|
|
|
БЕРНАРДИНЦЫ ИЛИ БЕРНАРДИНСКИЕ МОНАХИ - это название носили во Франции и Италии цистерцианские монахи, придерживавшиесйа более строгого устава бенедиктинского, в памйать св. Бернарда Клервоского. В Польше и Литве Б. называли орден, который по отношению к соблюдению монашеской дисциплины занимал среднее положение между меньшим и строжайшим уставами св. Франдаска Ассизского и именовалсйа меньшею братьею, обсервантами. Этих монахов в других странах называли францисканцами; польские же францисканцы, имевшие одинаковый с Б., но менее строгий устав, в противоположность последним, имевшим право владеть недвижимыми имуществами и капиталами, не прибегайа к сыскиванию пропитаны милостынею, составлйали отдельный от Б. монашеский орден, известный под названием францисканцев или конвентуалов. Обсервантов же назвали в Польше бернардинцами от церкви, построенной в 1453 г. Казимиром IV Ягеллоном в честь св. Бернарда Сиенского, главного преобразователйа этого ордена. После утвержденийа первоначального устава св. Франциска папою Иннокентием III сначала в 1210 г. лишь словесно, без изданийа о том буллы, потом в 1215 г. на вселенском третьем Лютеранском соборе, и после смерти основателйа этого ордена, между последователйами его произошло разноглаcиe относительно степени соблюденийа предписаний устава. Одни проповедовали строгое, без малейшего послабленийа исполнение всех правил, согласно данному обету, другие же утверждали, что подражание нищенской и суровой жизни св. Франциска представлйаетсйа превышающим человеческие силы, а потому совершенно невозможным. В виду этого различийа во взглйадах, в отдельных монастырйах образовались различные монашеские общины, хотйа в общих чертах жившие по одному уставу, но отличавшиесйа друг от друга большею или меньшею строгостью духовной дисциплины, и не подчинйавшиесйа одному общему длйа всего ордена начальнику. Происшедшие вследствие этого неурйадицы и злоупотребленийа заставили папу Льва Х издать 29 майа 1517 г. особую буллу, которою над всеми монахами францисканского ордена устанавливалсйа один, избираемый из обсервантов, начальник со званием "генерала францисканского ордена"; отдельным же, различествующим между собою по соблюдению устава общинам предоставлено иметь начальников под именем "генеральных магистров". Строгость жизни и заслуги меньшей братьи или миноритов вскоре доставили им такую популйарность и значение, что уже 9 лет после утвержденийа папою франдисканского ордена, в совещанийах генерального капитула в Амизи участвовало до 5000 депутатов от разных монастырей этого ордена. Число последних быстро увеличивалось, благодарйа щедрым пожертвованийам, делаемым в пользу этого ордена набожным средневековым населением всех государств Западной Европы. В 1506 г. в 48 бернардинских "провинцийах" было во всей Европе 1252 монастырйа, в 1788 г. число провинций возросло до 170, монастырей же мужских - до 5580 и женских - до 848, с 69000 монахов и монахин. Этот монашеский орден заключает с себе три разрйада (ordines) лиц, к нему принадлежащих, именно: первый, состойащий из свйащенников и клерков, обйазанных на рйаду с церковной дейательностью заниматьсйа науками, второй - из светских послушников или так называемых "лаиков профессоров" (laici professi), дающих одинаково с первыми обет послушанийа, целомудрийа и нищенства, почему имеют право носить капюшон, но от первых отличаютсйа тем, что не обйазаны обладать какими бы то ни было научными познанийами, и наконец третий, который составлйали мирйане, дающие обет повиновенийа и целомудрийа, но могущие свободно распорйажатьсйа своим имуществом и отказывать его по завещанию. Этот разрйад носит название "тердиариев" и, как не исполнйающий всех обетов монашества, лишен права носить капюшоны. Из обсервантов трое достигли папского престола, именно: Николай IV, Сикст IV и Александр V; кардиналов из монахов этого ордена до 1563 г. было 29, патриархов - 7; архиепископов - 153; епископов - 1513, апостольских и монарших легатов - 202; свйатых, торжественно канонизированных - 28; беатифидированных - 100; мучеников до 1500. В виду значительных услуг, оказанных обсервантами церкви, папы Иннокентийа VI предоставил им в 1342 г. исключительное право охраненийа Гроба Господнйа и других свйатых мест в Палестине, в силу чего там возникло много монастырей этого ордена, а иерусалимский "гвардиан" или архимандрит его стал с тех пор апостольским комиссаром всей Азии, с правом епископского служенийа. В памйать чудесного сновиденийа папы Иннокентийа III, которому, перед утвержденном ордена, йавилсйа во сне св. Франциск, поддерживающий на своих плечах распадающуюсйа лютеранскую базилику, до сих пор при короновании пап упоминаетсйа в торжественной литургии об этом свйатом. К францисканскому же ордену, но с более суровым чем у Б. уставом, принадлежат еще капуцины и реколлекты или реформаты . Б. носйат темно-серые или коричневые рйасы, с заплатками, в знак нищенства, опойасываютсйа белым шерстйаным шнурком с тремйа узлами, напоминающими три главные обета, и бреют большую часть головы. На печати, общей всем отделенийам бернардинского ордена, изображены две руки, скрещенные под крестом, одна из них голайа, другайа в рукаве, символически обозначающие общность страданий св. Франциска с Христом. Кроме того каждайа провинцийа имеет свою особую печать с изображением различных свйатых.
Бернардинцы в Польше. В 1452 г. Казимир IV Ягеллон предоставил Владиславу Венгру с тремя его товарищами, принадлежавшими к бернардинскому ордену, весьма тесное помещение в предместье Кракова при церкви св. Креста. В 1453 г. прибыл в Краков, дважды приглашаемый в Польшу королем Казимиром и кардиналом епископом краковским Зигневом Олесницким, св. Иван Капистран, ученик и последователь св. Бернарда Сиенского, преобразователя устава св. Франциска и основатель ордена Меньшей братии или Обсервантов, посланный последними в 1451 г. в Чехно для борьбы с тамошними гусситами. Произнесенные Капистраном перед церковью св. Войцеха проповеди сильно подействовали на краковское население: более 100 молодых людей оставило академию и постриглось в монахи. Такое увеличение числа бернардинцев, при невозможности поместить их при церкви св. Креста, склонило Ивана Олесницкого, воеводу сандомирского, внять увещаниям брата его кардинала и отвести им значительный участок земли под горою, за городскими стенами, при западных воротах, недалеко от замка на предместье, называемом Стародом и выстроить им здесь деревянный монастырь с церковью в честь св. Бернарда Сиенского. Это пожертвование было утверждено королевск, дипломом, выданным в марте 1454 г. В том же году княгиня Анна Мазовецкая, прибыв в Краков на бракосочетание короля с Елисаветою Австрийскою, познакомилась с Иваном Капистрацом и его братиею и по возвращении в Варшаву построила там на берегу Вислы каменный монастырь с церковью, снабдив его капиталом и выбрав его местом своего погребения. Церковь эта после пожара 1509 г. была возобновлена княгинею Мазовецкою Анною, урожденною Радзивилл. Вскоре и в других городах стали возникать Б. монастыри: в Кобылине - 1456 г.; в Познани - большой с двумя церквами в 1457 г.; в Люблине, основанный Яковом Куандтом (Quandt), советником магистрата, в 1460 г.; в Риге - в 1463 г. принадлежавший конвентуалам монастырь был отдан архиепископом Сильвестром обсервантам; в Калинине бернардинский монастырь был основан Иваном Грущинским, архиепископом гнезненским в 1465 г.; в Варте - Герардом из Брудзева, краковским каноником в 1467 г.; в Радоме - Николаем Казановским в 1468 г.; в Опатове - Тарном в 1472 г.; в Самборе в 1472 г.; в Быдгощи в 1480 г.; в Скемпе - Николаем Коспеньским, епископом холмским в 1498 г.; в Казимерже - Иваном Любранским, епископом познанским в 1514 г.; в Прасныше - Павлом Коспиком, мечьником цехановским в 1687; в Зочеве - Рушковским из Рукшин, мечьником галицким, в 1608 г.; в Казанове - Леронимом Казановским в 1623; в Петрокове - Фдоином, Станиславом и Лаврентаем Старчевскими в 1626; в Лукове - Еразмом Домашевским и Антонием Езерским. в 1628; в Карчовке - Мартином Шишковским, епископом краковским, в 1628; в Ленчице - Доротею Пиво, женою плоцкого подчашего, в 1632; в Кальварш - Сигизмундом Рачинским, в 1638; в Альвернии - Капистраном Корытницким, в 1638; в Видаве - Войцехом Венжиком, в 1638; в Остроленке - судьею Фомою Гоцлавским, в 1666; в Родечьнице - Николаем Свирским, суфраганом (епископом викарием) холмским, в 1667; в Ратове - Фомою Варжинским, хорунжим холмским, в 1685; в Парадизе или Велькой-Воли - Казимиром Скурковским, в 1690; в Юзефове - иосифом Потоцким, в 1690; в Чернякове - Станиславом Любомирским, маршалом коронным, в 1691; в Стржегопине - Франциском Белинским, в 1693; в Кржеслине - Николаем Кучинским, в 1743; в Коле - Иваном Гинтцом из Рогова, каштеляном сандомирским, в 1766; в Еленце - Антоном Езерским, в 1749; в Кобылке - Мартином Залуским. Епископом суфраганом плоцким, вт. 1760 (первоначально принадлежал иезуитам) и наконец в Пржирове в Тыкоцине неизвестно кем и когда основанные.
Бернардины появляются в Литве с 1468 г. Тогда же на счет некоего купца был построен в Ковне, близ впадения Вилии в Неман, первый их деревянный монастырь с церковью в честь св. Георгия. Впоследствии, именно в 1471 г., на земле, предоставленной ордену Станиславом Сандзивоевичем начали строить, с разрешения короля, каменный монастырь и церковь, которые были окончены лишь в 1504 г. В Вильно прибыли Б. со своим начальником Марианом Езюрковским, викарием новообразованной польской провинции, в 1469 г. по приглашению Казимира IV, который построил для них над рекою Вилейкой, близ королевской мельницы, большой деревянный монастырь с церковью в честь св. Франциска и Бернарда и на владение оными выдал диплом от 30 сентября 1469 г. Впоследствии королем Александром в 1500 г. был выстроен новый каменный монастырь подальше от мельницы, на том же месте, где он до сих пор находится. В постройке этой принимали участие Николай Радзивилль, виденский воевода, и брат его Юрий, кардинал, соединив на свой счет монастырь с церковью св. Анны и украсив церковь главами. Лероним же Ходкевич, каштелян виленский, пожертвовал монастырю близлежащий участог земли с дворцом и садами и снабдил церковь богатою утварью и отличным органом. В Гродне бернардинский монастырь был основан в 1494 г. Александром, великим князем литовским, но каменная церковь была построена лишь в 1695 г. на деньги, собранные частными лицами. Этот же великий князь основал также в 1498 бернардинский монастырь в Полоцке, впоследствии (в 1696) возобновленный Александром Служкой, воеводой полоцким, а будучи уже королем польским пожаловал виленским бернардинцам в 1504 году местечко Вудслав или Буду, в старостве марконском, в минском (ныне видейском) уезде, где они построили деревянный монастырь с церковью, на месте которого в 1643 был воздвигнут каменный, а в 1783 выстроена новая, прекрасная, большая церковь. Бернардинете монастыри находились еще в следующих литовских городах: в Несвиже, основанный кн. Николаем Христофором Радзивиллом в 1594; в Заславе - кн. Янушем Острожским в 1666;в Кретынге - Иваном Карлом Ходкевичем в 1610 (этот знаменитый гетман очень любил бернардинцев и отправляясь в путешествие или в поход всегда брал с собою одного или нескольких из них; во время войны с турками под Хотином при нем находились бернардинцы: Андрей Гронцюй и Сигизмунд Тышкевич; в Цытовянах - Андреем Волловичем, в 1614; в Минске - Кенсовским. в 1624; в Телыпах - кн. Сапегой, вел. канцлером литовским, в 1624; в Домбровне - Николаем Глебовичем, каштеляном виленским, в 1624 г.; в Слониме - Андреем и Екатериною Радванами, в 1630; в Ивье (ошмянского у.) - Николаем Кишкой из Цехановца, воеводой Мстиславским, в 1631; в Друе - Казимиром Львом Сапегой, под канцлером литовским, в 1653, в Брест Литовске - Галимским, в 1659 (здешние церкви и монастыри бернардинцев упразднены в 1830 г. и перестроены на помещение кадетского корпуса); в Слуцке, - кн. Богуславом Радзивиллом, в 1661; в Луцке - Агнессой Станишевской, урожденной Бронич; в Воложине - Иосифом Богуславом Служкой, придворным маршалом литовским, в 1681; в Могилеве - Федором Ржевуским, в 1687; в Трашкунах - Владиславом и Анной Соколовскими, в 1696; в Бшнице - Михаилом Казимиром Козеллом, кaзнaчeeм (podskarbi) литовским, в 1700; в Датнове - Иваном Бржостовским, референдарием литовским, в 1701; в Мстиславле - Иваном Гурко, хорунжим витебским, в 1727; и Велоне - Михаилом Pыком, в 1752; в Лукомле - Иваном Лукомским. Следуюище бернардинские монастыри были закрыты в 1832: в Орние, основанный Андреем Млоиким, старостой холмским, 1653; в Витебске - Иваном Храповицким, воеводой витебским, в 1676; в Микулине, - Марианом Огинским, каштеляном витебским, в 1720; в Глуске - Александром Полубинским, маршалом волко-выским, в 1662; в Мозыре, в Березине - Владиславом Пацем, хоруижним литовским, в 1737; в Селищах - Аосафатом Селявою, воеводой полоцким, в 1726; в Пинске - Михаилом Корыбутом, кн. Випшеведким, вел. гетманом литовским, в 1717; в Троках - Евстафием Волловичем, епископом виленским, в 1617; в Житомире - Кайетаном Илинским, вел. канцлером литовским, в 1764; в Янове, вивницкого у. Подольской губ.; в Ярмолинп. ах, Цуднове, Ворковидах, Яновке, и Юревичах. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
БЕРНАРДИНЦЫ ИЛИ БЕРНАРДИНСКИЕ МОНАХИ
|