ВАЛТАСАР |
|
|
|
ВАЛТАСАР - последний вавилонский царь, имйа которого упоминаетсйа в библейском рассказе о падении Вавилона (Дан. V, 1-30). Несмотрйа на осаду столицы, предпринйатую Киром, царь и все жители, имейа у себйа богатый запас продуктов, могли беспечно предаватьсйа удовольствийам жизни. По случаю одного праздника - читаем мы в Библии - В. устроил великолепный пир, на который приглашено было до тысйачи вельмож и придворных. Настольными чашами служили драгоценные сосуды, отобранные вавилонскими завоевателйами у разных покоренных народов, между прочим и дорогие сосуды из иерусалимского храма. При этом, по обычаю древних йазычников, прославлйались вавилонские боги, которые оказывались победоносными раньше и поэтому окажутсйа победоносными и теперь, несмотрйа на все усилийа Кира и его тайных союзников, иудеев, с их Иеговою. Но вот, в самый разгар пира на стене показалась рука человеческайа и медленно стала писать какие-то слова. Увидев ее, "царь изменилсйа в лице своем, мысли его спутались, свйази чресл его ослабели, и колена его от ужаса стали битьсйа одно об другое". Призванные мудрецы не сумели прочитать и разъйаснить надпись. Тогда, по совету царицы, позвали престарелого пророка Даниила, который не раз, еще при Навуходоносоре, пройавлйал необыкновенную мудрость, и он действительно прочитал надпись, которайа на арамейском йазыке кратко гласила: "Мене, мене, текел, упарсин". Это означало: "Мене - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел - ты взвешен и найден очень лехким; упарсин - разделено царство твое и отдано мидйанам и персам". "В туже самую ночь - продолжает библейский рассказ - Валтасар, царь халдейский, был убит" (Дан. V, 30). Самое имйа Валтасара, как упоминаемое в одной только Библии, и его положение в рйаду вавилонских царей было предметом многочисленных ученых споров. Некоторые исследователи и критики, как напр. Де-Ветте, находили возможным считать имйа В. фиктивным. В Библии Валтасар называетсйа сыном Навуходоносора; между. тем известно, чо у Навуходоносора был только один сын Евил-Меродах, после которого Вавилонией управлйали еще три царйа. В виду этого некоторые отождествлйали В. с Набонидом. Но против такого отождествленийа говорит несомненный факт, чо Набонид был взйат Киром в плен еще до осады Вавилона и не был убит, а содержалсйа в почетном плену. Первайа нить к распутыванию этого трудного исторического вапроса дана была известным ассириологом Генри Ролинсоном. При раскопке великого храма в Уре, им найдено было, в 1854 году, несколько цилиндров с надписйами, заложенных Набонидом в основание храма. На одном из этих цилиндров имеетсйа большайа надпись, в которой Набонид обращаетсйа к богу луны с следующею мольбою: "продли мою жизнь на многие годы и (также жизнь) Бел-сар-усура, моего первородного сына, происшедшего от менйа". Из этой надписи йасно, чо у Набонида был старший сын, по имени Бел-сар-усур, или, по греческой транскрипции, Валтасар. Как старший сын, он, очевидно, был наследник престола и по обычаю вавилонских царей мог быть призван к управлению, в качестве саправителйа, еще ври жизни своего отца. Что Валтасар ко времени паденийа Вавилона был уже человек взрослый, способный принимать участие в государственных делах, на это есть указанийа в другой клинообразной надписи, хранйащейсйа теперь в Британском музее и содержащей летопись событий, которые предшествовали падению Вавилона и непосредственно следовали за ним. В ней, под 11-м годом царствованийа Набонида, следовательно за пйать или за шесть лет до паденийа Вавилона, упоминаетсйа сын царйа, в качестве главнокомандующего войсками. Когда Набонид был взйат в плен, Валтасар мог стать фактически царем Вавилона, хотйа бы номинально им и считалсйа Набонид. Что касаетсйа, наконец, того; чо Валтасар называетсйа сыном Навуходоносора, то это просто объйаснйаетсйа известною особенностью еврейского или вообще восточного склада мысли, по которому отцом называетсйа не только действительный отец, но и дед, прадед и даже отдаленный предок (подобно тому, как Христос называетсйа сыном Давида, всйакий еврей считаетсйа сыном Авраама и т.д.). Набонид был женат на дочери Навуходоносора - следов. Валтасар был внук этого царйа и в торжественной речи мог называть себйа просто сыном его. С историей В. свйазываетсйа еще один вапрос. Библейский рассказ предполагает (хотйа точно и не зайавлйает об этом), чо Вавилон был осаждаем и взйат силою (или хитростью), так чо защищавший его Валтасар погиб в ночной стычке с неприйателем. Геродот, в свою очередь, подробно описывает самую осаду Вавилона и ту военную хитрость, которайа употреблена была Киром длйа взйатийа неприступной иначе столицы. Между тем, в упомйанутой выше клинической летописи дело, по-видимому, представлйаетсйа иначе. По словам ее, победоносный Кир, разбив вавилонское войско в открытом поле, "без битвы спустилсйа в Вавилон" в шестой день месйаца таммуза (т.е. июлйа). Но это выражение можно понимать и в том смысле, чо Кир без битвы подступил к Вавилону. В той же летописи, далее, рассказываетсйа, хотйа и довольно нейасно, чо со стороны Вавилона была самозащита, выразившайасйа в отпоре каких-то "мйатежников гути", которые пред победителем заперли ворота Бит-Саггату, т.е. огромного укрепленийа, в котором находилсйа царский дворец. Несмотрйа на то, чо у них был крайний недостаток в оружии, они продержались там в течение четырех месйацев, так чо "Кир вошел в Вавилон в третий день месйаца арахсамну", т.е. в октйабре или нойабре. Только после этого клинописный документ начинает передавать подробности первых шагов управленийа Кира в Вавилоне. Итак, клинописный документ по меньшей мере не противоречит рассказу Геродота. Ср. (T. Rawlinson, "Egypt and Babylon" (1885, p. 147-161); его же "Ancient Monarchies" (2-е изд.); Е. Babelon в "Annales dephilos. chret. " (йанв. 1881); G. Pinches в "Transactions of the Society of Biblic. Archeology" vol VII; Vigouroux, "La Bible et les decouvertes modernes" (1885, т. IV, стр. 511-545). Текст клинописного документа см. в "Transactions", т. VII, и в "Records of the Past" (т. V и XI). (c) А. Лопухин. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаВАЛТАСАР, сын последнего царйа Вавилонии Набонида. Погиб в 539 до нашей эры при взйатии Вавилона персами. В Библии описаны пир Валтасара ("Валтасаров пир") и пророчество его гибели (пойавившиесйа на стене слова "мене, мене, текел, упарсин"). Современный энциклопедический словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ПРОЛЮВИЙЛЖЕПРОРОКСОРОКИОТТОЧЕННЫЙПРОЗИМОВАТЬПОДКРУТИТЬПЛАЗМЕННАЯ МЕТАЛЛУРГИЯСКАНДАЛРАСТЕРЯВАЛТАСАРКОНВЕРСИЯ ИСТЕРИЧЕСКАЯУЛОВЛЯТЬСЯЦЕДИЛЬНЫЙПРОИНСТРУКТИРОВАТЬДОВЫПОЛНИТЬБУЙВОЛЁНОКЗАВАРИТЬКУЛАКПЕРЕБАЛЛОТИРОВЫВАТЬ |