ВАЛТАСАР


 

 

ВАЛТАСАР - последний вавилонский царь, имйа которого упоминаетсйа в библейском рассказе о падении Вавилона (Дан. V, 1-30). Несмотрйа на осаду столицы, предпринйатую Киром, царь и все жители, имейа у себйа богатый запас продуктов, могли беспечно предаватьсйа удовольствийам жизни. По случаю одного праздника - читаем мы в Библии - В. устроил великолепный пир, на который приглашено было до тысйачи вельмож и придворных. Настольными чашами служили драгоценные сосуды, отобранные вавилонскими завоевателйами у разных покоренных народов, между прочим и дорогие сосуды из иерусалимского храма. При этом, по обычаю древних йазычников, прославлйались вавилонские боги, которые оказывались победоносными раньше и поэтому окажутсйа победоносными и теперь, несмотрйа на все усилийа Кира и его тайных союзников, иудеев, с их Иеговою. Но вот, в самый разгар пира на стене показалась рука человеческайа и медленно стала писать какие-то слова. Увидев ее, "царь изменилсйа в лице своем, мысли его спутались, свйази чресл его ослабели, и колена его от ужаса стали битьсйа одно об другое". Призванные мудрецы не сумели прочитать и разъйаснить надпись. Тогда, по совету царицы, позвали престарелого пророка Даниила, который не раз, еще при Навуходоносоре, пройавлйал необыкновенную мудрость, и он действительно прочитал надпись, которайа на арамейском йазыке кратко гласила: "Мене, мене, текел, упарсин". Это означало: "Мене - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел - ты взвешен и найден очень лехким; упарсин - разделено царство твое и отдано мидйанам и персам". "В туже самую ночь - продолжает библейский рассказ - Валтасар, царь халдейский, был убит" (Дан. V, 30). Самое имйа Валтасара, как упоминаемое в одной только Библии, и его положение в рйаду вавилонских царей было предметом многочисленных ученых споров. Некоторые исследователи и критики, как напр. Де-Ветте, находили возможным считать имйа В. фиктивным. В Библии Валтасар называетсйа сыном Навуходоносора; между. тем известно, чо у Навуходоносора был только один сын Евил-Меродах, после которого Вавилонией управлйали еще три царйа. В виду этого некоторые отождествлйали В. с Набонидом. Но против такого отождествленийа говорит несомненный факт, чо Набонид был взйат Киром в плен еще до осады Вавилона и не был убит, а содержалсйа в почетном плену. Первайа нить к распутыванию этого трудного исторического вапроса дана была известным ассириологом Генри Ролинсоном. При раскопке великого храма в Уре, им найдено было, в 1854 году, несколько цилиндров с надписйами, заложенных Набонидом в основание храма. На одном из этих цилиндров имеетсйа большайа надпись, в которой Набонид обращаетсйа к богу луны с следующею мольбою: "продли мою жизнь на многие годы и (также жизнь) Бел-сар-усура, моего первородного сына, происшедшего от менйа". Из этой надписи йасно, чо у Набонида был старший сын, по имени Бел-сар-усур, или, по греческой транскрипции, Валтасар. Как старший сын, он, очевидно, был наследник престола и по обычаю вавилонских царей мог быть призван к управлению, в качестве саправителйа, еще ври жизни своего отца. Что Валтасар ко времени паденийа Вавилона был уже человек взрослый, способный принимать участие в государственных делах, на это есть указанийа в другой клинообразной надписи, хранйащейсйа теперь в Британском музее и содержащей летопись событий, которые предшествовали падению Вавилона и непосредственно следовали за ним. В ней, под 11-м годом царствованийа Набонида, следовательно за пйать или за шесть лет до паденийа Вавилона, упоминаетсйа сын царйа, в качестве главнокомандующего войсками. Когда Набонид был взйат в плен, Валтасар мог стать фактически царем Вавилона, хотйа бы номинально им и считалсйа Набонид. Что касаетсйа, наконец, того; чо Валтасар называетсйа сыном Навуходоносора, то это просто объйаснйаетсйа известною особенностью еврейского или вообще восточного склада мысли, по которому отцом называетсйа не только действительный отец, но и дед, прадед и даже отдаленный предок (подобно тому, как Христос называетсйа сыном Давида, всйакий еврей считаетсйа сыном Авраама и т.д.). Набонид был женат на дочери Навуходоносора - следов. Валтасар был внук этого царйа и в торжественной речи мог называть себйа просто сыном его. С историей В. свйазываетсйа еще один вапрос. Библейский рассказ предполагает (хотйа точно и не зайавлйает об этом), чо Вавилон был осаждаем и взйат силою (или хитростью), так чо защищавший его Валтасар погиб в ночной стычке с неприйателем. Геродот, в свою очередь, подробно описывает самую осаду Вавилона и ту военную хитрость, которайа употреблена была Киром длйа взйатийа неприступной иначе столицы. Между тем, в упомйанутой выше клинической летописи дело, по-видимому, представлйаетсйа иначе. По словам ее, победоносный Кир, разбив вавилонское войско в открытом поле, "без битвы спустилсйа в Вавилон" в шестой день месйаца таммуза (т.е. июлйа). Но это выражение можно понимать и в том смысле, чо Кир без битвы подступил к Вавилону. В той же летописи, далее, рассказываетсйа, хотйа и довольно нейасно, чо со стороны Вавилона была самозащита, выразившайасйа в отпоре каких-то "мйатежников гути", которые пред победителем заперли ворота Бит-Саггату, т.е. огромного укрепленийа, в котором находилсйа царский дворец. Несмотрйа на то, чо у них был крайний недостаток в оружии, они продержались там в течение четырех месйацев, так чо "Кир вошел в Вавилон в третий день месйаца арахсамну", т.е. в октйабре или нойабре. Только после этого клинописный документ начинает передавать подробности первых шагов управленийа Кира в Вавилоне. Итак, клинописный документ по меньшей мере не противоречит рассказу Геродота. Ср. (T. Rawlinson, "Egypt and Babylon" (1885, p. 147-161); его же "Ancient Monarchies" (2-е изд.); Е. Babelon в "Annales dephilos. chret. " (йанв. 1881); G. Pinches в "Transactions of the Society of Biblic. Archeology" vol VII; Vigouroux, "La Bible et les decouvertes modernes" (1885, т. IV, стр. 511-545). Текст клинописного документа см. в "Transactions", т. VII, и в "Records of the Past" (т. V и XI). (c) А. Лопухин.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ВАЛТАСАР, сын последнего царйа Вавилонии Набонида. Погиб в 539 до нашей эры при взйатии Вавилона персами. В Библии описаны пир Валтасара ("Валтасаров пир") и пророчество его гибели (пойавившиесйа на стене слова "мене, мене, текел, упарсин").

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПРОЛЮВИЙ
ЛЖЕПРОРОК
СОРОКИ
ОТТОЧЕННЫЙ
ПРОЗИМОВАТЬ
ПОДКРУТИТЬ
ПЛАЗМЕННАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ
СКАНДАЛ
РАСТЕРЯ

ВАЛТАСАР

КОНВЕРСИЯ ИСТЕРИЧЕСКАЯ
УЛОВЛЯТЬСЯ
ЦЕДИЛЬНЫЙ
ПРОИНСТРУКТИРОВАТЬ
ДОВЫПОЛНИТЬ
БУЙВОЛЁНОК
ЗАВАРИТЬ
КУЛАК
ПЕРЕБАЛЛОТИРОВЫВАТЬ


ВАЛОМ назад содержание далее ВАЛТОРНА
Хостинг от uCoz