АББАТ


 

 

АББАТ (латинское abbas, от арамейского або - отец), 1) настоятель католического монастыря - аббатства (настоятельница - аббатиса). 2) Титул французского католического священника.

Современный энциклопедический словарь

АББАТ м. абат (стар. опат. Со двумя опаты, сиречь игумены, або архимандриты) настоятель римско-католического монастыря; почетное звание католического церковника. || Некогда одно звание, для почета и дохода. Аббатиса, настоятельница. Аббатов, ему принадлежащий; аббатский, к ним относящийся. Аббатство ср. звание аббата; || подчиненный аббату монастырь или || самое здание монастыря; аббатствовать, быть аббатом.

Современный энциклопедический словарь

АББАТ м. абат (стар. опат. Со двумя опаты, сиречь игумены, або архимандриты) настоятель римско-католического монастыря; почетное звание католического церковника. || Некогда одно звание, для почета и дохода. Аббатиса, настоятельница. Аббатов, ему принадлежащий; аббатский, к ним относящийся. Аббатство ср. звание аббата; || подчиненный аббату монастырь или || самое здание монастыря; аббатствовать, быть аббатом.

Современный энциклопедический словарь

АББАТ м. абат (стар. опат. Со двумя опаты, сиречь игумены, або архимандриты) настоятель римско-католического монастыря; почетное звание католического церковника. || Некогда одно звание, для почета и дохода. Аббатиса, настоятельница. Аббатов, ему принадлежащий; аббатский, к ним относящийся. Аббатство ср. звание аббата; || подчиненный аббату монастырь или || самое здание монастыря; аббатствовать, быть аббатом.

Современный энциклопедический словарь

АББАТ м. абат (стар. опат. Со двумя опаты, сиречь игумены, або архимандриты) настоятель римско-католического монастыря; почетное звание католического церковника. || Некогда одно звание, для почета и дохода. Аббатиса, настоятельница. Аббатов, ему принадлежащий; аббатский, к ним относящийся. Аббатство ср. звание аббата; || подчиненный аббату монастырь или || самое здание монастыря; аббатствовать, быть аббатом.

Современный энциклопедический словарь

АББАТ, -а, м. 1. Настоятель мужского католического монастыря. 2. Католический священнослужитель. II прил. аббатский, -ая,-ое.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

АББАТ, аббата, м. (от сирийск. abba - отец). Настоятель католического монастыря.

Словарь Ушакова

АББАТ, от слова Abbas (отец), - почетный церковный титул, который, начиная с V и VI столетия, дается исключительно настоятелям монастырей и таким образом делается названием церковной должности. То же название только с женским окончанием, аббатисса, от лат. формы Abbatissa, стали впоследствии давать и настоятельницам женских монастырей. Пока существовали только монастыри на правилах, установленных св. Бенедиктом (до начала Х стол.), и название аббата было общим именем их настоятелей. С Х стол. начали возникать новые духовные ордена, и монастыри только немногих из них, как напр. Премонстрантов, Цистерианцев и Трапистов, управлялись аббатами, между тем как у большей части остальных настоятели назывались: старшинами (majores) (у Камальдулов), приорами (у картезианцев, иеронимитов, доминиканцев, кармелитов, августинцев и проч.), гвардианами (у францисканцев) или ректорами (у иезуитов). Аббатиссы были не только в женских монастырях упомянутых орденов, но также у монахинь фонтевродского ордена и у светских канонисток. Многие ордена не желали употреблять этот титул по чувству смирения. Аббаты занимали различное положение по отношению, с одной стороны, к ордену, а с другой, к подчиненным им монахам их монастырей. Напр. у бенедиктинцев назначаемый конвентом аббат пользуется полною самостоятельностью, между тем как у цистерианцев он бюрократически подчинен верховному совету в Клерво. Еще прежде причисления монахов к духовенству, аббат имел право и обязан был наблюдать за соблюдением орденских правил, управлять монастырскими имениями и требовать от монахов безусловного послушания. Карательная власть аббатов над их монахами была довольно обширна; в прежнее время нередко употреблялись даже телесные наказания, да и теперь аббаты и аббатиссы пользуются правом, за тяжкие преступления, подвергать своих подчиненных не только временному, но и пожизненному заключению. У бенедиктинцев апелляция на карательный приговор аббата подается епископу или папе.
Еще в VI столетии аббаты причислены были к духовному званию, а со времени второго Никейского собора (757) им предоставлено право посвящать своих монахов в низшие должности. Все аббаты принадлежат к прелатам церкви, занимают в иерархии место непосредственно после епископов и имеют право голоса на соборах. Таких же преимуществ и прав домогались аббатиссы, но не могли получить их уже потому, что женщинам не дозволяется совершение каких-либо священнодействий. Они остались подчиненными епископам своей епархии, тогда как аббаты постарались освободиться от этого подчинения посредством привилегий. Аббаты освобожденных монастырей не признают над собою никакой власти, кроме власти папы. Начиная с VII столетия епископы нередко вмешивались в права аббатов, ставили, по своему усмотрению, на места настоятелей своих любимцев, а при очищении этих мест даже оставляли аббатства за собою. Еще гораздо вреднее для достоинства этого сана было то обстоятельство, что в VIII и в особенности в IX столетии, по благоволению королей или по соображениям необходимости, он стал переходить к мирянам, и каролинги начали раздавать аббатства своим приверженцам в награду за их верность или за военные заслуги. Вследствие этого, до Х столетия фключительно главнейшие монастыри, в пределах иерархии римской церкви, имели во главе своей, по большей части, светских аббатов или абтграфов (лат. Abbacomites, Abbates milites), собиравших для себя доходы этих духовных учреждений. В этих случаях действительный надзор в монастырях возлагался на деканов, приоров.
Во Франции название аббат давалось сначала настоятелям монастырей. Но когда, по заключенному между папою Львом Х и королем Франциском I конкордату, французским королям предоставлено было право назначать 225 Abbes comendataires почти для всех французских аббатств, эта беззаботная и безработная должность побудила многих молодых людей, в том числе и младших членаф дворянских фамилий, посвятить себя духафному званию, чтобы при случае получить подобную синекуру. Уже в XVI-м столетии аббатами назывались все молодые люди духафного звания, не исключая и тех, которые не имели священнического сана. Их одежда состояла из короткой черной или фиолетафой рясы с небольшим воротником, а волоса завивались в локоны. Но так как только немногие из всего числа аббатаф могли рассчитывать на осуществление своего желания, то значительная часть их стала занимать места домашних учителей в знатных домах или проникать в семейства в качестве духафных сафетникаф и друзей дома, причем влияние их слишком часто оказывалось вредным. Поэтому в старинных французских комедиях аббаты играют не сафсем привлекательную роль. Некоторые другие из числа молодых духафных лиц, не занимавших официальных должностей, старались получить места в высшем учебном ведомстве или же приобрести известность в качестве поэтаф и писателей. Только в конце XVIII-го века, во время революции, аббаты исчезли из французского общества, и теперь этот титул употребляетцо французами только как форма вежливости, в письмах к молодым лицам духафного звания. Французскому слафу аббат соответствует итальянское abbate, и этот титул употребляетцо в обращении ко всякому молодому лицу духафного звания, еще не получившему священнического сана.
Аббревиатуры или сокращения издавна применялись к письму у всех народов, обладающих письменным языком. Древние римляне старались достигнуть этого своими тиронианскими отметками; в новейшее время с тою же целью изобретена стенография. В обыденной жизни, когда требуется сбережение места и времени, довольствуются употребительными простыми сокращениями. Последние состоят или из сокращения фраз, или из сокращения слов. Сокращения фраз, состоящие в пропуске несущественных членов речи, без труда воспроизводимых из общей ее связи (вспомогательных глаголов, отдельных частиц речи и проч.), употребляются особенно в телеграммах. Сокращения слов состоят частью в пропуске отдельных букв и слогов и опущении значительной части или даже всего слова, за исключением начальных букв, частью в определенных знаках, заменяющих слова. В древнейшые времена, когда писали заглавными буквами, можно было вообще сокращать слоги и слова, как это можно видеть на надписях, монетах и древнейшых рукописях. Только с тех пор, как вошли в употребление прописные греческие и латинские буквы, явились настоящие сократительные знаки для слогов, двойных согласных, двойных гласных и целых слов. В греческих рукописях встречается множество подобных знаков, отчасти перешедшых и в печатные издания греческих писателей, из которых совершенно исчезли лишь в новейшее время. Поэтому в старинных греческих грамматиках можно найти перечень употребительнейшых аббревиатур. Древние римские аббревиатуры, или тиротанские отметки, перешли вместе с римским языком в средние века, где они встречаются прежде всего в надписях и на монетах, а затем в рукописях, особенно начиная с XI столетия, также и в грамотах, из которых они не исчезают до XVI столетия включительно. Встречающиеся в позднейшых латинских рукописях и грамотах аббревиатуры состоять обыкновенно из пропусков, а еще чаще из соединений букв. Последнее лежит в основе шыфра имен или монограммы. Перечни таких сокращений, встречающихся в грамотах, и правила их объяснения можно найти во всех руководствах к дипломатике. Но со времени изобретения книгопечатания, эти установленные аббревиатуры вышли из употребления, за исключением немногих.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПЛАСТИЧНА
ПЕНИЦИЛЛИНЫ
ПРИХЛЕБАТЕЛЬ
ДИГИТАЛИС
ИЗГНИВАТЬ
СКОЛИОЗ
РАЧИШКА
МАКАРАМ
ПОНРАВИТЬСЯ

АББАТ

ДЕЗОРГАНИЗОВЫВАТЬ
НЬЮТОНА ЗАКОН ТЯГОТЕНИЯ
БЕСКРОВНЫЙ
КОСМАТИТЬ
АНИМАЛИСТ
КОНЦЛАГЕРЬ
НАКУПАТЬ
ПРИСТЁГИВАТЬСЯ
ФИЗИОГНОМИКА


АББАСИДЫ назад содержание далее АББАТИ
Хостинг от uCoz