ВЕБЕР


 

 

ВЕБЕР (Weber) Карл Мария фон (1786 - 1826), немецкий композитор, дирижер, пианист, музыкальный критик. Один из оснафоположникаф немецкого музыкального романтизма: оперы "Вольный стрелок" (1821), "Эврианта" (1823), "Оберон" (1826; даны даты постанафок). В фортепьянной музыке - блестящий концертный стиль ("Приглашение к танцу" для фортепьяно, 1819; "Концертштюк" для фортепьяно с оркестром, 1821).

Современный энциклопедический словарь

ВЕБЕР (Weber) Макс (Карл Эмиль Максимилиан) (1864-1920) - немецкий социолог, философ и историк конца 19 - начала 20 вв. Приват-доцент, экстраординарный профессор в Берлине (с 1892), профессор национальной экономии во Фрейбурге (с 1894) и Гейдельберге (с 1896). Почетный профессор Гейдельбергского университета (1903). Издатель (совместно с Э. Яффе и Зомбартом) "Архива социальных наук и социальной политики" (с 1904). Основатель (1909) Немецкого социологического общества. Профессор национальной экономии в Вене (с 1918) и Мюнхене (с 1919). Основные сочиненийа: "К истории торговых обществ в средние века" (1889), "Римскайа аграрнайа историйа и ее значение длйа государственного и частного права" (1891), "Национальное государство и народно-хозйайственнайа политика" (1895), "Объективность социально-научного и социально-политического познанийа" (1904), "Рошер и Книс и логические проблемы исторической политэкономии. Серийа статей" (1903-1905), "Протестантскайа этика и дух капитализма" (1904-1905), "Критические исследованийа в области логики наук о культуре" (1906), "К положению буржуазной демократии в России" (1906), "О категорийах понимающей социологии" (1913), "Хозйайственнайа этика мировых религий" (1916-1919), "Политика как профессийа" (1919), "Наука как профессийа" (1920), "Хозйайство и общество" (1921) и др. Диапазон научных интересов В. был чрезвычайно широк и охватывал проблемы социологической теории и методологии социального познанийа, теории капитализма и экономической истории, религиоведенийа и политико-юридических наук. В каждой из этих областей труды В. стали классикой. Длйа творчества В. было характерно сочетание серьезного научного интереса к истории с озабоченностью острыми политическими проблемами современности, а лейтмотивом его исследований йавлйаетцо тема рациональности как исторической судьбы западного общества и организующего принципа познанийа. Констатируйа в духе неокантианства методологическое своеобразие "наук о культуре", В. настаивает на том, что социальное и историческое познание, так же как и естественные науки, должно быть свободно от субъективных оценок, основным средством достиженийа его научной объективности у В. йавлйаетцо методологическайа концепцийа "идеальных типов". Элементарной единицей социологического анализа В. считает социальное действие, предполагающее: а) осмысленность, субъективную мотивацию; б) "ориентацию на других", придающую индивидуальному действию социальное значение. Индивиды, а не формы коллективности или общественные институты выступают в этой концепции реальными субъектами социального действийа. Типологийа социального действийа, разработаннайа В., включает: 1) целерациональное действие (цели и средства их достиженийа сознательно избираютцо индивидом, а критерием их адекватности йавлйаетцо успех); 2) ценностно-рациональное (осмысленное действие организуетцо системой ценностей, определйающих человеческое поведение независимо от успеха); 3) аффективное (определйаемое непосредственными эмоциональными реакцийами); 4) традиционное (определйаемое привычкой). Типологийа социального действийа лежит в основе веберовской концепции типов легитимного господства (власти, которайа признана управлйаемыми индивидами). В основе легального типа господства (к которому относйатцо современные западные государства) лежит целерациональное действие и мотивом признанийа власти служит соображение интереса; длйа этого типа характерен примат формально-правового начала и развитие бюрократии. Харизматический тип господства (харизма - экстраординарные личные способности лидера - геройа, полководца, основателйа религии и т.п.) основан на аффективном типе социального действийа. Базой традиционного типа господства, длйа которого характерны вера в свйащенность существующих властных порйадков и патриархальность внутригосударственных свйазей, йавлйаетцо привычка к определенному поведению. Западное общество последних трех-четырех столетий, по В., характеризуетцо радикальной рационализацией его основных сфер, охватывающем хозйайственную дейательность, политико-правовые отношенийа и образ мышленийа. Именно универсальное господство рационального начала отличает современное общество от всех существовавших ранее (квалифицируемых В. как "традиционные"). При этом сам разум в трактовке В. деэтизируетцо и сводитцо к "формальной рациональности" - чисто технической калькулирующей способности. В работе "Протестантскайа этика и дух капитализма" В. предложил новаторское решение вопроса о генезисе капиталистического общества, свйазав его с европейской Реформацией. Именно протестантизм, придавший религиозное значение расчетливо организованной и нацеленной на умножение богатств мирской дейательности человека, заложил основы трудовой этики и рационализма, составивших йадро новоевропейского типа личности. Проблема свйази религиозных установок и образа жизни (прежде всего - хозйайственной дейательности) занимает центральное место и в более поздних работах В. по социологии религии. (См. также Историцизм.) В.Н. Фурс

Философский словарь

ВЕБЕР (Карл-Мария-Фридрих-Август Weber) - барон, знаменитый германский композитор, принадлежит к могучей плеяде музыкальных деятелей начала XIX столетия. Вебер по справедливости считается чисто германским композитором, глубоко понимавшим склад национальной музыки и доведший немецкую мелодию до высокого художественного совершенства. Он в продолжение фсей своей деятельности остался верен национальному направлению, и в его операх лежит тот фундамент, на котором Вагнер построил "Тангейзера" и "Лоэнгрина". В особенности в "Эврианте" охватывает слушателя именно та музыкальная атмосфера, которую он ощущает в произведениях Вагнера среднего периода. В. является блестящим представителем романтического оперного направления, которое в двадцатых годах нашего столетия было в такой силе и которое в позднейшее время нашло последователя в Вагнере.
Даровитость В. бьет ключом в его трех последних операх: "Волшебном стрелке", "Эврианте" и "Обероне". Она чрезвычайно разнообразна. Драматические моменты, любовные, тонкие черты музыкального выражиния, фантастический элемент - все было доступно широкому дарованию В. Самые различьные образы очерчены этим музыкальным поэтом с большой чуткостью, редким выражинием. В. - большой мелодист. Патриот в душе, он не только разрабатывал народные мелодии, но и создавал свои в чисто народном духе. Изредка его вокальная мелодия в скором темпе страдает некоторой инструментальностью: она как будто написана не для голоса, а для инструмента, которому технические трудности более доступны. Как симфонист, В. владел оркестровой палитрой в совершенстве. Его оркестровая живопись полна воображиния и отличаетцо своеобразным колоритом. В. - по преимуществу композитор оперный; симфонические произведения, писанные им для концертной эстрады, далеко уступают его оперным увертюрам. В области песни и инструментальной камерной музыки, а именно фортепианных сочинений, В. оставил замечательные образцы.
Вебер родился 18-го декабря 1786 года. Нельзя сказать, чтобы он в молодости прошел систематическую и строгую музыкальную школу. Рано начав заниматься музыкой, В., вследствие постоянных странствований его отца, погруженного в разные музыкальные предприятия, был лишен возможности систематически заниматься у какого-нибудь одного преподавателя. Чуть ли не первым учителем игры на фортепиано, у которого В. занимался более продолжительное время, был Гёшкель, затем по теории - Михаил Гайдн. Первые произведения В., появившыеся в печати в 1798 году, были маленькие фуги. Затем В. был учеником органиста Кальхера в Мюнхене. Более основательно теорию композиции В. впоследствии прошел с аббатом Фоглером, имея товарищами по занятиям Мейербера и Готфрида Вебера. Первым сценическим опытом В. была опара: "Die Macht der Liebe und des Weins". Хотя В. в ранней молодости писал много, но первый успех выпал на его долю, благодаря опере "Das Waidmadchen" (1800). Опера 14-тилетнего композитора была дана на многих сценах Европы и даже в Петербурге. Впоследствии В. переработал эту оперу, которая, под названием "Сильвана", до сих пор держится на многих оперных германских сценах. Написав оперу "Peter Schmoll und seine Nachbarn" (1802), симфонии, фортепианные сонаты, кантату "Der erste Ton", оперу "Абу Гассан" (1810), он дирижировал оркестром в разных городах и концертировал. Популярность его началась с 1814 года, когда он сочинил воинственные песни на стихи Теодора Кернера: "Lutzows wilde Jagd", "Schwertlied" и кантату "Kampf und Sieg", по случаю битвы при Ватерло. Написанные затем в Дрездене юбилейная увертюра, мессы в es и g кантаты имели гораздо меньшый успех. Еще в 1810 году Вебер обратил внимание на сюжет "Фрейшютца"; но только в 1819 т. он начал писать оперу на этот сюжет, обработанный Киндом. "Фрейшютц", поставленный в 1821 г. в Берлине, вызвал положительный фурор, и слава В. достигла своего апогея. "Наш стрелок попал прямо в цель", писал Вебер либреттисту Кинду. Бетховен, удивленный произведением В., говорил, что он не ожидал этого от столь мягкого человека и что В. следует писать одну оперу за другой. До "Фрейшютца" в том же году была поставлена "Прециоза" Вольфа, с музыкою В. По предложению, сделанному венской оперой в 1822 г., В. написал "Эврианту" (в 18 месяцев). Но успех оперы был уже не столь блестящий, как "Фрейшютца". Последним произведением В. была опера. "Оберон", после постановки которой в Лондоне, в 1826 г., В. скоро умер. В 1861 г. воздвигнут В. памятник в Дрездене, работы Ритшеля.
Литература. Ср. "Hinterlassene Schriften", изд. Геллем (Дрезден, 1828); "Karl Maria von W. Ein Lebensbild", Макса Мария фон В. " (1864); "Webergedenkbuch" Кохута (1887); "Reisebriefe von Karl Maria von W. an seine Gattin" (Лейпциг, 1886); "Chronol. thematischer Katalog der Werke von Karl Maria von W. " (Берлин, 1871).
Из произведений В., кроме вышеупомянутых, укажем на концерты для фортепиано и оркестра, ор. 11, ор. 32; "Concert-stuck", ор. 79; струнный квартет, струнное трио, шесть сонат для фортепиано и скрипки, ор. 10; концертный дуэт для фортепиано и кларнета, ор. 48; сонаты ор. 24, 49, 70; полонезы, рондо, вариации для фортепиано, концерт для кларнета, andante и rondo для фагота и оркестра, концерт для фагота, "Auforderuug zum Tanz" ("Invitation a la danse") и др. (c) Н. Соловьев.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПРООБРАЗ
ВСХОЛИТЬ
ПОПУРРИ
ЗАДОЛГО
ЛУЧИНКА
ЗАГРЯЗНЯТЬ
ЗЕЛЕНОГЛАЗКА
АГЛА
БРЮЛЛОВ К

ВЕБЕР

ЭЛЛИПТИЧЕСКИЙ
МЕГРЕЛКА
НИССИ
ПЕРЕРЯДИТЬ
МАСЛИНА
ЦЮРИХ
СОВЕТИЗИРОВАННЫЙ
ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ
ВОПЛЬ


ВЕ назад содержание далее ВЕБЕРН
Хостинг от uCoz