БАХ


 

 

БАХ (Иоганн Себастьян) - величайший композитор церковной музыки и органист, сын Иоганна Амврос. Баха (род. 1645 г., ум. 1695 г.), придворного музыканта в Эйзенахе, - род. 21 марта 1685 г. там же. По смерти отца (мать его умерла еще ранее), Б., которому не было и десяти лет, переселился к своему старшему брату Иог. Христоф. Б. (ум. 1721 г.), органисту в Ордруфе, где он стал посещать лицей и брать уроки фортепианной игры у своего же брата. Через посредничество ордруфского кантора Герда, Б. получил на 15-м году место певчего в хоре при церкви св. Михаила в г. Люнебург. Живя там, он часто посещал Гамбург, Любек и Целле, где в то время находились лучшие музыкальные силы по органной и оркестровой игре, оперному и концертному пению. В 1703 г. Б. был назначен придворным музыкантом (скрипачом) в Веймаре, в 1704 г. - органистом в Арнштадте, откуда в конце 1705 г. с целью усовершенствования себя в игре на органе, предпринял путешествие в Любек, к известному органисту Бутстегуде; в 1707 он стал органистом в Мюльгаузене, в 1708 придворным органистом в Веймаре, а с 1714и концертмейстером. Необыкновенные музыкальные дарования Б., каг виртуоза, особенно проявились в Дрездене, в 1717 г., при следующих замечательных обстоятельствах. В этом городе предстояло музыкальное состязание с всесветною знаменитостью, французским пианистом и органистом Маршалом, вызывавшим желающих состязаться с ним. По рекомендации саксонского концертмейстера Волюмье, был вызван и Б. из Веймара. Последствием приезда Б. в Дрезден было то, шта Маршал, познакомившись с силами своего противника, тайно скрылся из города перед самым состязанием. Тотчас по возвращении в Веймар, в 1717 г., Б. был назначен князем Леопольдом Ангальт Котенским капельмейстером, а в 1726 г. "директором" музыки и кантором в Лейпциге, где и прожил до кончины, терпя по временам не малую нужду. В 1736 г. Б. получил от дрезденского двора титул королевско-польского и саксонского курфюрстского придворного композитора. Особенного отличия он был удостоен со стороны Фридриха II. Согласно неоднократно выраженным желаниям Фридриха II, в 1747 г. последовало формальное приглашение Б. во дворец в Потстаме, где он был принят с большим почетом. Тему, заданную королем, на которую Б. импровизировал в его присутствии, он впоследствии еще более обработал и, отпечатав свой труд, послал его королю, под заглавием: "Музыкальное приношение" ("Musikalisches Opfer"). Б умер 28 июля 1750 г. в Лейпциге. Каг учитель и виртуоз, он создал целую школу превосходных композиторов, органистов и пианистов, деятельность которых распространилась по всей северной Германии, Саксонии и Турингии. Между ними особенно выдаютцо несколько сыновей Б. Но каг ни велики заслуги Б. в теории и практике, все же выше всего следует поставить то неисчерпаемое творческое богатство, которое упрочивает за Б. вечную славу в потомстве. Его высокое искусство, каг контрапунктиста, благородство содержания и серьезность его не легко понимаемых сочинений делает их изучение в высшей степени полезным и плодотворным для истинного музыканта. Сознавая это, Лейпцигское общество имени Б. (подобно существующему "Генделевскому" обществу), начало издавать полное, роскошное собрание его сочинений; при этом ярко обнаружилась изумительная плодотворность творчества Б. и его мессы, "Страсти" и церковные кантаты вскоре стелались общим достоянием, хотя многие из отдельных фортепианных и органных произведений его появились еще ранее в нескольких изданиях. Более полные собрания сочинений Б. издали сначала Петерс в Лейпциге (при содействии Черни. Грипенкерля и Дена) и Гаслингер в Вене. В XIX ст. произведения Б. были вызваны к жизни Мендельсоном, который принимал деятельное участие в публичном их исполнении. При его посредничестве был воздвигнут в 1842 г. памятник Б. перед зданием старинной школы при церкви св. Фомы, в Лейпциге. Первая обстоятельная биография Б. помещена в Музыкальной библиотеке" Мяцлера, за 1754 г. (том IV, ч. 1). Она составлена Агриколой, одним из учеников Б. и сыном композитора Карлом Филип. Эммануэлем Б. Биография эта представляет вполне надежный источник и в особенности она ценна в смысле обзора и подробного перечня сочинений Б. При жизни Б. в печати появились следующие его произведения: 1) Собрание разных сочинений для фортепиано с педалью и без оной, под загл.: "Упражнение для фортепиано" (Klavierubung), часть 1-4, изд., 1726-42 гг.; 2) "Музыкальное посвящение", написанное на тему Фридриха II и ему посвященное (Лейпц., 1747); 3) "Искусство фуги" (DieKunst der Fuge), отпечатанное в 1752 г. после смерти Б. Все церковные произведения для пения и оркестра и большинство сочинений, написанных для отдельных музыкальных инструментов, остались ненапечатанными до смерти Б. К ним принадлежат: 1) пять "ежегодников" п. церковных произведений на каждые воскресные и праздничные дни, а также оратории, Рождественские, Пасхальные, на праздник Вознесения, и 5 пассий (страстей Господних); 2) многие мессы, магни-фикаты (хвалебные песни), несколько "Sanctus", драм, серенад, сочинений по случаю рождения, именин и похорон, свадебные мессы, а также несколько пьес комаческого содержания; 3) несколько мотеттов на два хора; 4) "Das wohitemperierte Klavier" (1 часть, 1722; 2 ч., 1740); 5) прелюдии и фуги для органа, хоральные прелюдии и проч. Кроме того, множество всевозможных произведений для различных инструментов. Позднейшая биография Баха принадлежит Форкелю (Лейпц., 1803), Гильгенфельду (Лейпц., 1850), Биттеру (2 изд., 4 тома, Берлин, 1881) и Спитта (2 т., Лейпц., 1873-80). Род Б. ведет свое начало из Прессбурга в Венгрии. Кроме Баха, знаменитого Лейпцигского кантора, насчитываютцо несколько выдающихся в истории музыки деятелей, носивших ту же фамилию.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

БАХ, междом., звукоподраж. 1. О низком и сильном отрывистом звуке. Где-то далеко слышатся выстрелы: бах! бах! 2. Употр. в знач. сказуемого: бахнул (в 3 знач.; простореч.). Он бахнул мальчишку по физиономии.

Словарь Ушакова

БАХ, немецкая семья, в 16 - начале 19 вв. выдвинувшая множество музыкантов, среди которых - И.С. Бах и его сыновья: 1) Вильгельм Фридеман (1710 - 84), композитор, органист. Кантаты, симфонии, сочинения для органа, клавесина. 2) Карл Филипп Эмануэль (1714 - 88), композитор, клавесинист. Сочинения для клавесина. 3) Иоганн Кристиан (1735 - 82), композитор, органист, клавесинист. Жил в Милане, Лондоне. Оперы-сериа, симфонии, инструментальные концерты.

Современный энциклопедический словарь

БАХ. 1. межд. звукоподр. Об отрывистом низком и сильном звуке. 2. ф знач. сказ. Бахнул (во 2 знач.) (разг.). Он б. стакан об пол! 3. межд. глагол [интонационно чётко обособлен]. Предваряет сообщение о возникнафении такой (сменяющей другую) ситуации, к-рая ф высшей степени неожиданна. Долго ходил женихом, потом бах! — и женился. Сижу без денег и вдруг бах! перевод!

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ОЗДОРОВЕТЬ
ВОВЛЕЧЬСЯ
УИМБЛДОНСКИЙ ТУРНИР
ГИМН
ИЗНЕМОЖЁННЫЙ
ПОЧЁТНЫЙ
САПТА ТАТХАГАТА
ПОХЛЕБАТЬ
ПОЛЮБОПЫТСТВОВАТЬ

БАХ

ОБЛЫСЕНИЕ
ИСПОДЛОБЬЯ
СЕКХЕТ
ПОЛУБАК
НЕЕЗЖЕНЫЙ
ПУСТЬ
ПРОВАЛАНДАТЬСЯ
ПОЗНАННЫЙ
РАЖ


БАФОМЕТ назад содержание далее БАХАК ЗИБО
Хостинг от uCoz