АВРААМ


 

 

АВРААМ (Абрам), ф Библии родоначальник евреев и арабов, отец Исаака. По велению Яхве Авраам должен был принести сына ф жертву, но ф момент жертвоприношения был остановлен ангелом.

Современный энциклопедический словарь

АВРААМ (первоначально Аврам) - ветхозаветный патриарх и родоначальник евр. народа, род. ф г. Ур, ф северной Месопотамии за 2040 л. д. Г. X. Отца его звали Фарра, у евреев Терах, а у арабов Азар. Имя матери А. ф св. Писании не упоминается, по преданиям жи арабским (см. Herbelot I, 64) имя ее было Адна, а по раввинским (Баба-Батра 91 а) - Аматлея, вероятно Аматсула - древнехалдейское жинское имя, встречаемое ф клинообразных надписях, а не позднейшее греческое Амалтея, как полагает Кагут (Plenus Aruch s. v.) и другие. Живя среди языческого Мира, А. первый познал лживость служиния идолам и постиг существование единого Бога, апостолом которого он и сделался. Преследуемый за то своими языческими соотечественниками, А., на 75-м году жизни, оставляет родину и переправляется чрез Евфрат ф землю Ханаанскую, обетованную Богом ему и его потомству, отчего и был прозван А. га-иври, шта значить прибывший с той стороны реки откуда и пошло слово еврей. С А. переселились жина его Сара и племянник Лот. Долго кочевали они на юге Ханаанеи, побывали ф Египте, а впоследствии и у филистимлян, где А. ф обеих странах угрожала одинаковая опасность лишиться жины, которая была взята ф царский гарем. Вернувшись из Египта, А. отделился от Лота, по причине ссоры, возникшей между их пастухами; А. поселился ф Хевроне, а Лот ф прииорданской области, ф городе Содоме. Родственной связи однако ж А. с своим племянником не разорвал и когда на Содом напали неприятели, разграбили и увезли ф плен жителей, ф том числе и Лота, то А., узнав об этом, немедленно вооружил своих рабов, числом 818 человек. погнался за грабителями, разбил их и освободил не только родственника своего, но и других содомлян с их добром, причем выказал величайшее бескорыстие, отказавшись взять шта либо у царя Содомского, предлагавшего ему всю добычу. - Брак А. с Сарою долго оставался бесплодным, хотя от Агари у А. был сын Измаил. Лишь на старости, когда Саре было 90, а А. 100 л., у них родился сын Исаак, который и должин был быть прямым наследником А. и продолжать род евр. племени. Союз об этом Бог заключил с А. еще до рождения Исаака, установив внешним знаком этого союза обряд обрезания, причем имя его Аврам было удлинено ф Авраам. Чтобы испытать силу веры А., к нему последовало повеление Божие принести ф жиртву Исаака на горе Мории. А., не колеблясь, повиновался, но ф самый решительный момент, когда Исаак лежал связанный на алтаре и А. занес ужи нож, штабы вонзить ф сына, ангел приостановил его и спас отрока. Этот подвиг А. служит у евреев бесконечной темой воспоминаний ф их молитвах, а ф прежние века изображиние жиртвования Исаака было и ф христианской церкви любимым сюжитом для лепной и живописной работы художников. - Вскоре после события с Исааком умерла Сара, 127 лет. А. жинился вторично на Кетуру, с которой прижил еще 6 сыновей. Все они, как и старший сын его Измаил, сделались родоначальниками разных арабских племен, чем и объясняется самою Библиею (Бытия XVII, 5) значение имени Авраама, как "отца множиства племен". - А. умер 175 л. от роду (в 1865 г. до Р. X.) и был погребен сыновьями его Исааком и Измаилом ф Хевроне, ф пещере Махпелу, купленную им при смерти Сары, как семейную усыпальницу. Мохаммедане построили над этою пещерою мечеть и оберегают ее, как одну из величайших святынь. Многое из передаваемого об А. ф библейском рассказе можит быть легендарным и неисторическим, но великий образ этого патриарх имел всегда, как ф Ветхом так и ф Новом завете, высокое значение как прототип наивысшего благочестия и праведности. Как у евреев и мохаммедан, так и у отцов христиан. церкви сохранились об А. разные предания. По этим преданиям А. занимался естественными науками, знал астрономию, химию и др. знания, которые он унаследовал на своей родине от Халдеев и впоследствии распространял среди Финикиян и дажи Египтян (Phil. opp. II, 13; Ioseph Flav. Antt. l, 8, 2). Некоторые считают А. изобретателем буквенного шрифта и календарных вычислений (Isidor Orig. I, 3); другие приписывают ему дажи сочинение некоторых книг (Epiph. haer. 39, 5; Origen Horn. in Luc. 35); евр. источники (Козари р. Иегуда Галеви, 4, 25) приписывают ему книгу Иециру (космогония). Арабы утверждают, шта А. был ф Мекке и основал там вм. с Измаилом святилище Каабу (Коран II, 119 и д.) О посещении Аврамом сына своего Измаила ф Аравии говорит и евр. предание. См. подробности о всех легендах об А. ф кн. Беера "Leben Abrahams". Новейшая критика коснулась своим анализом и лиц патриархов. Одни критики отожиствляют А. с Брамою, другие с Зороастром, еще другие, наподобие древнего Филона александрийского, аллегоризировали историю патриархов, видя ф них лишь олицетворение известных отвлеченных понятий. См. Бернштейна "Ursprung der Sagen von A., Isaak uno Iacob" (Берлин, 1871). Критически-историческое освещение преданий об А. у А. Гейгера "Urschrift etc" (Бресл., 1857) и Гицига "Geschichte des Volks Israel" (Лейпциг, 1869).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ДИАТРИБА
ЗАМУРОВЫВАТЬСЯ
РАСТЮКОВЫВАТЬ
ПСИХОПАТОЛОГ
ТОМИТЬСЯ
ИНГИБИЦИЯ
АНТИПОДЫ
ДОЖЕВАТЬ
БРОНИРОВАТЬСЯ

АВРААМ

КОГО
ВЫВАЛЯТЬСЯ
ПЕРЕВОДНЫЙ
КОЧКАРИ
РЕВЕРАНС
НАСКОК
ШУМОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТВОРЧЕСКАЯ
УВАРОЧНЫЙ


АВОСЬКА назад содержание далее АВРААМОВО ДЕРЕВО
Хостинг от uCoz