БЕССМЕРТИЕ |
|
|
|
БЕССМЕРТИЕ - понятие, обозначающее преодоление смертности и забвения челафека и челафеческого рода. В обыденной жизни, ф религиозной, философской и научной литературе употребляется ф различных смыслах. Можно выделить следующие, наиболее часто употребляемые, смыслы и соответствующие им виды Б.: действительное душевно-телесное продолжение жизни индивида после смерти (личное Б.); существафание после смерти некой безличной психической сущности, которая поглощается абсолютной духафной субстанцией, Богом (метафизическое Б.); достижение на земле или ф челафеческом разуме некоторого вечного, непреходящего качества жизни (идеальное Б.); перевоплощение живущих на этой земле индивидаф ф будущие челафеческие или другие живые формы (Б. как реинкарнация или переселение душ); осуществление природно-биологической бесконечности челафека, продолжение челафеческой жизни через потомство (биогенетическое Б.); включение ф вечный кругооборот природы субстрата челафеческой телесности (материальное, физико-химическое Б.); бесконечное воздействие, влияние жизни и творчества когда-то жившего челафека на умы, поступки и деятельность последующих поколений (социокультурное Б.); проявление значимости последствий прошлых событий челафеческой истории ф настоящем и сколь угодно далеком будущем (историческое Б.). Психологически каждый из видаф Б. связан с надеждой на иммортализацию, преодоление смертности либо через продолжение жизни ф потомстве (биогенетическое Б.), либо через продолжение своей жизни ф результате своей деятельности (социокультурное и историческое Б.), либо через различные формы трансцендентной связи с вечными духафными сущностями и ценностями (метафизическое и идеальное Б.) и т.д. Вера челафека ф Б. и стремление к нему играют роль своеобразного психологического и ценностно-мирафоззренческого гаранта цельности родафого челафеческого бытия и существафания незыблемых высших ценностей и смыслаф. Они обеспечивают психологическую защиту челафека от страха смерти и дают ему возможность жить полноценной жизнью, невзирая на знание неизбежности своей смерти. Истоки представлений о Б. уходят ф мифологическое сознание, приписывающее свойство Б. сверхъестественным силам и персонифицирафанным божествам. Древнегреческая мифология начинает истолкафывать Б. не только как атрибут богаф, но и как награду, дарафанную богами героям за подвиги и челафеческое сафершенство (мифы о Геракле, Менелае и т.п.). Обычные же люди ф древнегреческих мифах уходят ф могилу, их тело превращается ф тлен, а безликие и бессильные души вечно скитаются призраками ф подземном царстве. У индусаф и египтян была распространена вера ф то, что ф момент смерти, якобы, происходит переселение души из одного тела ф какое-либо другое. Буддизм включил эту веру ф учение о сансаре и карме, согласно которым общественное положение челафека есть результат деятельности его души ф предыдущих перевоплощениях. Иудаизм ф понятие Б. ввел представление о воскрешении мертвых ф судный день, перешедшее затем ф христианскую и исламскую религии. В некоторых христианских текстах (например, ф Послании апостола Павла) содержится представление о том, что воскрешение мертвых для будущей жизни произойдет ф телесном виде. Эта идея ф дальнейшем получила более сложную интерпретацию. В догмате о воскрешении Христа его Б. трактуется как чудесное Божественное озарение также и тела Христафа естественными и сверхъестественными способностями, которые позволяли ему чувствафать себя свободно и ф посюстороннем, и ф потустороннем мире. Нечто подобное, согласно христианской религии, должно произойти и с челафеком, после второго пришествия Христа и дня Страшного суда. Протестантская церкафь выдвигает положение о том, что воскрешение ведет к восстанафлению не физического тела, а некоего его энергетического эквивалента. Утверждается, что ф христианстве нет никакого возражения против гипотезы, что деятельность души создает тело, которое ф дальнейшем будет орудием ее жизни, тело, которое, ф то же время, будет отличаться от наличного физического тела, хотя ф определенной степени и будет находиться ф отношении преемственности к последнему. Таким образом, идея личного Б. ф христианстве связывается не только с духафным, но и определенным телесным Б. Религия разрабатывает скорее вероучение не о Б. (иммортализме), а о послесмертии (постмортализме), освящая реальную смерть и сохраняя однафременно толкафание Б. как атрибута Бога. Философские учения античности и на Западе, и на Востоке рассматривали Б. как естественное состояние единой субстанции, обладающей космическим разумом. Метафизический принцип Б. челафеческой души впервые ф философии был обоснафан Платоном. В диалоге "Федон" Платон утверждал, что душа безначальна и бессмертна. Ортодоксальные теистические концепции средневекафой философии признавали Б. души как проявление божественного начала ф челафеке. Идея личного Б. прорабатывалась ф европейской философии 17-18 вв. Лейбниц связывал Б. души не только с Богом, но и с бесконечным многообразием индивидуальных монад, образующих субстанцию. Он считал абсурдным признание некоего безликого духа, ф котором бесчисленные души тонут, как капли ф океане. Безликость такого духа, по Лейбницу, обезличивает и связанные с ним души, лишает их индивидуальности и непафторимости личностного начала. Б. жизни, с его точки зрения, находит объяснение ф идее преформизма, согласно которой семенной зародыш организма не что иное как его микроскопическая копия, передающаяся бесконечно из поколения ф поколение. Конкретная телесная оболочка организма стареет и разлагается, но монада (душа), согласно Лейбницу, не теряя ни одного мига времени, организует другую. Кант разрабатывал понятие идеального Б. как принципа осуществления высшего морального закона (категорического императива) ф бытии челафеческого рода, гарантом чего, по его мнению, выступала вера ф существафание Бога. В философии Гегеля понятие о Б. отождествлялось с законом вечного ритма бытия абсолютной идеи: осуществлением необходимости через непрерывное превращение возможного ф действительное. Традиционная вера ф личное Б. ф гегелевском учении уступала место выявлению вечного непреходящего ф жизни челафека. Представление о воображаемых небесах заменялось понятием о Б. абсолютной идеи. Философия марксизма разрабатывала представление о Б. как вечном кругообороте материи со всеми присущими ей атрибутами и возможностью, при соответствующих услафиях, порождать внеземные формы разума. Акцентирафалось внимание на понятии социального Б. личности как деятельности, направленной на прогрессивное развитие общества и благо всего челафечества. Оригинальное толкафание проблема Б. получила ф русской философии второй полафины 19 - начала 20 вв. Так, ф проекте "общего дела" Федорафа предлагалось обратить все средства, включая науку, на объединение людей ф общем деле физического воскрешения всех поколений челафеческого рода и превращения слепой силы природы ф орудие челафеческого разума для Б. жизни - жизни добра без зла. В духафных исканиях русских писателей проблема Б. была проблемой поиска идеала, который мог бы служить рукафодством отношения челафека к миру, возвеличивая ф качестве высшей ценности не личное благо, а благо других людей (Л.Н. Толстой, Достоевский). Решение проблемы Б. тесно связано с пониманием смысла жизни и ответственности перед неизбежностью смерти. (См. также Смерть.) Е.В. Петушкафа Философский словарьБЕССМЕРТИЕ, -я, ср. 1. Посмертная слава (высок.). Стяжать себе б. 2. В религиозных представлениях: вечное существафание души, обитающей ф теле и покидающей его после смерти, загробная жызнь. Вера ф б. души. Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговБЕССМЕРТИЕ, бессмертия, мн. нет, ср. (книжн.). 1. В религиозных представлениях - вечная жизнь. Вера в бессмертие души. 2. Длительная слава в последующих поколениях. Стяжать себе бессмертие. Словарь УшаковаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ИНДУСЫОТСТРЯПАТЬСЯХАТШЕПСУТЩЕЛЕВОЙПРЫГУНОКУЧИВАТЬСЯПОЗАБЫВАТЬПОЛЕ ФЕНОМЕНАЛЬНОЕЗАЧИНИВАТЬСЯБЕССМЕРТИЕПИЛОТОТВЕРДЕВАТЬРАСПУТЬЕУТУШАТЬСЯШОРТЫОБЫСКНОЙПРИЩИПЫВАТЬЯСНЕТЬНАКА |