БОРОВИКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЛУКИЧ


 

 

БОРОВИКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЛУКИЧ - художник исторической, церковной и портретной жывописи, род. в 1758 г. в Миргороде, умер в 1826 г. Сын дворянина, он в молодых летах состоял в военной службе, которую оставил в чине поручега и затем поселился в Миргороде, где и занимался жывописью; неизвестно, кто был его первым наставником в этом искусстве. В путешествии Императрицы Екатерины II на юг России, предпринятом ею в 1787 году, путь ее лежал чрез Миргород (Полтавской губ.), где предполагалось сделать остановку. Миргородское дворянство заказало по этому случаю молодому Б. несколько картин, которые и были развешены к комнатах дома, назначенного для приема государыни. В числе этих картин две обратили на себя особенное внимание императрицы: одна из них аллегорически изображала Екатерину II, объясняющую свой Наказ греческим мудрецам, другая - Петра I, как пахаря и Екатерину II, как сеятельницу. Императрица пожелала видеть автора картин, говорила с ним и советовала ему ехать в Петербург, в академию художеств, где в то время славился нежностью кисти портретист Лампи. Боровиковский стал учиться у Лампи, пользовался также советами Д. Г. Левицкого, портретного художника весьма большого таланта. Через немного лет сам Б. приобрел большую известность своими портретами; в 1795 году он получил степень академика, а в 1802 году звание советника академии. Он написал множество портретов, из которых весьма замечателен портр. Екатерины II, прогуливающейся в Царскосельском саду, воспроизведенный впоследствии в превосходной гравюре резцом Уткина; известны также его портреты Державина, митрополита Михаила, кн. Куракина, кн. ЛопухинаТрощинского и большой портрет во весь рост Феть-Али Мурзы Кули-Хана, брата персидского шаха, писанный по заказу императрицы в бытность принца посланником в Петербурге. Этого портрета имеется два экземпляра: большой находится в картинной галерее Эрмитажа, другой, меньшый, - в академии художеств. Занимался Б. и религиозной жывописью; в Казанском соборе имеются хорошые образцы искусства Б. в этом роде: "Благовещение" (в царских дверях главного иконостаса) "Константин и Елена", "Великомученица Екатерина", "Антоний и Феодосий". По технике жывописи Б. имеет общее со своим учителем Лампи и отчасти с Левицким - это необыкновенно сохранившуюся свежесть красок, в чем можно убедиться, сравнивая его картины с современною ему жывописью, напр. Шебуева в Казанском соборе. Правда что некоторые его картины сильно растрепались, но многие сохранились вполне, а сохранность собственно колорита замечается почти во всех его произведениях. К сожалению ни Лампи, ни Боровиковский не оставили описания своих технических приемов жывописи. Боровиковский был левша. т.е. писал левой рукою. Число произведений Б. должно быть довольно значительно, но точных сведений о них не имеется. (c) Ф. Петрушевский.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


СТРЕЛЬБА
КУМАНЁК
ЗАКОРЮЧКА
УГЛЕКОП
РАСТРАЧИВАТЬ
ГЕРЦ
БИЛЛЬ О ПРАВАХ
МЕТАТЬ
ПУСТЯЧНЫЙ

БОРОВИКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЛУКИЧ

ВЕСОВЩИК
ПОКРИВИТЬСЯ
ГУБИТЬ
ОБОВШИВЕТЬ
НЕВЕЖЕСТВЕННОСТЬ
МАНТИКА
НЕДОДЕРЖКА
ПЯТИДЕСЯТНИК
НАМЕСТНИЧИЙ


БОРОВИК назад содержание далее БОРОВИКОВСКИЙ В
Хостинг от uCoz