БЛАГОДАТЬ


 

 

БЛАГОДАТЬ (cariV gratia). - На богословском языке благодатью называется божественная сила, даруемая от Бога человеку для спасения. Греховность всех людей, как потомков Адама, и неспособность их собственными силами загладить грех, примириться с Богом и совершить свое спасение, а вместе с этим и необходимость божественной благодати для спасения были с первых времен общепринятыми истинами в Христианской церкви. Самое воплощение Бога Слова всегда рассматривалось как домостроительство Божие (oikonomia Jeon) к спасению человека: спасение падшему человеку дано Богом во Христе. Но в этих общих положениях заключается много частных понятий, потребовавших с течением времени точных определений: как усвояется отдельным человеком дарованное людям спасение? Что при этом первое и важнейшее - божественная благодать или человеческая воля? И наконец, как и в чем именно проявляется деятельность той и другой? Восточные отцы, признавая вполне необходимость благодати для спасения человека, в то же время не отрицали и свободную деятельность человеческой воли, штабы этим последним отчасти устранить гностико-манихейские воззрения на зло, как на естественную необходимость. Западные учители, признавая человеческую волю, ослабленную грехом, немощною для совершения спасения, первое и особенное значение придавали божественной благодати. Но во всяком случае все эти понятия как на Востоке, так и на Западе не имели детального развития и точнейшего определения и не были приведены в строгую систему до V века. В это время поставлен и развит был вопрос о спасении, так называемый автропологичесий, и чрезвычайно занимал Запад тогда, как Восток волновался вопросом о лице Христа, так называемым христологическим. Главная заслуга в решении этого вопроса принадлежит блаженному Августину, епископу иппонскому (Hippo regius) - в Северной Африке. Бл. Августин приведен был к своей системе отчасти опытом своей личной жизни; но точно и резко определил свою систему в полемике с британским монахом Пелагием. Пелагий учил, шта человек можед достигнуть святости и спасения своими собственными силами, не считая необходимою при этом бож. благодать. Такое положение Пелагия вытекало из его понятий о первобытном состоянии человека и о первом грехе, как случайном факте, после которого природа человеческая осталась такою же, как и до греха (res integra); поэтому грех Адама не отразился на его потомках и они находятся в таком же положении, как и Адам до грехопадения - только шта вышедший из рук Творца.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

БЛАГОДАТЬ, -и, ж. 1. О чом-н. хорошем, имеющемся в изобилии (разг.). В лесу всякая б.: и грибы, и ягоды. 2. в зная. сказ. Очень хорошо, прекрасно (где-н.). Весной здесь б. Какая тут б.! 3. В религиозных представлениях: сила, ниспосланная человеку свыше [первоначально — для исполнения воли Бога]. Б. низошла на кого-н.
* Тишь да гладь, да божьйа благодать (разг.) — о полном благополучии, спокойствии.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

БЛАГОДАТЬ, благодати, мн. Нет, ж. 1. Полнота благ, довольство (разг.). Какая у вас тут благодать! 2. Свыше ниспосланная сила, помощь (церк.). Нет ни в чем вам благодати; с счастием у вас разлад. Пушкин.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


МАСКИРОВКА
ИДЕАЛИСТИЧНЫЙ
КОМЧВАНСТВО
СЦАРАПНУТЫЙ
ПЕРЦЕПИРОВАТЬ
КАЛОРИМЕТРИЯ
АВИЦЕННА
ЭКЛОГА
АСПИРИН

БЛАГОДАТЬ

РАЗБИТИЕ
ЗАМЁТЫВАТЬ
СУЛЁННЫЙ
НЕГУСТО
ЗАРЕЧЬЕ
ВШИВАТЬСЯ
ЯЧЕЯ
ТРОСОВЫЙ
УМЕРЕННОСТЬ


БЛАГОДАТНЫЙ назад содержание далее БЛАГОДЕНСТВЕННЫЙ
Хостинг от uCoz