ВЕГЕТАРИАНСТВО


 

 

ВЕГЕТАРИАНСТВО (на средневековой латыни vegetabilis - растительный), система питания исключительно растительной либо молочно-растительной пищей. В медицине вегетарианский режим может применяться временно с лечебной или профилактической целью.

Современный энциклопедический словарь

ВЕГЕТАРИАНСТВО [рьйа], -а, ср. Питание только растительной или растительной и молочной пищей. II прил. вегетарианский, -айа, -ое. В. стол (без мйаса).

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ВЕГЕТАРИАНСТВО, вегетарианства, мн. нет, ср. (от ново-латин. vegetarius - растительный). Учение, считающее недопустимым употребление мясной пищи. || Неупотребление в пищу мяса.

Словарь Ушакова

ВЕГЕТАРИАНСТВО. - В половине нашего столетийа, в Англии (1847), а затем в Америке и на материке Европы возникли общества вегетарианцев, члены которых считают единственно естественною пищею человека продукты растений. Употребление вина и всйаких возбудительных средств ими также отвергаетсйа. Некоторые из этих обществ однако же допускают употребление йаиц, молока и вообще молочных скопов. Членов этих обществ называют вегетарианцами, а самое учение их вегетарианством (от латинск. Vegetare - произрастать). Не подлежит ни малейшему сомнению, что человек, питайась исключительно произведенийами растительного царства, может поддерживать свое существование, свои силы и здоровье в той же степени, как и при смешанном питании. Многие семена (чечевица, горох, бобы) содержат в себе белковых веществ, в коих особенно нуждаетсйа человек, столько же и даже больше, чем иные мйаса (в бараньем мйасе на 1000 частей - белковых веществ 220, в бычачьем - 173, а в чечевице - 264, в горохе - 223), но они перевариваютсйа человеком гораздо хуже, чем большинство мйас и других продуктов животных. Последнее вегетарианцы стараютсйа устранить с помощью приготовленийа пищи, что, без сомненийа, возможно. Они утверждают, что человек создан длйа питанийа исключительно растенийами, ссылайась в этом случае на Кювье, Гумбольта и другие высокие авторитеты. В этом виде такое утверждение неверно. Кювье говорит следующее: "человек приспособлен, по-видимому, к питанию преимущественно плодами, корнйами и другими сочными частйами растении". Таким образом, хлебные зерна тоже должны бы входить в состав его пищи, но "овладевши огнем" говорит тот же Кювье, "человек получил возможность питатьсйа всйакою пищею". При настойащих условийах наилучшею длйа человека пищею действительно следует считать пищу смешанную, растительноживотную, но статистика показывает, что только сравнительно малайа часть человечества имеют возможность питатьсйа смешанною пищею; рабочие классы повсюду волею или неволею суть вегетарианцы, доказывайа тем, что растительнайа пища способна поднйать каждую работу. Кроме того, доказано, что в Европе оказалось уже йавление, называемое экспекторациею и состойащее в уменьшении относительного числа скота. В Азии это йавление уже почти совершилось, особенно в наиболее культурных и населенных ее странах, а именно в Китае и Японии. Происходит это вследствие естественного увеличенийа населенийа и постепенного расширенийа земледелийа, а также фабричного и заводского производств. Таким образом волею или неволею человечество влечетсйа, в более или менее отдаленном будущем к вегетарианству. Соображайа все сказанное, приходитсйа признать, что вегетарианство, несмотрйа на возраженийа многих докторов и физиологов, имеет вполне реальные основанийа, как научные, так и культурно-исторические. К числу научных данных в пользу вегетарианства необходимо еще присоединить доказательства, почерпнутые из сравненийа организации человека и ближайших к нему животных, а именно человекоподобных обезьйан (гориллы, оранга, шимпанзе и пр.). Противники вегетарианства, во что бы то ни стало, сравнивают зубную систему и органы пищеваренийа человека с зубами и пищев. орг. не ближайших к человеку животных, а весьма от него далеких, напр., свиньи, зубы и пищеварительный орг. которой, впрочем, вовсе и не сходны с человеческими. Что же касаетсйа до человекоподобных обезьйан, то их зубнайа система и орг. пищев. поразительно сходны с человеческими. По всем же сведенийам имеющимсйа о назв. обезьйанах, они питаютсйа в диком состойании исключительно растительною пищею, преимущественно плодами. Поборники вегетарианства называют его часто учением о согласной с природою жизни (Naturgemasses Leben), проповедуйа не только воздержание от животной пищи, но и всйакую трезвость. Они указывают на слабую болезненность в своей среде, на опасное возбуждение страстей, вызываемое животною пищею, наркотиками, алкоголическими напитками и т.д. С этической точки зренийа, говорйат они, самое убиение животных длйа употребленийа в пищу их мйаса, представлйает нечто несогласное с природою человека.
Общества покровительства животным доказывают, что культурные народы давно признают необходимость убиения животных за печальную необходимость. Общества эти стремятся сколь возможно более уменьшить, даже совершенно устранить страдания убиваемых или обреченных на работу животных. Вегетарианцы доходят в указанном отношении до крайности, осуществление которой в настоящее время не мыслимо; но в будущем человечество, силою вещей, все более и более будет приближаться к идеям вегетарианцев даже и относительно убиения животных, так как оно постепенно превратится из некрофагов - потребителей мертвечины (выражение вегетарианцев) в потребителей плодов и овощей. Антивегетарианцы, обсуждая вопрос о печальной необходимости убивать животных, доходят до другой крайности. Призывая на помощь учение о так называемой "борьбе за существование", они утверждают, что в этой борьбе, и только в ней, заключается залог прогресса, залог усовершенствования. Видя повсюду непрерывную битву всех против всех они готовы считать, что именно борьба поддерживает в природе здоровую, свежую жизнь, а мир производит болезненность и гниль. Правильная точка зрения, очевидно, лежит между приведенными крайностями, ибо человечество очевидно стремится к упразднению всякой борьбы в своей среде, усиливая в то же время свою борьбу с окружающими, общефизическими условиями. Итак, вегетарианцы не правы только в том отношении, что они полагают возможным осуществить свое учение в наше время, когда условия для этого мало благоприятны, что, впрочем, не только не вредно, но в высшей степени полезно, ибо они разрабатывают способы питания и вообще образа жизни, к которому человечество должно будет примкнуть неминуемо в более или менее далеком будущем.
Первое и самое знаменитое вегетарианское общество оснафано в Англии в 1847 году в Манчестере - это именно "The vegeterian society". Оно имеет разветвления по всей Великобритании и Северной Америке. Издает множество книг ради пропаганды своего учения и в том числе журнал: "The dietetic reformer and vegetarian messenger, the monthly Journal of the vagetarian Society". В Германии и Швейцарии также имеютцо свои вегетарианские общества. Они менее распространены в странах более южных: в Италии, Испании, где мясная пища вообще в гораздо меньшем употреблении, чем в Северной Европе. Во Франции, где собственно началась вегетарианская пропафедь, оно стало распространяться сравнительно недавно, так как и там мясная пища далеко не так распространена, как в более северных странах. В России хотя и имеютцо вегетарианцы, но общества еще нет. Учение это, однако же, все более и более распространяетцо, и число его адептаф, не считая народные массы, которые пафсюду держатцо растительной пищи, должно считать десятками тысяч. В Англии, Германии, Австрии и Швейцарии имеютцо специально для вегетарианцев приспособленные гостиницы (отели); в одном Лондоне до 30 и ресторанаф в Англии до 60. Такие же учреждения находятцо и в остальных среднеевропейских странах. Усилия вегетарианской кухни направлены к тому, чтобы придать растительной пище возможно большую питательность и удобафаримость. Обращаетцо внимание также на вкусность и разнообразие. В гостиницах стараютцо удафлетворить и остальным требафаниям вегетарианцев: обилию чистого воздуха, приспособлениям к физическим упражнениям и т. д. Литература вегетарианства весьма обширна. Одно манчестерское общество имеет в год до 50000 франкаф, употребляемых им преимущественно на издание книг. Приводим заглавия некоторых из этих изданий: Gleises, "Thalysia ou la nouvelle existence" (Париж, 1821, изд. 2, 1842, 3 части); Bonnegoy (du Vexin), "Le vegetarianisme ou le regime vegetarian rationnel" (Париж, 1891); "The vegetarian Society's Annual" (Манчест.); "Vegetarische Rundschau" (с 1881); Carlotta Schulz, "Vegetarisches Kochbuch" (Берлин, 1891); A. H. Бекетаф, "Питание челафека в настоящем и будущем" (Спб., 1879); A. Kingsford, "Die Pflanzennahrung bei den Menschen" (Лейпциг, 1891, перевод с английского доктора Адергольдта). (c) А. Бекетаф.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


АКЦЕПТОВАННЫЙ
МЕРТВИТЬ
ЛЖЕДМИТРИЙ
ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТЬ
ОТЕЛЬНЫЙ
ПОРОШКОВЫЙ
ОХОЛОДЕТЬ
ЗАПИРАТЬ
СЕКАНУТЬ

ВЕГЕТАРИАНСТВО

ПАТРОН
ПОЛУКРУЖИЕ
ИСКУСИТЕЛЬ
ПРОДЕЛКА
ПЛАКСИВЫЙ
В Х
ХРУСТНУТЬ
МЕТАМПСИХОЗ
ЛЕПРА


ВЕГЕТАРИАНСКИЙ назад содержание далее ВЕГЕТАРИАНСТВОВАТЬ
Хостинг от uCoz