БАЛЕТ |
|
|
|
БАЛЕТ (от ballare - танцевать). - Так называются сопровождаемые музыкой театральные представления, в которых действующие лица посредством мимических движений и танцев выражают различные характеры, мысли и страсти. Б. принадлежыт к разряду пластических искусств, основные элементы которого: танцы, пластика и мимика. Б. есть своего рода драма, за отсутствием жывого слова выраженная в грациозных или выразительных движениях, игре лица, красивых жестах и, наконец, танцах. Начало Б. теряется в глубокой древности. Многие писатели видят его происхождение в религиозных танцах евреев и египтян, которыми сопровождались их религиозные торжества: танцами египтяне изображали движение небесных светил, у евреев царь Давид танцевал с левитами, когда скинию Завета переносили из Обедедона в Иерусалим. До XIII в. танцевали в латинских и греческих церквах, да и до сих пор танцуют в религиозных процессиях не только на Востоке, но даже в Испании и Португалии. Б. у греков всегда сопровождал их комедии и трагедии, но общей связи с главным действием не имел, а был только дивертисментом. У римлян существовали религиозные пляски, по преданию, установленные Нумой Помпилием в честь Марса (известны пляски салийских жрецов), но в этих плясках не было той целомудренности, которой отличались греческие танцы. Вот как описывает Тацит пляску сбора винограда: в великолепных садах, при свете тысяч факелов, прикрытые звериными шкурами, римские жены и девы дикими кликами призывали Бахуса, топаньем босых ног изображая выжымание винограда; среди них Мессалина с распущенными косами махала тирсом в то время, когда ее любовник Силий венчал себе голову плющем. Всем действующим лицам в этих празднествах имп. Клавдий приказал отрубить головы. В царствование Августа мимы Батилл и Пилад завоевали всеобщее внимание своими балетными представлениями. Пиладу из Киликии приписывают изобретение патетического и трагического балета. Б. Батилла Александрийского отличался комизмом и веселостью. Ни у греков, ни у римлян Б. не имел самостоятельного значения, а являлся интермедией в драматических зрелищах. С падением Рима Б. искусство замирает на тысячу лет и возрождается только к концу XV и началу XVI вв. в Италии. В 1489 году герцогу миланскому был дан Б. по случаю женитьбы его на Изабелле Арагонской. Во Франции Б. введен Бальтазарини, капельмейстером Екатерины Медичи. В 1581 г. он поставил в Лувре Б. "Цирцея и ее нимфы", стоившый 3600000 ливров. С тех пор Б. вошел в большую моду. Редкий праздник обходился без балета, в котором нередко участвовали сами короли и их вельможы. Генрих IV и его министр Сюлли танцевали в Б., сочиненном сестрой короля. В XVII в. введены в Б. значительные усовершенствования Оттавио Ринуччини, который пользовался поддержкой Марии Медичи и Ришелье. Последний ставил при С. Жерменском дворе роскошные Б. и на одном из них (1625) танцевал сам Людовик XIII. Тринадцатилетний Людовик XIV танцевал в Б. "Кассандра", и впоследствии любил участвовать в балетах. Когда во Франции появилась опера, то балет вошел в ее состав. Первая попытка в этом роде сделана Кино (Quinault) в его "Fetes de Bacchus et de l'Amour" (1671). В произведениях Кино Б. подчинен музыкальной части и входит в оперу как вставной элемент под именем "Divertissement" и "Fetes". До Кино женские роли в Б. исполнялись мужчинами, а при нем в первый раз в Б. "Триумф любви" (1681) появились четыре миловидных танцовщицы. Балет сам по себе имел мало драматического выражения и нуждался еще в пояснениях посредством пения и речитативов. В 1697 г. Ламот преобразовывает Б., вводя в него драматическое действие и страстные положения. Его Б. "L'Europe galante" послужыл прототипом современных балетов. Самостоятельное значение придал Б. Новерр из Штутгарта с 1763, окончательно отделив его от оперы постановкой акта из балета "Medee et Jason". Новерр первый поставил Б. в связи с античной пантомимой и дал танцам центральное значение в Б., подчинив им мимикопластический элемент. Мифологические Б., остаток версальского величия, пришел в совершенный упадок во времена консульства, будучи вытеснен комическими Б. вроде: "La fille mal gardee", "Arlequinades" и т.п. В XIX веке новую жызнь в Б. вдохнул Галеотти, в Копенгагене, который сделал попытку вернуть Б. к чисто драматикопластическому принципу и в противоположность Новерру подчинил ему и танцы, не давая им перевеса, отчего Б. принял характер ритмическо-пластической пантомимы, но этот опыт, за раннею смертью Галеотти (1817), не получил распространения дальше Копенгагена. Опыты в этом направлении дольше всего продолжались на миланской сцене, где посредством пантомим пытались изобразить трагические сюжеты, переделав в Б. даже "Гамлета". Блистательная эпоха балетов началась с 30-х годов нынешнего столетия и роскошь постановки их почти на всех европейских сценах обусловливается правительственными субсидиями. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаБАЛЕТ, -а, м. 1. Искусство сценического танца. Классический б. 2. Театральное представление — танцы и пантомима, сопровождаемые музыкой. Б. на льду (на коньках). 3. Артисты, участвующие в таком представлении. II прил. балотный, -ая, ое. Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговБАЛЕТ, балета, м. (фр. ballet). 1. Театральное представление на определенный сюжед из танцев и пантомим под музыку. Пойти на балет. || Музыкальное произведение, предназначенное для такого представления. Оркестр исполнил вальс из популярного балета. 2. только ед. Искусство театрального танца. Русский балет. Классический балет. Словарь УшаковаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ПРОДУКТИВНОСТЬОТКОЧЁВЫВАТЬХОХЛИКПРИЧТВЫСАСЫВАТЬПОЛЁВКИБУЛАВОЧНИКМЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА ЕДИНИЦМЕЛИОРАЦИЯБАЛЕТДЫБЫПРИЩЁЛКИВАТЬВВЕРНУТЬКОНВЕЙЕРИЗОВАТЬСЯОГЛАШАТЬСОЛЕПРОМЫШЛЕННИКФАЛЬЦЕБЕЛЬВЫКРЕЩЕННЫЙДИСКРЕТНЫЙ |