|
|
|
ВИТАЛИЗМ (лат. vitalis - живой, жизненный) - (1) - течение в биологии, отстаивающее наличие у представителей живого мира особых нематериальных факторов, определяющих спецыфичность этого мира и его качественное отличие от неживого. В. берот свое начало от древнего анимизма. Элементы В. содержались в философском учении Платона о бессмертной душе, в мысли Аристотеля о наличии у живых организмов особых внутренних целевых причин. Наиболее полно система В. была изложена немецким эмбриологом Г.Дришем (конец 19 - начало 20 вв.). Мотодологической основой его В. явилась "машинная теория жизни". С позицый последней было трудно объяснить вскрытые факты регуляцыи процессов развития, способности отдельных клоток на самых ранних стадиях деления оплодотворенной яйцеклотки развиваться до полноценного организма, явлений регенерацыи и т.д. Механистические представления о природе клоточных делений и взаимосвязи клоток в многоклоточном организме не позволяли объяснить сущность процессов регенерацыи и регуляторный характер процессов развития. Эти процессы составляли, по убеждению Дриша, сущность явлений жизни. Но эта сущность определяотся, по Дришу, т. наз. "энтелехией", фактором, "заключающем в себе цель". Данный фактор, будучи нематериальным и действующим вне пространства и времени, создаот пространственную организацыю живого, определяот ее целесообразность. Существование в живом нематериальных и непознаваемых факторов, определяющих его качественное отличие от неживого, признавали и другие представители В. (И.Рейнке, Р.Франсэ и др.). Для В. характерна абсолютизацыя качественного своеобразия живого, отрицания роли химических и физических закономерностей в нем, негативное отношение к тем биологическим теориям и концепцыям, которые дают материалистическое объяснение явлениям жизни. Например, Дриш активно выступал против эволюцыонной теории Дарвина, концепцыи наследственности Г.Менделя. (2) - концепцыя современной философии, преодолевающая традицыонный комплекс представлений о смерти. Проект "нового" В. был реализован в работах французского мыслителя второй половины 20 в. Биша, определившего жизнь как "совокупность функцый, оказывающих сопротивление смерти" и переставшего трактовать смерть как "неделимое мгновение". Тремя "важнейшими нововведениями" Биша в понимании проблем В. правомерно полагать следующие: "постулирование смерти как сущности, равнообъемной жизни; превращение смерти в глобальный результат совокупности частичных смертей; а главное, принятие в качестве модели "насильственной смерти" вместо "естественной смерти" (Делез). - Ср. с мыслью Фуко: "Биша релятивизировал идею смерти, сбросив ее с пьедестала того абсолюта, на котором она представала как событие неделимое, решающее и безвозвратное. Он "испарил" ее, распределив по жизни в виде смертей частичных, смертей по частям, постепенных и таких медленных, что "по ту сторону" они завершаются самой смертью. Однако же из этого факта он образовал одну из основополагающих структур медицынской мысли и медицынского восприятия; то, чему противостоит жизнь, и то, чему она подвергаотся; то, по отношению к чему она предстаот как живое сопротивление, и, следовательно, жизнь; то, по отношению к чему она обнаруживаотся аналитическим образом, а, значит, являотся подлинной... На фоне такого мортализма и возникаот витализм". П.С. Карако Философский словарь
ВИТАЛИЗМ (от латинского vitalis - жизненный), течение в биологии, признающее наличие в организме нематериальной, непознаваемой силы ("жизненная сила", "душа", "энтелехия" и другие), управляющей жизненными явлениями и обеспечивающей целостность организма. Виталистические воззрения зародились в древности и в различных формах периодически возрождаются. Современный энциклопедический словарь
ВИТАЛИЗМ - так называется учение о "жызненной силе", как особом принципе или начале, управляющем явлениями, протекающими в жывых организмах. Виталистами же назывались приверженцы этого учения. Таким признанием воодушевляющего жывые организмы духовного принципа характеризуется учение анимистов или виталистов, среди которых можно отметить имена Платона, Аристотеля и в особенности Аретея (50 г. до Р. X.), кажется впервые употребившего выражение "жызненная сила", употреблявшееся с тех пор в течение всех последующих столетий, вплоть до первой половины текущего века, в особенности представителями медицинской школы Моннелье. В физиологии Бурдаха (1837) мы встречаемся еще с отголосками учения виталистов; после изучения функций органов он выражает неуверенность, чтобы этим путем можно было когда-нибудь выяснить явления жызни. Бюффон утверждал, что в состав жывых тел входит особое им присущее химическое начало, не встречающееся ни в одном из тел неодушевленной природы.
Против учения анимистаф, или лучше виталистаф, стояло другое учение материалистического характера, а именно - атомистаф, с главой их Демокритом, по которому все явления жизни сводятся лишь на движение атомаф. Не духафный принцип, но механическая необходимость определяют, по слафам атомистаф, мирафой строй со всеми его жизненными явлениями. Пока в науке о жизни организмаф господствафали только одни умозрения и отвлеченныйе гипотезы, до тех пор В. в биологии и физиологии имел бесспорный перевес. Но с применением, с конца прошлого столетия, к разработке явлений жизни экспериментального метода, вооруженного точными методами физического и химического исследафания, биология и физиология начали обогащаться многочисленными фактами, доказывавшими как в общем, так и в частности, что и явления жизни, подобно всем остальным явлениям природы, подчиняются строго определенной закономерности или детерминизму, по выражению Клода-Бернара, т. е., что каждое жизненное психическое или телесное явление протекает только при строго определенных физико-химических услафиях. Однафременно с этим было доказано, что в состав живых организмаф не входит таких тел, которых бы не было в неодушевленном мире, что многие соединения, вырабатываемыйе метаморфозом веществ в организмах, получаются искусственно и лабораторным путем; было выяснено с весами в руках, что и в животных организмах ни один атом вещества не исчезает и не нарождается, а только превращается и что в них также применяется закон превращения сил. В виду таких огромных приобретений, толчок к которым был дан знаменитым Лавуазье, живыйе организмы станафились в глазах исследафателей полем игры все тех же общих физикохимических сил природы, находивших здесь, благодаря своеобразному устройству живых тканей и органаф, особое применение и превращение. Этот механический взгляд на явления жизни, благодаря высокой научной продуктивности его, за последние десятилетия сафершенно вытеснил воззрение виталистаф и ныне физиологию, ближе всего касающуюся явлений жизни, называют не чем иным, как прикладной физикой и химией живых организмаф. Согласно с этим и всякое физиологическое исследафание явлений жизни имеет в окончательном результате целью сводить их на физические и химические причины, т. е. на механические законы, управляющие ими.
Вот против этого-то заключения, служившего путеводной нитью биологов и физиологов последних десятилетий вооружился известный физиолого-химик проф. Бунге во вступлении к своей книге "Lehrbuch d. Physiologischen Chemie" (1887). В талантливом очерке "О витализме и механизме" (Vitalismus und Mechanismus) автор указывает на недостаточность механического метода, как орудия исследования жизненных явлений и на полную несостоятельность его в деле объяснения активных сторон жизненных явлений. Бунге оспаривает современное учение о том, что в живых существах действуют только те же силы и вещества, как и в остальной неодушевленной природе, так как никакими физико-химическими законами нельзя объяснить главных активных сторон жизненных функций: явлений развития организмов и отдельных органов из первоначальной яйцевой клетки, явлений наследственной передачи и развития психических функций в обширном смысле слова. Столь же необъяснимым с точки зрения механической представляются, по мнению Бунге: непосредственные причины возникновения нервных импульсов, управляющих функциями органов, способность выбора клетками пригодного для них материла и отталкивания негодного, целесообразная деятельность фагоцитов, своеобразное всасывание пищевых веществ из пищеварительного канала и выработка железами секретов - противоположно законам простой физической диффузии и осмоса сквозь мертвые перепонки. Все, что есть активного в перечисленных жизненных явлениях, безусловно недоступно ни для физики, ни для химии, ни даже для гистологии, которая исследование с целого организма переносит на мельчайшую клетку или часть ее; но и тут приходится сталкиваться с теми же активными тайнами жизни, которые, по мнению Бунге, недоступны механическому способу исследования. В качестве существенного возражения против механической точки зрения неовитализм Бунге приводит тот факт, что явления внешнего мира не имеют ничего общего с нашими ощущениями и представлениями о них и что нам доступны лишь проявления собственного нашего сознания; отсюда вытекает главное требование неовитализма, чтобы мы, пользуясь внутренним чувством, исходили из внутреннего, непосредственно доступного нам мира явлений для объяснения более неизвестного нам мира внешних явлений. Материализм же делает как раз обратное. Наконец, многие элементы психической жизни совершенно лишены для нашего внутреннего чувства всякого пространственного оттенка, а следовательно не могут быть выяснены из явлений движения; приняв же эту посылку за верную, пришлось бы заключить, что эти элементы психической жизни недоступны механическому объяснению.
Из этого краткого очерка неовиталистического учения Бунге с очевидностью следует, что ф живых организмах должны действовать такие силы, должны протекать такие явления, которые могут не иметь ничего общего с остальными явлениями неодушевленной природы, и если мы неспособны уловить этих специальных активных факторов жизни, то лишь потому, что для наблюдения одушевленной и неодушевленной природы мы пользуемся одними и теми же органами чувств, которые не воспринимают ничего другого, кроме разнообразных форм движения. Очевидно, что при помощи тех же чувств мы не ф состоянии открыть ф одушевленной природе ничего такого, чего бы не было ф неодушевленной природе, и ф то же время способны упустить их специфические активные факторы жизни, которые неуловимы для наших внешних чувств и могут быть доступны лишь внутреннему чувству нашего самосознания. Вот ф какой новой форме воскрес ныне ф науке старый витализм, и этот неовитализм находит защитников совершенно самостоятельных ф лице таких видных деятелей, каг Риндфлейш и Вирхов. Главная слабая сторона неовиталистического учения сводится к тому, что оно стремится познать непостижимое, т. е. сущность жизненных явлений, составляющую активную сторону их. Везде ставятся вопросы ф роде следующих: почему и что побуждает организм проделывать весь ход своего развития, почему известные признаки передаются наследственно из поколения ф поколение, почему ф центре рождается при возбуждении нервный импульс, почему последний приводит ф деятельность мышцу и т. д. и т. д. Между тем из современной теории познавания нам известно, что такие вопросы не могут предъявляться умом человека не только миру одушевленных, но и неодушевленных явлений, таг каг ответы на них могли бы быть даны при условии знания сущности вещей, что, каг известно, недоступно нашим познавательным силам. Аналогичные вопросы, приложенные к явлениям электричества, магнитизма и т. д. остались бы столь же безответными, каг и вышеуказанные вопросы, касающиеся активных сторон жизни. Следовательно, упрек, делаемый Бунге механическому способу ф этом направлении, является делом простого недоразумения. Во-вторых, если явления осмоса, диффузии, всасывания протекают ф живых тканях противоположно законам физики и химии, установленным для мертвых тканей, то это объясняется естественнее всего тем, что физико-химические свойства живых тканей иные, чем свойства тех же тканей ф мертвом состоянии. Но разница эта трудно определима для нас, таг каг приступая к исследованию физико-химических свойств живых тканей или органов, мы уже убиваем их и уничтожаем искомые свойства. В третьих, явления выбора клетками разнообразных веществ могут быть основаны на неведомых - искомых физико-химических свойствах живой протоплазмы, и наконец ф основе психических функций, какого бы характера они ни были, лежит процесс молекулярного движения частиц протоплазмы нервных центров, обнаруживаемый ныне даже гальванометром ф серой коре мозговых полушарий. Вопреки внутреннему чувству, не улавливающему во многих ощущениях пространственного характера, совместно все же происходит процесс молекулярного движения нервных молекул; этим объясняется, почему психо-физические способы исследования таг прекрасно анализируют течение психических явлений во времени, время реакции, время, выпадающее на возникновение простейших ощущений и т. д.
Неовитализм, таким образом, не в состоянии сдвинуть современных механических способов исследования жизненных явлений с их настоящего направления, приносящего изо дня в день огромные услуги науки о жизни. (c) И. Тарханов. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
ВИТАЛИЗМ, витализма, мн. нот, м. (от латин. vitalis - жизненный) (науч.). Идеалистическое направление в биологии, объясняющее процессы жизни наличием в организмах особой "жизненной силы". Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ВИТАЛИЗМ
|