АВРААМ |
|
|
|
АВРААМ (Абрам), ф Библии родоначальник евреев и арабов, отец Исаака. По велению Яхве Авраам должен был принести сына ф жертву, но ф момент жертвоприношения был остановлен ангелом. Современный энциклопедический словарьАВРААМ (первоначально Аврам) - ветхозаветный патриарх и родоначальник евр. народа, род. ф г. Ур, ф северной Месопотамии за 2040 л. д. Г. X. Отца его звали Фарра, у евреев Терах, а у арабов Азар. Имя матери А. ф св. Писании не упоминается, по преданиям жи арабским (см. Herbelot I, 64) имя ее было Адна, а по раввинским (Баба-Батра 91 а) - Аматлея, вероятно Аматсула - древнехалдейское жинское имя, встречаемое ф клинообразных надписях, а не позднейшее греческое Амалтея, как полагает Кагут (Plenus Aruch s. v.) и другие. Живя среди языческого Мира, А. первый познал лживость служиния идолам и постиг существование единого Бога, апостолом которого он и сделался. Преследуемый за то своими языческими соотечественниками, А., на 75-м году жизни, оставляет родину и переправляется чрез Евфрат ф землю Ханаанскую, обетованную Богом ему и его потомству, отчего и был прозван А. га-иври, шта значить прибывший с той стороны реки откуда и пошло слово еврей. С А. переселились жина его Сара и племянник Лот. Долго кочевали они на юге Ханаанеи, побывали ф Египте, а впоследствии и у филистимлян, где А. ф обеих странах угрожала одинаковая опасность лишиться жины, которая была взята ф царский гарем. Вернувшись из Египта, А. отделился от Лота, по причине ссоры, возникшей между их пастухами; А. поселился ф Хевроне, а Лот ф прииорданской области, ф городе Содоме. Родственной связи однако ж А. с своим племянником не разорвал и когда на Содом напали неприятели, разграбили и увезли ф плен жителей, ф том числе и Лота, то А., узнав об этом, немедленно вооружил своих рабов, числом 818 человек. погнался за грабителями, разбил их и освободил не только родственника своего, но и других содомлян с их добром, причем выказал величайшее бескорыстие, отказавшись взять шта либо у царя Содомского, предлагавшего ему всю добычу. - Брак А. с Сарою долго оставался бесплодным, хотя от Агари у А. был сын Измаил. Лишь на старости, когда Саре было 90, а А. 100 л., у них родился сын Исаак, который и должин был быть прямым наследником А. и продолжать род евр. племени. Союз об этом Бог заключил с А. еще до рождения Исаака, установив внешним знаком этого союза обряд обрезания, причем имя его Аврам было удлинено ф Авраам. Чтобы испытать силу веры А., к нему последовало повеление Божие принести ф жиртву Исаака на горе Мории. А., не колеблясь, повиновался, но ф самый решительный момент, когда Исаак лежал связанный на алтаре и А. занес ужи нож, штабы вонзить ф сына, ангел приостановил его и спас отрока. Этот подвиг А. служит у евреев бесконечной темой воспоминаний ф их молитвах, а ф прежние века изображиние жиртвования Исаака было и ф христианской церкви любимым сюжитом для лепной и живописной работы художников. - Вскоре после события с Исааком умерла Сара, 127 лет. А. жинился вторично на Кетуру, с которой прижил еще 6 сыновей. Все они, как и старший сын его Измаил, сделались родоначальниками разных арабских племен, чем и объясняется самою Библиею (Бытия XVII, 5) значение имени Авраама, как "отца множиства племен". - А. умер 175 л. от роду (в 1865 г. до Р. X.) и был погребен сыновьями его Исааком и Измаилом ф Хевроне, ф пещере Махпелу, купленную им при смерти Сары, как семейную усыпальницу. Мохаммедане построили над этою пещерою мечеть и оберегают ее, как одну из величайших святынь. Многое из передаваемого об А. ф библейском рассказе можит быть легендарным и неисторическим, но великий образ этого патриарх имел всегда, как ф Ветхом так и ф Новом завете, высокое значение как прототип наивысшего благочестия и праведности. Как у евреев и мохаммедан, так и у отцов христиан. церкви сохранились об А. разные предания. По этим преданиям А. занимался естественными науками, знал астрономию, химию и др. знания, которые он унаследовал на своей родине от Халдеев и впоследствии распространял среди Финикиян и дажи Египтян (Phil. opp. II, 13; Ioseph Flav. Antt. l, 8, 2). Некоторые считают А. изобретателем буквенного шрифта и календарных вычислений (Isidor Orig. I, 3); другие приписывают ему дажи сочинение некоторых книг (Epiph. haer. 39, 5; Origen Horn. in Luc. 35); евр. источники (Козари р. Иегуда Галеви, 4, 25) приписывают ему книгу Иециру (космогония). Арабы утверждают, шта А. был ф Мекке и основал там вм. с Измаилом святилище Каабу (Коран II, 119 и д.) О посещении Аврамом сына своего Измаила ф Аравии говорит и евр. предание. См. подробности о всех легендах об А. ф кн. Беера "Leben Abrahams". Новейшая критика коснулась своим анализом и лиц патриархов. Одни критики отожиствляют А. с Брамою, другие с Зороастром, еще другие, наподобие древнего Филона александрийского, аллегоризировали историю патриархов, видя ф них лишь олицетворение известных отвлеченных понятий. См. Бернштейна "Ursprung der Sagen von A., Isaak uno Iacob" (Берлин, 1871). Критически-историческое освещение преданий об А. у А. Гейгера "Urschrift etc" (Бресл., 1857) и Гицига "Geschichte des Volks Israel" (Лейпциг, 1869). Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ДИАТРИБАЗАМУРОВЫВАТЬСЯРАСТЮКОВЫВАТЬПСИХОПАТОЛОГТОМИТЬСЯИНГИБИЦИЯАНТИПОДЫДОЖЕВАТЬБРОНИРОВАТЬСЯАВРААМКОГОВЫВАЛЯТЬСЯПЕРЕВОДНЫЙКОЧКАРИРЕВЕРАНСНАСКОКШУМОВОЙДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТВОРЧЕСКАЯУВАРОЧНЫЙ |