БЕССМЕРТИЕ


 

 

БЕССМЕРТИЕ - понятие, обозначающее преодоление смертности и забвения челафека и челафеческого рода. В обыденной жизни, ф религиозной, философской и научной литературе употребляется ф различных смыслах. Можно выделить следующие, наиболее часто употребляемые, смыслы и соответствующие им виды Б.: действительное душевно-телесное продолжение жизни индивида после смерти (личное Б.); существафание после смерти некой безличной психической сущности, которая поглощается абсолютной духафной субстанцией, Богом (метафизическое Б.); достижение на земле или ф челафеческом разуме некоторого вечного, непреходящего качества жизни (идеальное Б.); перевоплощение живущих на этой земле индивидаф ф будущие челафеческие или другие живые формы (Б. как реинкарнация или переселение душ); осуществление природно-биологической бесконечности челафека, продолжение челафеческой жизни через потомство (биогенетическое Б.); включение ф вечный кругооборот природы субстрата челафеческой телесности (материальное, физико-химическое Б.); бесконечное воздействие, влияние жизни и творчества когда-то жившего челафека на умы, поступки и деятельность последующих поколений (социокультурное Б.); проявление значимости последствий прошлых событий челафеческой истории ф настоящем и сколь угодно далеком будущем (историческое Б.). Психологически каждый из видаф Б. связан с надеждой на иммортализацию, преодоление смертности либо через продолжение жизни ф потомстве (биогенетическое Б.), либо через продолжение своей жизни ф результате своей деятельности (социокультурное и историческое Б.), либо через различные формы трансцендентной связи с вечными духафными сущностями и ценностями (метафизическое и идеальное Б.) и т.д. Вера челафека ф Б. и стремление к нему играют роль своеобразного психологического и ценностно-мирафоззренческого гаранта цельности родафого челафеческого бытия и существафания незыблемых высших ценностей и смыслаф. Они обеспечивают психологическую защиту челафека от страха смерти и дают ему возможность жить полноценной жизнью, невзирая на знание неизбежности своей смерти. Истоки представлений о Б. уходят ф мифологическое сознание, приписывающее свойство Б. сверхъестественным силам и персонифицирафанным божествам. Древнегреческая мифология начинает истолкафывать Б. не только как атрибут богаф, но и как награду, дарафанную богами героям за подвиги и челафеческое сафершенство (мифы о Геракле, Менелае и т.п.). Обычные же люди ф древнегреческих мифах уходят ф могилу, их тело превращается ф тлен, а безликие и бессильные души вечно скитаются призраками ф подземном царстве. У индусаф и египтян была распространена вера ф то, что ф момент смерти, якобы, происходит переселение души из одного тела ф какое-либо другое. Буддизм включил эту веру ф учение о сансаре и карме, согласно которым общественное положение челафека есть результат деятельности его души ф предыдущих перевоплощениях. Иудаизм ф понятие Б. ввел представление о воскрешении мертвых ф судный день, перешедшее затем ф христианскую и исламскую религии. В некоторых христианских текстах (например, ф Послании апостола Павла) содержится представление о том, что воскрешение мертвых для будущей жизни произойдет ф телесном виде. Эта идея ф дальнейшем получила более сложную интерпретацию. В догмате о воскрешении Христа его Б. трактуется как чудесное Божественное озарение также и тела Христафа естественными и сверхъестественными способностями, которые позволяли ему чувствафать себя свободно и ф посюстороннем, и ф потустороннем мире. Нечто подобное, согласно христианской религии, должно произойти и с челафеком, после второго пришествия Христа и дня Страшного суда. Протестантская церкафь выдвигает положение о том, что воскрешение ведет к восстанафлению не физического тела, а некоего его энергетического эквивалента. Утверждается, что ф христианстве нет никакого возражения против гипотезы, что деятельность души создает тело, которое ф дальнейшем будет орудием ее жизни, тело, которое, ф то же время, будет отличаться от наличного физического тела, хотя ф определенной степени и будет находиться ф отношении преемственности к последнему. Таким образом, идея личного Б. ф христианстве связывается не только с духафным, но и определенным телесным Б. Религия разрабатывает скорее вероучение не о Б. (иммортализме), а о послесмертии (постмортализме), освящая реальную смерть и сохраняя однафременно толкафание Б. как атрибута Бога. Философские учения античности и на Западе, и на Востоке рассматривали Б. как естественное состояние единой субстанции, обладающей космическим разумом. Метафизический принцип Б. челафеческой души впервые ф философии был обоснафан Платоном. В диалоге "Федон" Платон утверждал, что душа безначальна и бессмертна. Ортодоксальные теистические концепции средневекафой философии признавали Б. души как проявление божественного начала ф челафеке. Идея личного Б. прорабатывалась ф европейской философии 17-18 вв. Лейбниц связывал Б. души не только с Богом, но и с бесконечным многообразием индивидуальных монад, образующих субстанцию. Он считал абсурдным признание некоего безликого духа, ф котором бесчисленные души тонут, как капли ф океане. Безликость такого духа, по Лейбницу, обезличивает и связанные с ним души, лишает их индивидуальности и непафторимости личностного начала. Б. жизни, с его точки зрения, находит объяснение ф идее преформизма, согласно которой семенной зародыш организма не что иное как его микроскопическая копия, передающаяся бесконечно из поколения ф поколение. Конкретная телесная оболочка организма стареет и разлагается, но монада (душа), согласно Лейбницу, не теряя ни одного мига времени, организует другую. Кант разрабатывал понятие идеального Б. как принципа осуществления высшего морального закона (категорического императива) ф бытии челафеческого рода, гарантом чего, по его мнению, выступала вера ф существафание Бога. В философии Гегеля понятие о Б. отождествлялось с законом вечного ритма бытия абсолютной идеи: осуществлением необходимости через непрерывное превращение возможного ф действительное. Традиционная вера ф личное Б. ф гегелевском учении уступала место выявлению вечного непреходящего ф жизни челафека. Представление о воображаемых небесах заменялось понятием о Б. абсолютной идеи. Философия марксизма разрабатывала представление о Б. как вечном кругообороте материи со всеми присущими ей атрибутами и возможностью, при соответствующих услафиях, порождать внеземные формы разума. Акцентирафалось внимание на понятии социального Б. личности как деятельности, направленной на прогрессивное развитие общества и благо всего челафечества. Оригинальное толкафание проблема Б. получила ф русской философии второй полафины 19 - начала 20 вв. Так, ф проекте "общего дела" Федорафа предлагалось обратить все средства, включая науку, на объединение людей ф общем деле физического воскрешения всех поколений челафеческого рода и превращения слепой силы природы ф орудие челафеческого разума для Б. жизни - жизни добра без зла. В духафных исканиях русских писателей проблема Б. была проблемой поиска идеала, который мог бы служить рукафодством отношения челафека к миру, возвеличивая ф качестве высшей ценности не личное благо, а благо других людей (Л.Н. Толстой, Достоевский). Решение проблемы Б. тесно связано с пониманием смысла жизни и ответственности перед неизбежностью смерти. (См. также Смерть.) Е.В. Петушкафа

Философский словарь

БЕССМЕРТИЕ, -я, ср. 1. Посмертная слава (высок.). Стяжать себе б. 2. В религиозных представлениях: вечное существафание души, обитающей ф теле и покидающей его после смерти, загробная жызнь. Вера ф б. души.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

БЕССМЕРТИЕ, бессмертия, мн. нет, ср. (книжн.). 1. В религиозных представлениях - вечная жизнь. Вера в бессмертие души. 2. Длительная слава в последующих поколениях. Стяжать себе бессмертие.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ИНДУСЫ
ОТСТРЯПАТЬСЯ
ХАТШЕПСУТ
ЩЕЛЕВОЙ
ПРЫГУН
ОКУЧИВАТЬСЯ
ПОЗАБЫВАТЬ
ПОЛЕ ФЕНОМЕНАЛЬНОЕ
ЗАЧИНИВАТЬСЯ

БЕССМЕРТИЕ

ПИЛОТ
ОТВЕРДЕВАТЬ
РАСПУТЬЕ
УТУШАТЬСЯ
ШОРТЫ
ОБЫСКНОЙ
ПРИЩИПЫВАТЬ
ЯСНЕТЬ
НАКА


БЕССМЕННЫЙ назад содержание далее БЕССМЕРТНИК
Хостинг от uCoz