БЕРЛИОЗ


 

 

БЕРЛИОЗ (Гектор Berlioz) - замечательный французский композитор и музыкальный критик. род. в La Cote St. Andre 1 декабря 1803 г. Его отец был доктором и готовил сына к такому же поприщу, почему и отправил его в Париж. Немолодой человек, увлеченный непреодолимым стремлением к музыке, покинул занятие медициною и поступил в консерваторию, где его учителем теории композиции был Рейха. Б. не перенес, однако, строгих требований этого педагога, особенно сурового с ним обращения, почему вскоре покинул консерваторию и начал самостоятельно развивать свои музыкальные дарования. Первое самостоятельное произведение Б, исполненное публично в церквах St Roche и St. Eustache, когда ему минуло всего лишь 22 г., была месса, не имевшая, однако, тогда никакого успеха. В 1826 г. Б. снова поступил в консерваторию и под руководством Лесюера прилежно занялся теорией музыки. В 1828-30 гг. вновь были исполнены несколько произведений Б.: - увертюры "Ваверлей", "Francs-juges" и "Фантастическая симфония" (эпизод из жизни артиста). Хотя эти произведения также не встретили особенного сочувствия, тем не менее они обратили на молодого композитора внимание публики. Начиная с 1828 г., Б. стал не без успеха выступать на поприще музыкального критика и, после долгих и тщетных ожиданий справедливой оценки его композиторских трудов, он в 1830 г. за написанную им на конкурс кантату "Сарданапал" получил, наконец, от парижской консерватории первую музыкальную премию (Prix de Rome), связанную с посылкою лауреата в Рим, на казенный счет. Таким образом ему дана была возможность посетить Италию, из которой он, однако, возвратился через 18 месяцев убежденным противником итальянской музыки. Из своего путешествия Б. привез с собою увертюру "Король Лир" и симфоническое произведение "Le retour a la vie", названное им "мелологом" (смесь инструментальной и вокальной музыки с декламацией), которое составляет продолжение "Фантастической симфонии". С 1834 г. положение Б. в Париже улучшилось, особенно после того, как он сделался сотрудником во вновь основанной музыкальной газете "Gazette musicale de Paris", а вслед затем и в "Journal des Debats". Работая в этих изданиях до 1864 г., Б. приобрел репутацию строгого и серьезного критика. В 1839 г. он был назначен библиотекарем консерватории, а с 1856 г. - членом Академии. Б. умер в Париже 9 марта 1869 г. В 1868 г. он посетил Россию, где с огромным успехом дирижировал в симфонических концертах русск. муз. общества. Из многочисленных его произведений особенного внимания заслуживают: симфония "Гарольд в Италии" (1834), "Реквием" (1837), опера "Бенвенуто Челлини" (1838), симфония кантата "Ромео и Жюльетта" (1839), "Погребальная и торжественная симфония" (1640 г.), при открытии июльской колонны), драматическая легенда "Гибель Фауста" (1846 г.), оратория "Детство Христа" (1854), "Те Deum" для двух хоров (1856), комическая опера: "Беатриче и Бенедикт" (1862) и опера "Траянцы в Карфагене" (1864). Текст к последним двум операм, равно как и к "Фаусту", к "Детству Христа" и к др. произведениям, был сочинен самим Б. Из литературных произведений Б. наиболее выдаются: "Voyage musical en Allemagne et en Italic" (Париж, 1854), "Les Soirees de l'orchestre" (Париж, 1853; 2 изд. 1854), "Les grotesques de la musiques (Париж, 1859), "A travers chant" (Париж, 1862), "Traite d'instrumentation" (Париж, 1844). Причина разноречивости отзывов о Б., как о композиторе, зависит от того, что он с самого начала своей музыкальной деятельности пошел по совершенно новой, вполне самостоятельной дороге. Он тесно примыкал к новому, развивавшемуся в то время в Германии музыкальному направлению и, когда в 1844 г. посетил Германию, то был в последней гораздо больше оценен, чем в своем отечестве. В России Б. уже давно получил свою оценку. После своей смерти, а в особенности после Франко-прусской войны 1870 г., когда во Франции с особою силою пробудилось национальное, патриотическое чувство, произведения Б. приобрели большую популярность среди его соотечественников. Значение Б. в области искусства заключается в его глубоком понимании инструментов и в мастерском их применении в оркестровке. Его партитуры полны новых и смелых оркестровых эффектов. Большим распространением пользуется его трактат об инструментовке, переведенный на многие языки. По смерти Б. появились незадолго пред тем написанные им "Memoires" (Париж, 1870), "Correspondance inedite 1810-68" (1878). Ср. "Jullien Hector В." (1882); Hippeau, "В., l'homme et l'artiste" (3 т., Пар, 1863-85); Ernst, "De l'oeuvre dramatique de H. B. " (1884); Pohl, "H. B. Studien u. Erinnerungen"; Трифонов, "Гектор Б." ("Вестн. Европы", 1885, IX - X).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПРИЛОЖИТЬСЯ
КОТОНИЗИРОВАТЬСЯ
БОГДАНОВА
ХОРЕОГРАФ
РЕДУКЦИЯ
ШВАРТ
ПОБУДИТЕЛЬ НЕОСОЗНАВАЕМЫЙ
БОЛЬНО
ДУРНЫШКА

БЕРЛИОЗ

НЕРАВНЫЙ
МОЕЧНЫЙ
ХРИСТИАННЕЙШИЙ
ИСКРАСИТЬСЯ
СКОПИДОМСТВОВАТЬ
САБЛЯ
ОБУЧАТЬСЯ
ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ
ДЕМИКОТОННЫЙ


БЕРЛИНСКИЙ назад содержание далее БЕРЛОГА
Хостинг от uCoz