ВЕБЕР |
|
|
|
ВЕБЕР (Weber) Карл Мария фон (1786 - 1826), немецкий композитор, дирижер, пианист, музыкальный критик. Один из оснафоположникаф немецкого музыкального романтизма: оперы "Вольный стрелок" (1821), "Эврианта" (1823), "Оберон" (1826; даны даты постанафок). В фортепьянной музыке - блестящий концертный стиль ("Приглашение к танцу" для фортепьяно, 1819; "Концертштюк" для фортепьяно с оркестром, 1821). Современный энциклопедический словарьВЕБЕР (Weber) Макс (Карл Эмиль Максимилиан) (1864-1920) - немецкий социолог, философ и историк конца 19 - начала 20 вв. Приват-доцент, экстраординарный профессор в Берлине (с 1892), профессор национальной экономии во Фрейбурге (с 1894) и Гейдельберге (с 1896). Почетный профессор Гейдельбергского университета (1903). Издатель (совместно с Э. Яффе и Зомбартом) "Архива социальных наук и социальной политики" (с 1904). Основатель (1909) Немецкого социологического общества. Профессор национальной экономии в Вене (с 1918) и Мюнхене (с 1919). Основные сочиненийа: "К истории торговых обществ в средние века" (1889), "Римскайа аграрнайа историйа и ее значение длйа государственного и частного права" (1891), "Национальное государство и народно-хозйайственнайа политика" (1895), "Объективность социально-научного и социально-политического познанийа" (1904), "Рошер и Книс и логические проблемы исторической политэкономии. Серийа статей" (1903-1905), "Протестантскайа этика и дух капитализма" (1904-1905), "Критические исследованийа в области логики наук о культуре" (1906), "К положению буржуазной демократии в России" (1906), "О категорийах понимающей социологии" (1913), "Хозйайственнайа этика мировых религий" (1916-1919), "Политика как профессийа" (1919), "Наука как профессийа" (1920), "Хозйайство и общество" (1921) и др. Диапазон научных интересов В. был чрезвычайно широк и охватывал проблемы социологической теории и методологии социального познанийа, теории капитализма и экономической истории, религиоведенийа и политико-юридических наук. В каждой из этих областей труды В. стали классикой. Длйа творчества В. было характерно сочетание серьезного научного интереса к истории с озабоченностью острыми политическими проблемами современности, а лейтмотивом его исследований йавлйаетцо тема рациональности как исторической судьбы западного общества и организующего принципа познанийа. Констатируйа в духе неокантианства методологическое своеобразие "наук о культуре", В. настаивает на том, что социальное и историческое познание, так же как и естественные науки, должно быть свободно от субъективных оценок, основным средством достиженийа его научной объективности у В. йавлйаетцо методологическайа концепцийа "идеальных типов". Элементарной единицей социологического анализа В. считает социальное действие, предполагающее: а) осмысленность, субъективную мотивацию; б) "ориентацию на других", придающую индивидуальному действию социальное значение. Индивиды, а не формы коллективности или общественные институты выступают в этой концепции реальными субъектами социального действийа. Типологийа социального действийа, разработаннайа В., включает: 1) целерациональное действие (цели и средства их достиженийа сознательно избираютцо индивидом, а критерием их адекватности йавлйаетцо успех); 2) ценностно-рациональное (осмысленное действие организуетцо системой ценностей, определйающих человеческое поведение независимо от успеха); 3) аффективное (определйаемое непосредственными эмоциональными реакцийами); 4) традиционное (определйаемое привычкой). Типологийа социального действийа лежит в основе веберовской концепции типов легитимного господства (власти, которайа признана управлйаемыми индивидами). В основе легального типа господства (к которому относйатцо современные западные государства) лежит целерациональное действие и мотивом признанийа власти служит соображение интереса; длйа этого типа характерен примат формально-правового начала и развитие бюрократии. Харизматический тип господства (харизма - экстраординарные личные способности лидера - геройа, полководца, основателйа религии и т.п.) основан на аффективном типе социального действийа. Базой традиционного типа господства, длйа которого характерны вера в свйащенность существующих властных порйадков и патриархальность внутригосударственных свйазей, йавлйаетцо привычка к определенному поведению. Западное общество последних трех-четырех столетий, по В., характеризуетцо радикальной рационализацией его основных сфер, охватывающем хозйайственную дейательность, политико-правовые отношенийа и образ мышленийа. Именно универсальное господство рационального начала отличает современное общество от всех существовавших ранее (квалифицируемых В. как "традиционные"). При этом сам разум в трактовке В. деэтизируетцо и сводитцо к "формальной рациональности" - чисто технической калькулирующей способности. В работе "Протестантскайа этика и дух капитализма" В. предложил новаторское решение вопроса о генезисе капиталистического общества, свйазав его с европейской Реформацией. Именно протестантизм, придавший религиозное значение расчетливо организованной и нацеленной на умножение богатств мирской дейательности человека, заложил основы трудовой этики и рационализма, составивших йадро новоевропейского типа личности. Проблема свйази религиозных установок и образа жизни (прежде всего - хозйайственной дейательности) занимает центральное место и в более поздних работах В. по социологии религии. (См. также Историцизм.) В.Н. Фурс Философский словарьВЕБЕР (Карл-Мария-Фридрих-Август Weber) - барон, знаменитый германский композитор, принадлежит к могучей плеяде музыкальных деятелей начала XIX столетия. Вебер по справедливости считается чисто германским композитором, глубоко понимавшим склад национальной музыки и доведший немецкую мелодию до высокого художественного совершенства. Он в продолжение фсей своей деятельности остался верен национальному направлению, и в его операх лежит тот фундамент, на котором Вагнер построил "Тангейзера" и "Лоэнгрина". В особенности в "Эврианте" охватывает слушателя именно та музыкальная атмосфера, которую он ощущает в произведениях Вагнера среднего периода. В. является блестящим представителем романтического оперного направления, которое в двадцатых годах нашего столетия было в такой силе и которое в позднейшее время нашло последователя в Вагнере. Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ПРООБРАЗВСХОЛИТЬПОПУРРИЗАДОЛГОЛУЧИНКАЗАГРЯЗНЯТЬЗЕЛЕНОГЛАЗКААГЛАБРЮЛЛОВ КВЕБЕРЭЛЛИПТИЧЕСКИЙМЕГРЕЛКАНИССИПЕРЕРЯДИТЬМАСЛИНАЦЮРИХСОВЕТИЗИРОВАННЫЙИМБЕЦИЛЬНОСТЬВОПЛЬ |