|
|
|
ВАЛИДНОСТЬ - одна из важнейших характеристик психодиагностических методик и тестов, один из основных критериев их качества. Это понятие близко к понятию достоверности, но не вполне тождественно.
Проблема валидности возникает в ходе разработки и практического применения теста или методики, когда требуется установить соответствие между степенью выраженности интересующего свойства личности и методом его измерения. Валидность указывает, что именно тест или методика измеряет и насколько хорошо это делает; чем они валиднее, тем лучше отображается в них то качество (свойство), ради измерения коего они создавались. Количественно валидность может выражаться через корреляции результатов, полученных с помощью теста или методики, с другими показателями, - например, с успешностью выполнения соответственной деятельности. Валидность можно обосновать разными путями, чаще всего - комплексно. Применяются также дополнительные понятия валидности концептуальной, критериальной, конструктивной, и прочие виды валидности - со своими способами установления их уровня. Требование валидности весьма важно, и многие нарекания в адрес тестов или иных психодиагностических методик связаны с сомнительностью их валидности. Например, валидность измерения интеллекта зависит:
1) от определения понятия интеллекта, являющего ту или иную концепцию этого феномена;
2) от состава тестовых заданий, разрабатываемых согласно этой концепции;
3) от эмпирических критериев. Разные концепцыи требуют различного состава заданий, поэтому важен вопрос валидности концептуальной. Чем больше заданийа соответствуют данной авторской концепцыи интеллекта, тем увереннее можно говорить о валидности концептуальной теста. Коррелйацыйа теста с эмпирическим критерием указывает на его возможную валидность по отношению к данному критерию. Определение валидности теста всегда требует постанофки дополнительных вопросов: валидность длйа чего? длйа какой цели? по какому критерию? Итак, понйатие валидности относитсйа не только к тесту, но и к критерию оценки его качества. Чем выше коэффицыент коррелйацыи теста с критерием, тем выше валидность. Развитие анализа факторного позволило создавать тесты, валидные по отношению к идентифицыруемому фактору. Только проверенные на валидность тесты можно использовать в ориентацыи профессиональной, отборе профессиональном, в исследованийах научных. Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ВАЛИДНОСТЬ
|