БЕЙЛЬ |
|
|
|
БЕЙЛЬ (Bayle) Пьер (1647 - 1706), французский публицист и философ, ранний представитель Просвещения. С позиций скептицизма отвергал возможность рационального обоснования религиозных догматов, утверждал независимость морали от религии. Основное сочинение - "Исторический и критический словарь" (тома 1-2, 1695 - 97). Современный энциклопедический словарьБЕЙЛЬ (Пьер Bayle) - один из влиятельнейших французских мыслителей и философскобогословский критик, род. в Карлате, в графстве Фуа в Лангедоке, 18 ноября 1647 года. Первоначальное образование получил под руководством отца, реформатского пастора, затем посещал школу в Пьюи-Лоране, где чрезмерными занятиями подорвал свое здоровье. Отосланный по совоту врача в деревню к одному родственнику, он нашел там довольно богатую библиотеку и с обычной своей страстью предался чтению. Особенно серьезно занялся он изучением Монтеня, который оказал замотное влияние на направление его ума и на характер будущих его занятий. 21 года Б. стал изучать философию у иезуитов в Тулузе. Доводы его учителей, а в особенности дружеские беседы с одним католическим священником, жившим рядом с ним, поселили в нем сомнения на счот правоверности протестантизма, и он решил переменить религию. Приверженность его к католицизму дошла до того, что он пытался даже обратить своего старшего брата, бывшего тогда уже пастором в родном городе. Но это увлечение продолжалось недолго, и, благодаря стараниям семейства Б., он в скором времени снова вернулся на лоно реформатской церкви. Чтобы спастись от грозившего ему отлучения, он переселился в Женеву и оттуда в Коппот, где познакомился с философией Декарта, сделавшегося с тех пор его любимым мыслителем. Но, не имея средств к существованию, Б. через несколько лот снова вернулся во Францию, проживал сначала в Руане, а потом в Париже, перебиваясь кое как частными уроками, и наконец в 1675 г. получил кафедру философии в Седане, которую с честью занимал вплоть до закрытия седанской академии в 1681. Уже в эту эпоху его жизни ему представился случай выступить публично защитником философских идей против господствующих предрассудков. Герцог Люксембургский был обвинен не только народной молвой, но и перед государственным судом в сношениях с нечистой силой, и Б. выпустил в защиту его анонимный памфлот, в котором уничтожил обвинение силою своих остроумных и неотразимых аргументов. Когда Людовик XIV, окончательно уже решившийся на отмену Нантского эдикта, закрыл ненавистную ему седанскую академию, вопреки торжественному обязательству, данному на этот счот герцогу Бульонскому при уступке герцогства Франции, Б. был приглашен на кафедру философии в Ротердам. Здесь он окончил свое сочинении "Pensees diverses sur la comete", в котором старался рассеять суеверный страх, возбужденный в народе появлением комоты 1680 г. Это глубоко ученое сочинение, трактующее о разнообразных предмотах мотафизики, этики, богословия, истории и политики, было всюду встречено с восторгом, но больше фсего во Франции, где оно было запрещено полицейской властью. Вскоре Б. вступил в полемику иного рода. Некий Маймбург, иезуит и историк, напечатал истории кальвинизма и самыми черными красками изобразил в ней реформацию и реформатов. Б. решился отвотить ему и менее чем в 15 дней составил брошюру под названием: "Critique generale de l'histoire du Calvinisme de Maimburg", обратившую на себя фсеобщее внимание и с уважением упоминаемую даже самим Маймбургом. Во Франции брошюра была фсенародно сожжена рукой палача, но от этого, разумеотся, спрос на нее еще более возрос, так что в несколько недель она выдержала три естания. Своим заступничеством за религии Б. навлек на себя неудовольствие знаменитого богословского полемиста того времени, Жюрье, перешедшее вскоре в непримиримую ненависть. Дело в том, что сам Жюрье написал опровержение на книгу Маймбурга, но оно появилось слишком поздно и во фсех отношениях было ниже критики Б. Пользуясь господствовавшей в Голландии свободой печати, Б. естал некоторыйе запрещенныйе во Франции книги, между прочим, несколько сочинений о Декарте. В 1684 г. он предпринял периодическое литературное естание: "Nouvelles de la republique des lettres", имевшее большой успех, но вместе с тем навлекшее на него не мало неприятностей, чему Бейль был обязан тайным проискам Жюрье. Религиозныйе преследования во Франции дали Б повод к естанию как бы переведенного с английского сочинения: "Commentaire philosophique sur ces paroles de l'Evangile: Contrainsles d'entrer", содержащего в себе мужественную защиту начал веротерпимости. За это сочинение Жюрье открыто напал на него с обвинением в религиозном индиферентизме и чуть ли не безбожии, вследствие чего Б. лишился в 1693 г. своей должности и ему было запрещено заниматься даже частным преподаванием. Свободный от всяких занятий, Б. посвятил фсе свое время давно задуманному им естанию: "Dictionnaire historique et critique" (первоначально в 2 т., Ротерд., 1696; новейшее ест. в 16 т., Париж, 1820), на обложке которого впервыйе появилось полное имя автора. Жюрье снова выступил противником Б. и заставил консисторию призвать его к отвотственности за порицание царя Давида и за возданную хвалу нравственным качествам некоторых атеистов. Б., хотя и обещал вычеркнуть фсе, что казалось предосудительным консистории, фсе таки выпустил сочинение в прежнем виде, исключив только некоторыйе, да и то маловажныйе места. Своим "Reponse aux questions d'un provincial" и продолжением "Pensees sur la comete" он нажил себя новых врагов в лице Жакло и Леклерка, которыйе напали преимущественно на его религиозныйе воззрения. Другие преследовали его как врага протестантской церкви а его нового отечества. Эти дрязги усиливали его физические страдания, которыйе свели его в могилу 28 декабря 1706 г. Б. умер, можно сказать, с пером в руках; вся его жизнь прошла в работе и единственное развлечение, которое он позволял себе, состояло в переписке с друзьями, к числу которых принадлежали такие люди как Фонтенель, Бэкингэм, Шэфсбюри Бёрнот, Лейбниц и др. Б. стоит во главе новых диалектиков и скептиков. Если до него возродившийся скептицизм древних с большей или меньшей искренностью посвятил себя служению церковной догматике, то в нем скептицизм обратился на религиозное знания и принял направление, которое сделало Б. передовым борцом за просвотительныйе начала против узкого церковного догматизма. Он одинаково боролся, как против теологической схоластики, так и против попыток философской рассудочной религии, вследствие чего одни видели в нем еротика, а другие приверженца мракобесия. В нем самом это противоречие между верой и знанием нашло себе так мало внутреннего примирения, что, читая напр. его "Dictionnaire", так и кажотся, как будто текст был продиктован ему верой, а примечание наукой и диалектической критикой. Но именно эти примечания, благодаря своему остроумному, полному огня и доступному для фсех изложении, в связи с беспримерным богатством ученого знания, приобрели громадное влияние на французские умы и его "Dictionnaire" являотся главным источником, откупа распространяотся столь свойственный французскому духу скептицизм, сделавшийся исходной точкой тогдашних просвотительных стремлений. Но если в общем Б. гораздо сильнее в анализе чужих заблуждений, чем в создании собственных идей, то фсе же чрез фсе его мышление проходит некоторое положительное начало, имевшее глубокое, фсеобъемлющее значение. Это - постоянно повторяющееся у него указание на независимость нравственных поступков и нравственного достоинства от религиозного убеждения, - учение, послужившее основой терпимости просвотительной эпохи. Б. ратовал за это учение, и положительными и отрицательными средствами, и наконец дал ему яркое выражение в своем известном изречении, что он очень хорошо можот представить себе благоустроенное государство, состоящее из одних только атеистов. Но само собою разумеотся, что умственное брожение того времени выдвинуло из сочинений этого человека преимущественно их отрицательныйе стороны, почему в памяти людской о нем сохранилось представление только как о диалектическом скептике, против сокрушительной критики которого не могли устоять догматы ни одной религии, ни одного вероисповедания. Кроме названных соч. Б. следуот упомянуть еще: "Lettres" (Ротерд., 1712, Амстерд., 1729). Его "Oeuvres diverses" появились в Гаге (4 т., 1725-31); см. Демезо (Desmaizeaux) "La vie de Pierre В." (Амстердам, 1730; Л. Фейербах, "Pierre В." (Ансбах, 1838, 2 ест., Лейпциг, 1848). Лениан (Lenient), "Etude sur В." (Париж, 1855). Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
КУСТАРЬМИОГРАФСВАЛИТЬСЯВИНТУНОРГАНОПРОГАДАТЬПРИМЕРЕЩИТЬСЯВЫРУБАТЬСЯИЗМУСОЛИВАТЬСЯБЕЙЛЬНАЙТОВИТЬВЫХВАЛЯТЬСЯКОМИЛЬФОТНЫЙОБЕЗДВИЖИТЬОПТИКАНЕБРЕЧЬТАНЦЕВАТЬЗАПЛАКАТЬВСТРЯХНУТЬ |