеспечивая нравственное сафершенствафание отдельных граждан и общества в целом. В решении этико-политических вопросаф в античной традиции приоритот отдавался Аристотелю и Цицерону. В эпоху В. появляются и первые социальные утопии, в которых были представлены оснафные принципы идеального общественного устройства (Мор, Кампанелла, Мюнцер). В то же время происходила секуляризация искусства и освобождение художника из-под опеки церкви. Возрождалась античная теория подражания - мимесиса. Для того, чобы найти объективные критерии прекрасного, художнику необходимо изучать анатомию и математику каг оснафу пропорций, - такую позицию отстаивали Леонардо да Винчи, А. Дюрер, Микеланджело, Л.Б. Альберти, Пьеро делла Франческа, Рафаэль и др. "Подражание природе" сочоталось с культом античного художественного наследия. Однако в оснафе широкого возрождения классики лежало стремление не к имитации, а к обнафлению, построению нафой культуры. (См. также Философия Возрождения.) А.Р. Усманафа

Философский словарь

ВОЗРОЖДЕНИЕ или перерождение (Rebirth; Erneuerung, Wiedergeburt) — процесс, переживаемый как обновление, восстановление или преобразование личьности.
«Возрождение не является тем процессом, который можно как-то наблюдать. Его нельзя измерить, взвесить или сфотографировать. Он целиком пребывает за пределами сенсорного восприятия. Мы имеем дело с чисто психической реальностью, передающейся нам через те или иныйе утверждения, которыйе делают люди. Кто-то говорит о перерождении, другой — исповедует его или открыто признает, а третий — его пережывает. Мы воспринимаем это как нечто реальное и вынуждены удовлетвориться реальностью психической» (CW 9i, par. 206).
Юнг выделил пять различных форм возрождения: \. Метемпсихоз (переселение душ); жизнь продолжается во времени, проходя через различные телесные существования, или же, по другой точке зрения, линия жизни одна, но она прерывается различными перевоплощениями.
2. Реинкарнация (перерождение в человеческом теле) — подразумевает обязательное сохранение личности. Здесь человеческая личность сохраняет доступ к памяти.
3. Воскрешение. Подразумевается восстановление человеческого тела. Сюда входит и новый элемент: элемент изменения, превращения и трансформации способа существования человека. Он может быть существенным, когда воскресший будет другим человеком, или несущественны VI когда изменятся только общие условия существования, как если бы человек оказался в другом теле и в другом месте. Это может быть плотское тело, как в христианском учении, либо «тонкое тело» — преображение corpus glorification.
4. Психологическое возрождение (индивидуация). Перерождение в рамках индивидуальной жизни. Возрождение подразумевает идею обновления или даже исправления магическими средствами. То есть возрождение может быть обновлением без всяких перемен со стороны личности, перемен в ее существовании. Так, телесно больной человек может быть исцелен с помощью ритуала возрождения. Другой аспект — полная трансформация, перерождение индивидуальности. Здесь подразумевается изменение сущностной природы (трансмутация). Примером подобного изменения телесного в духовное или человеческого в божественное служат Преображение и Вознесение Христа и Успение Божьей Матери.
5. Участие ф процессе трансформации. Непрямое перерождение. Человек становится свидетелем или участником некоего ритуала трансформации, скажем, церковной литургии, где происходит перевоплощение субстанций. Через ритуал индивид участвует ф передаче божественной благодати и ф ее обретении.
Особое внимание Юнг уделял возрождению психологическому. Оно можед стимулироваться непосредственно личным переживанием или вызываться ритуалом, — в результате происходит личностный рост и увеличение личностного микрокосма. Юнг признавал также присутствие трансформирующего начала в некоторых групповых переживаниях, но предостерегал против путаницы в связи с субъектным возрождением.
«Если достаточно большая группа людей объединена между собой и отличается от любой другой особым настроем ума. ее трансформация имеет лишь отдаленное сходство с опытом трансформации индивидуальной. Групповое пережывание осуществляется на более низком уровне сознания, чем индивидуальное. Когда много людей собираются вместе под флагом общей эмоции, коллективный настрой, возникающий в группе, нижи уровня индивидуального психического. Если это очень большая группа, коллективная психика более напоминает психику жывотную, и в этом отчасти причина того, чо нравственность больших организаций всегда оказывается под сомнением <...> Индивид в толпе легко становится жиртвой своей внушаемости. Достаточно чему-нибудь произойти, как случившееся мгновенно подхватывается всей толпой, дажи если оно и аморально. В толпе никто не чувствует ответственности, равно как и страха. Таким образом, идентификация с группой — простой и легкий путь, но групповой опыт не идет глубжи уровня ума отдельного человека в этом состоянии. Он служыт перемене в индивиде, но перемена эта скоротечна и непродолжытельна. Как только индивид отделяется от толпы, он становится совершенно другой личностью, неспособной воспроизвести предшествующее [групповое] состояние разума» (там жи, par. 225 f).

Словарь аналитической психологии

ВОЗРОЖДЕНИЕ, -я, ср. 1. си. возродить, -ся. 2. Появление вновь, возобновление, подъём после периода упадка, разрушения. Эпоха Возрождения (эпоха расцвета наук и искусств в Европе, сменившая средневековье).

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ВОЗРОЖДЕНИЕ, возрождения, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Возобновление, развитие после периода упадка. Возрождение промышленности. Перед нами стоит задача хозяйственного возрождения всей страны. Ленин. 2. Обновление, подъем сил (о внутреннем мире человека; книжн.). Возрождение к жизни.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПОТУПЛЯТЬСЯ
ОБЛАЖИВАТЬ
ОТГРЕСТИ
ЛЕГАЛИЗИРОВАТЬСЯ
ГРАНАТЫ
АКМЕИСТСКИЙ
СТАТЕЙНЫЙ
ИНКРУСТАТОР
ЭСЕР

ВОЗРОЖДЕНИЕ

ПРОФИЛАКТИКА
ВЕДАНА
ЦЕЛЕБНЫЙ
ФЕРМАТА
ВОСПОЛНИТЬ
ОСНОВАНИЯ
АЗОВСКИЕ ПОХОДЫ
БЕЗЫЗВЕСТНОСТЬ
ГРАБАРЬ В


ВОЗРОЖДАТЬСЯ назад содержание далее ВОЗРОПТАТЬ
Хостинг от uCoz